В статье исследуется роль нейросетей и многоагентных систем как ключевых технологических компонентов формирующейся экономики в условиях перехода к интегральному киберинформационному обществу. Авторы определяют нейросети как специфические электронно-программные организационные модули, обладающие целостной техноэлектронной сущностью, и описывают трехэтапный процесс их формирования: создание электронной архитектуры, первичное обучение и интеграцию в структуру общественных отношений. Рассматриваются проблемы на каждом этапе развития нейросетей и их функциональная роль в современном обществе. Особое внимание уделено формированию многоагентных систем на основе нейросетей, представляющих собой саморазвивающиеся IT-интеллектуальные кластеры. Анализируется применение программных роботов в ключевых сферах экономики: финансовых технологиях, здравоохранении, логистике, промышленности и электронной коммерции. На примере здравоохранения детально рассмотрены особенности и перспективы использования программных роботов. Авторы прогнозируют расширение применения многоагентных систем в образовании, юриспруденции, сельском хозяйстве, городском управлении и повседневной жизни, подчеркивая их потенциал для автоматизации процессов, повышения эффективности и персонализации решений.
Цифровизация процессов управления национальной экономикой в последние годы становится приоритетной задачей развития не только экономики, но и общества в целом. Лесной сектор экономики традиционно, помимо лесопромышленного комплекса, включает в себя и лесное хозяйство, для которого цифровизация в области управления ресурсами, контроль и прогнозирование крайне важны для устойчивого развития отрасли. Государственная форма собственности на лесные ресурсы, а следовательно, и государственное управление лесным хозяйством через федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) не способствовали появлению современных цифровых технологий в последние десятилетия, в отличие от лесопромышленного комплекса, где цифровизация производства, особенно на целлюлозно-бумажных, плитных производствах, играет значительную роль в управлении предприятиями. Тем не менее в последние годы всеобщий тренд на цифровую трансформацию экономики России затронул даже такое консервативное, в части использования цифровых технологий, лесное хозяйство. Современные цифровые технологии и решения применительно к лесному хозяйству позволяют решать задачи: повышения эффективности принятия плановых решений в сфере мониторинга и управления лесными ресурсами; мониторинга лесных пожаров и борьбы с вредителями леса в режиме реального времени; автоматизации сбора, обработки и хранения данных и предоставления их всем заинтересованным сторонам; борьбы с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины и др. Цель исследования - определение подходов и направлений цифровизации и цифровой трансформации лесного хозяйства. В статье представлено исследование понятий «цифровизация» и «цифровая трансформация» применительно к лесному хозяйству с учетом зарубежного опыта. Приведены их преимущества, а также выделены основные «цифровые» технологии и решения, такие как цифровые трехмерные карты лесных участков, возможности искусственного интеллекта, роботехника и дроны, распределенные реестры и технологии больших данных. Оценены уровень, потребности и ограничения инфраструктуры цифровизации региона. Результатом исследования стала система рекомендаций по усилению цифровизации лесного хозяйства, учитывающие качество и характер использования древесины, нацеленные на формирование нормативных и инфраструктурных условий лесопользования. На ее основе возможна разработка цифровой системы оценки и прогнозирования лесных ресурсов северного региона.
В статье рассмотрено, как наборы-конструкторы могут помочь школьникам 7-х — 11-х классов развить инженерное мышление в контексте цифровой экономики и дефицита кадров. Цель работы — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения специализированных наборов-конструкторов как инструмента формирования инженерного мышления у школьников 7-х — 11-х классов. Исследование базируется на деятельностном подходе Л. С. Выготского и принципах междисциплинарного STEAM-образования. В рамках исследования были разработаны три авторских набора-конструктора (планер, беспилотный летательный аппарат типа «летающее крыло» с радиоуправлением и квадрокоптер на платформе Arduino); проведен эксперимент с участием 300 школьников из Калининграда, Казани, Новосибирска. Исследование включало диагностику технического мышления, опросы участников и педагогов. Результаты эксперимента показали значительное повышение мотивации школьников к инженерным профессиям (82 %), существенное развитие технических навыков (рост среднего балла технического мышления на 37 %) и навыков командной работы (улучшение на 45 %). Работа с конструкторами позволяет эффективно интегрировать знания из физики, математики, информатики и дизайна. Предложена модель внедрения, авторских образовательных наборов-конструкторов, учитывающая возрастные особенности и преемственность обучения. Подчеркивается, что практическое проектирование готовит к требованиям цифровой экономики, однако требует методической поддержки педагогов, особенно в области цифровых технологий.
Происходящие процессы цифровизации в экономике, развитие технологий, рост числа каналов коммуникации привели к трансформации коммуникативных специальностей в экономике. Недостаточная адаптация к новым требованиям рынка может привести к дефициту квалифицированных кадров в области коммуникаций. Специалисты коммуникативных профессий должны не только адаптироваться к новым условиям работы, но и систематически развивать свои навыки, чтобы оставаться конкурентоспособными. Постоянное обучение и развитие PR-специалистов, маркетологов, копирайтеров, специалистов по внутренним коммуникациям, фандрайзеров будет их конкурентным преимуществом на рынке труда. В этой связи специалист коммуникативных профессий должен быть многофункциональным профессионалом, обладающим навыками в области контент-маркетинга, аналитики, стратегического мышления, уметь активно использовать современные коммуникационные технологии, способствующие достижению целей компании или клиента. Мультифункционализм позволит не только справляться с текущими вызовами социально-экономической реальности, но и адаптироваться к быстро меняющемуся конкурентному окружению, цифровой экономике. Научная новизна данного исследования заключается в определении и систематизации новых функций и навыков, востребованных в области коммуникаций в условиях цифровизации; определении инструментов, способствующих адаптации специалистов коммуникативных профессий, основанных на рыночных трендах. Проведение глубинного интервью позволило выявить, как представители коммуникативных профессий «видят» свой функционал в настоящем и будущем. Полученные результаты были проверены опросом в виде анкетирования. Изучение вторичных данных в виде научных публикаций, отчетов и исследований по вопросам цифровизации и изменениям в области коммуникации было использовано для характеристики текущих социально-экономических изменений.
Современное развитие общества характеризуется тенденцией, которую называют цифровая трансформация. Это множественное явление касается разных отраслей и направлений от медицины до транспорта. Цифровая трансформация общества – это не просто новое направление. Она создает синергетический эффект развития в науке и технологиях и является синонимом термина «цифровизация». Цифровизация возникла как направление цифровой экономики и обобщение ряда цифровых технологий и существенно обогатилась с появлением Интернета вещей и спутниковых технологий. Она находится во взаимодействии с рядом цифровых технологий. Цифровая трансформация сопровождает развитие ряда отраслей, таких как управление, сельское хозяйство, транспорт, недвижимость, строительство, кадастр, добыча природных ресурсов. Одной из ее особенностей в управлении является то, что она привела к появлению новых феноменов, таких как цифровое управление и цифровое право. Несмотря на широкое применение цифровизации, часто не отмечают специфику и эволюцию термина «цифровой». Содержательно он возник в период Третьей информационной революции, формально – в период Четвертой. Появление «новой» экономики послужило основой для появления цифровой экономики. Несмотря на современный анализ, пока не дано ее точного определения. Выполнен анализ существующих трактовок к дефиниции этого понятия. Проведено сравнение развития цифровой трансформации в Российской Федерации и других странах. Дан критический анализ некоторых подходов к цифровой трансформации. Цифровое право и цифровое управление выходят за рамки существующих нормативных документов и используют специальные законодательство и нормативы. Эти новые направления требуют дальнейшего развития.
В статье рассматривается проект «Цифровые кафедры» как инновационный инструмент дополнительного профессионального образования в сфере цифровых технологий. Анализируются цели и задачи цифровых кафедр, их роль в подготовке высококвалифицированных специалистов с IT-компетенциями для различных отраслей экономики. Особое внимание уделяется организационным аспектам обучения, сочетанию теоретических знаний и практических навыков, а также перспективам развития проекта в контексте цифровой трансформации российского образования и экономики. Статья подчёркивает значимость цифровых кафедр для повышения конкурентоспособности выпускников и удовлетворения потребностей рынка труда в цифровых кадрах.
Предмет: взаимосвязь показателей уровня теневой экономики, отдельных показателей экономической безопасности, субиндекса цифровой экономики с переходом на цифровую трансформацию. Цель: проанализировать статистические данные и выявить зависимости уровня теневой экономики, субиндекса цифровой экономики и отдельных индексов экономической безопасности РФ, а также предложить ряд мероприятий, направленных на решение проблем. Дизайн исследования: автор предлагает раскрыть, проанализировать цифровую экономику, теневую экономику и экономическую безопасность и установить связь между ними. В процессе достижения поставленной цели использовались методы анализа и логического мышления и выстраивания конструкции, статистические, графические методы и метод корреляции. Результаты: выделены на базе статистических данных и сопоставлены показатели теневой экономики, субиндекса цифровой экономики (влияние ИКТ на экономику) и отдельных индексов экономической безопасности государства, а также выявлена взаимосвязь между ними. С помощью индикативного подхода установлена тесная взаимосвязь между уровнем теневой экономики, цифровой теневой экономики и показателями экономической безопасности. Также проведена оценка корреляционного анализа показателей экономической безопасности, цифровой экономики и уровня теневой экономики, в результате этого анализа выявлена тесная связь между ними.
Предмет, влияние ограничений, вызванных пандемией, на развитие цифровой экономики в системах различного функционального содержания и пространственной локализации России. Динамика и особенности развития цифровой экономики институциональных подсистем российских регионов в период пандемии. Цель: разработка и апробация теоретико-методического подхода к оценке изменения параметров цифровой экономики институциональных подсистем регионов России. Дизайн исследования: в процессе исследования использованы: монографический, экономико-статистический, логический методы, сравнительный и кластерный анализ. Для анализа приняты 13 показателей, отражающих уровень развития цифровой экономики трех институциональных подсистем: «домохозяйства», «государство и НКО», «бизнес-структуры». Для сравнения значений показателей использованы данные 2019 года («допандемийный») и 2022 года («постпандемийный»). Результаты: институциональные подсистемы регионов продемонстрировали различную реакцию на воздействие пандемии. Подсистема «домохозяйства» оказалась наиболее активной - развитие цифровой экономики произошло преимущественно за счет активизации пользователей Интернета, улучшения цифровых навыков населения; позиции регионов с различным уровнем развития цифровой экономики сблизились. В подсистеме «государство и НКО» динамика развития цифровой экономики положительная, но невысокая; связь изменений с ее общим уровнем развития отсутствует. В подсистеме «бизнес-структуры» улучшение параметров цифровой экономики произошло за счет повышения доли инновационной продукции, распространения веб-сайтов; повышения доли организаций, использующих Интернет для оформления заказов на товары, работы, услуги.
Развитие цифровой экономики в России сталкивается с противоречием между необходимостью свободного обмена большими данными и усилением контроля за персональными данными. Введение национального проекта «Экономика данных» и новых федеральных законов о персональных и деперсонализированных данных обострило проблемы правового регулирования этой сферы. Исследование направлено на выявление экономических проблем в области больших данных, возникающих из-за регуляторных пробелов и новых норм защиты персональной информации. Методологической основой выступает новая институциональная теория, в частности теория управления трансакциями О. Уильямсона. В статье применяются методы сравнительного институционального анализа и экономико-математического моделирования для оценки эффективности штрафных санкций. Установлены различия в специфичности больших и персональных данных как ресурсов, что обосновывает необходимость дифференцированного регуляторного подхода. Выявлены структурные альтернативы регулирования: от полного государственного контроля до рыночных механизмов с промежуточными гибридными формами. Основными препятствиями развития рынка больших данных являются неопределенность статуса обезличенных данных и отсутствие надежных методов деперсонализации. Моделирование показало, что введение оборотных штрафов создает чрезмерную нагрузку на малые и средние предприятия, предварительно инвестировавшие в кибербезопасность. Обеспечение развития цифровых отраслей требует обязательного государственно-частного партнерства в нормотворчестве через саморегулируемые организации, учитывающего высокую скорость технологических изменений.
Статья посвящена актуальным проблемам, связанным с цифровой трансформацией Китайской Народной Республики. В ней представлен систематизированный анализ важнейших аспектов цифровой трансформации в этой стране с различных точек зрения. Цифровая трансформация — это, в первую очередь, процесс и средство реализации цифровой экономики, а Китай является одним из лидеров в этой области. Данные Китайской академии информационных и коммуникационных технологий показывают, что масштабы цифровой экономики Китая увеличиваются из года в год, а в 2022 г. они достигли 50,2 трлн юаней (около 7,27 трлн долларов), что составляет 41,5% ВВП Китая. Однако уровень развития цифровой экономики Китая все еще недостаточен: хотя цифровая экономика Китая имеет большие масштабы и лидирует в мире, но ее удельный вес во всей структуре экономической деятельности этой страны не высок. Цифровая экономика включает в себя цифровую индустриализацию и цифровизацию промышленности, особенности которых, подтверждаемые конкретными данными, детально анализируются в статье.
Автором доказано, что цифровая трансформация Китая идет неравномерно. Существует огромное неравенство в уровнях проникновения трех основных секторов экономики. Цифровая трансформация имеет самый высокий уровень проникновения в секторе услуг — 44,7%, за ней следуют промышленный сектор — 24,0% и сельскохозяйственный сектор — 10,5%; прибрежные районы живут лучше, чем внутренние, южные лучше, чем северные. В настоящий момент Китай в основном завершил дизайн и структуру построения цифрового правительства. Тем не менее, в процессе построения цифрового правительства возникает много проблем, в числе которых перекрытие функций цифрового и традиционного правительства, изменение первоначальной структуры правительства, влияние новых правил и систем на текущую систему управления, которые детально рассматриваются в статье.
Преимущества цифровой экономики Китая сосредоточены в новых цифровых отраслях, таких как электронная коммерция, цифровые финансы, облачные вычисления, беспилотные летательные аппараты и фотоэлектрическая промышленность. Китай не только продвигает цифровую трансформацию в эти сферы экономической деятельности, но и осуществляет глубокую цифровую трансформацию в государственных услугах, таких как медицинское обслуживание, образование и безопасность. В то же время особенности цифровой трансформации обусловили такие социальные проблемы, как цифровое неравенство, отсутствие надежных цифровых систем управления и структурная безработица, которые детально анализируются в статье. Одним из эффективных средств решения этих проблем является цифровое доверие.
Актуальность. В условиях развития цифровой экономики и нарастающей конкуренции разработка и реализация стратегии цифровой трансформации производственной деятельности предприятия становится ключевым фактором повышения эффективности и адаптации к меняющимся рыночным условиям. Исследование подходов к формированию такой стратегии позволяет выявить новые возможности и риски цифровизации. Цель исследования. Целью данной статьи является анализ особенностей и разработка методологических подходов к формированию стратегии цифровой трансформации производственной деятельности промышленных предприятий, а также оценка влияния реализации данной стратегии на производительность и конкурентоспособность предприятий. Объектом исследования выступает процесс стратегического планирования цифровой трансформации производственной деятельности промышленных предприятий. Предметом исследования - методы и инструменты разработки стратегии цифровой трансформации производственной деятельности предприятия. Методология исследования. Исследование базируется на системном анализе научной литературы по стратегическому управлению и цифровой трансформации, обобщении практического опыта предприятий, а также статистическом анализе данных о результатах внедрения цифровых технологий в промышленности. Результаты исследования. В статье представлена концептуальная модель разработки стратегии цифровой трансформации производственной деятельности. Выявлены ключевые элементы стратегии, включая оценку цифровой зрелости, выбор приоритетных направлений и технологий цифровизации, управление рисками. Определены основные этапы реализации стратегии и KPI для оценки её эффективности. Показано, как грамотно разработанная и реализованная стратегия цифровой трансформации ведёт к оптимизации производственных процессов, повышению производительности труда и конкурентоспособности предприятия.
В условиях быстрого развития информационных технологий частичная автоматизация государственных услуг, а также простое перенесение учёта в электронный вид документов большого количества государственных субъектов не отвечает современным реалиям. В ситуации глобальной конкуренции мы должны думать не просто о соответствии современным нормам развития информационных технологий, но и превышать их, особенно если они соответствуют целям стратегического развития Российской Федерации. В этом контексте представляется целесообразным внедрение искусственного интеллекта при оказании комплексных государственных услуг и сервисов.