В условиях модернизации высшего образования особую роль приобретает его кадровый потенциал. При этом ни одна стратегическая задача управления университетом не решается без учета интересов его обучающихся и работников. Целью такого управления является преобразование высшего учебного заведения в устойчивые саморазвивающиеся системы, которые выступают в качестве ключевого источника развития их кадрового потенциала. Основные аспекты такого стратегического преобразования становятся трендами развития кадрового потенциала вуза.
Статья посвящена концептуально-аналитическому исследованию диалектики целей и функций университета в контексте исторической и современной трансформации его институциональной природы. Автор рассматривает противоречия университетского развития на пересечении миссий социализации, генерации нового знания и формирования независимой академической культуры. Особое внимание уделяется университету как фактору социальных изменений. Показано, что его устойчивость определяется способностью к инновациям и сохранению академических традиций в меняющихся условиях.
Данная статья подготовлена коллективом авторов социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках подготовки к 270-летию Московского университета. В основу статьи легли обработанные и проанализированные данные социологического исследования “МГУ глазами студентов социологического факультета”, проведённого сотрудниками социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в декабре 2023 года. В рамках исследования опрошено в общей сложности 679 студентов. В дополнение к количественной составляющей, важной частью исследования стал анализ эссе студентов, в которых они описывали свои впечатления от поступления и обучения в МГУ. Цель исследования заключалась в том, чтобы на базе анализа мнений студентов о критериях выбора вуза для получения высшего образования, о различных аспектах собственно образовательного процесса и перспективах трудоустройства, создать целостное представление об отношении обучающихся к Московскому университету, о его миссии в развитии России и российской науки, а также об их собственных жизненных траекториях. В рамках исследования было изучено мнение студентов относительно определяющих факторов при выборе ими вуза для поступления, проанализированы причины, которые способствовали их выбору непосредственно Московского университета в качестве места для получения высшего образования. Была показана взаимосвязь между выбором студентами Московского университета и опытом обучения в МГУ их родственников или друзей, проранжирована значимость элементов университетской жизни, в том числе внеучебной деятельности, имеющих наибольшее значение для студентов. Отдельно в статье были рассмотрены вопросы, связанные с трудоустройством выпускников и ожиданиями от будущей профессии.
Статья посвящена исследованию мотивации достижения успеха студентов университета. Сформированность ценностной структуры мотивации достижения успеха является важной составляющей профессионально-личностного становления студентов в процессе обучения в вузе.
В работе рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию мотивации: теории А. Маслоу, Д. Аткинсона, Г. Мюррея, Л. И. Божович и других ученых. Особое внимание уделено внутренним, личностным и внешним, социальным факторам, способствующим формированию высокой мотивации к достижению успехов в обучении и в профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования по методике С. А. Пакулиной «Мотивация достижения успеха студентов в вузе».
Установлено, что мотивация успеха является сильным мотивационным стимулом, в которой выделяются субъективная и объективная ценностные стороны мотива успеха.
Результаты исследования показаны в виде интериоризированного (внутреннего, субъективного) и экстериоризированного (внешнего, объективного) успеха.
Установлено, что у студентов вуза преобладает субъективный успех, отражающий внутреннюю мотивацию. Субъективный успех содействует достижению объективного успеха и проявляется в активности, целеустремленности, поддержании приобретенного опыта.
Результаты исследования свидетельствуют, что наиболее значимыми факторами являются внутренняя мотивация, основанная на личных целях и интересах.
Выводы исследования могут быть применены для разработки эффективных программ поддержки студентов и совершенствования образовательного процесса в университете.
Цель. Провести социально-философский анализ ценностных ориентаций университетов.
Процедура и методы. Методологией исследования выступают комплексный подход к изучению моделей университетских структур, мониторинг корпоративной социальной ответственности, теоретико-философский анализ социально-экономического и научного потенциала.
Результаты. Выявлено, что ценностные ориентации современных университетов варьируются в зависимости от специфики их деятельности и основных направлений: научно-исследовательского, экономического, социального, политического и экологического, взаимосвязь и взаимообусловленность которых предопределяется духовно-нравственными ценностями.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при детальной проработке специфической деятельности университетов, определении критериев оценки, ценностных ориентаций образовательных технологий в сочетании с гибридными формами обучения.
Статья посвящена исследованию стратегических направлений развития пресс-службы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. В результате предложения были сгруппированы в семь ключевых блоков: внедрение автоматизированных систем управления контентом, цифровизация таблицы инфоповодов, модернизация SEO, развитие digital-аналитики, оптимизация соцсетей, расширение медиаплатформ и запуск e-mail коммуникаций. Каждое направление сопровождается обоснованием, прогнозом эффектов и инструментальной базой (SMMplanner, Google Apps Script, Bitrix24 и др.), что позволяет переходить от концептуального уровня к конкретному плану действий. Результаты данного исследования могут быть адаптированы и масштабированы для других вузов России, находящихся в процессе цифровой трансформации своих коммуникационных структур. Унифицированная модель автоматизации, типология инструментов, примеры контентных стратегий и аналитика эффектов создают универсальный методический инструментарий, соответствующий задачам повышения информационной открытости, цифровой зрелости и конкурентоспособности российских университетов в XXI в.
Введение. Наукометрические показатели широко используются при оценке эффективности научной деятельности ученых и в целом научно-образовательных учреждений. Качество результатов научных исследований и их значимость в научном сообществе в основном характеризуются количественной оценкой публикаций ученого или научного коллектива и показателем цитирования этих публикаций. В статье приведены показатели публикационной активности 10 ведущих университетов России за 2024 г. и выполнены статистический анализ и оценка взаимосвязи двух основных наукометрических показателей ученых: индекса Хирша и процентиля по ядру РИНЦ.
Методы исследования. В работе использован статистический анализ данных раздела РИНЦ научной электронной библиотеки eLibrary. ru. Показатели индекса Хирша и процентиля по ядру РИНЦ ученого выбираются для каждого вуза. Количественные оценки уровня взаимосвязи индекса Хирша и процентиля выполнены на основе корреляционно-регрессионного анализа.
Результаты и дискуссия. Выполнен анализ основных показателей публикационной активности университетов за 2024 г. (индекс Хирша, число цитирований, число авторов публикаций и количество цитирований на одного автора), по которым определены соответствующие лидеры. Результаты исследования показали, что индекс Хирша университета напрямую влияет на его рейтинговый балл (коэффициент линейной корреляции Пирсона (R) составляет 66,9). Как показывают численные расчеты, между индексом Хирша и значением процентиля ученого существует весьма высокая обратная корреляционная связь (R = 72,5): чем выше индекс Хирша, тем ниже показатель процентиля по соответствующему научному направлению.
Заключение. Результаты проведенных исследований указали на возможность использования линейной регрессионной формулы для оценки и определения прогнозных значений рейтингового балла университета по показателю индекса Хирша. Установленная высокая обратная корреляционная связь между индексом Хирша и значением процентиля подтверждает соответствующие уровни показателей публикационной активности ведущих университетов России.
Цель. Выявление специфики исторических этапов государственной стратегии Туркменистана по реформированию высшего образования.
Процедура и методы. Проведены качественный анализ нормативных правовых актов и статистических данных, экспертный опрос.
Результаты. В политической истории развития государственной политики в сфере высшего образования независимого Туркменистана выделяется два этапа, особенности которых определяются личными предпочтениями президентов. Первый этап приходится на период правления С. Ниязова в 1991–2006 гг. и характеризуется укреплением таких сложившихся в позднесоветский период негативных черт, как жёсткая централизация и закрытость высшего образования для большинства граждан, которые происходят на фоне общего упадка. Второй этап приходится на правление Г. Бердымухамедова и его сына С. Бердымухамедова и характеризуется относительными подъёмом высшей школы, её оформлением в компактную модель, отвечающую интересам правящей группы, а также формированием относительно явного курса на интернационализацию и ориентации на стандарты и принципы Болонского процесса. Вместе с тем сохраняются жёсткая централизация и закрытость высшего образования.
Теоретическая и/или практическая значимость заключаются в концептуальном обобщении новых данных о высшей школе Туркменистана, в рекомендациях по оптимизации высшего образования Туркменистана и в авторском прогнозе дальнейшего развития системы высшего образования Туркменистана.
Управление знаниями в университетах представляет двуединый процесс: постоянное обучение, развитие научно-педагогических работников и одновременная передача знаний студентам. Коллективные возможности и мотивация работников к усвоению и эффективному применению знаний определяют так называемую поглощающую способность университета. Вместе с тем воспринимаемые работниками характеристики и уровень поглощающей способности могут отличаться от оценок, основанных на нормативных показателях деятельности университета. Статья посвящена разработке и апробации двуединого методического инструментария нормативной и воспринимаемой оценок уровня поглощающей способности университета. Методология исследования основана на фундаментально-теоретическом направлении управления знаниями (knowledge management), которое включает концепцию поглощающей способности организации. Методы исследования – компаративный анализ показателей деятельности университетов и экономическая статистика. Информационная база представлена данными анкетирования 187 научно-педагогических работников Уральского федерального университета (УрФУ) и Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования РФ за 2022–2023 гг. В результате контент-анализа выделены параметры оценки: текущий уровень знаний работников и потенциал усвоения знаний в организации. В первой части методики разработан алгоритм сопоставления темпов роста нормативных показателей деятельности исследуемого университета и вузов-аналогов. Вторая часть методики включает оценку уровня поглощающей способности через призму суждений о нем научно-педагогических работников. Результаты апробации методического инструментария на примере УрФУ иллюстрируют расхождение между нормативными и воспринимаемыми оценками, на основании чего предложены решения по корректировке модели управления человеческими ресурсами университета
Цифровые и информационные технологии определяют изменения традиционных моделей бизнеса. В зависимости от уровня погружения в цифровую среду они трансформируются в другие форматы: от офлайн-бизнеса с «цифровой тенью» до создания платформ и метавселенных на их основе. Статья посвящена изучению экономических и целевых эффектов, возникающих при переходе традиционного университета в сетевую бизнес-модель образовательной метавселенной. Методологическим базисом послужили концепция сетевой экономики и теория бизнес-моделей; в работе использованы общенаучные методы исследования. Уточнены содержательные изменения бизнес-модели университета, выделены ключевые отличия образовательной метавселенной. Экономическая эффективность метавселенной достигается за счет реализации сетевых благ, что, в свою очередь, трансформирует возможности для достижения его миссии – целевой эффективности
Внешние вызовы в национальной экономике и переход системы высшего образования к усиленной подготовке будущих инженеров затрагивают несколько важных направлений - структуру инновационного развития вузов и инвестиционную политику, направленную на поддержку инноваций в сфере образования. Актуальность сохранения инновационного потенциала особенно заметна в региональных университетах, ресурсы технологического развития которых могут отличаться.
Цель исследования - изучить проблему технологического разрыва в структуре регионального высшего образования и современные направления научных поисков при ее решении.
Методы исследования. В процессе исследования были применены методы дедукции, постановки проблем и синтеза.
Результаты. На примере государственных вузов Чеченской Республики наглядно показано, что на территории региона могут функционировать университеты с разными потребностями в инновационном развитии. Для инвестиционной политики на уровне региона подобная ситуация означает необходимость разработки универсального решения во избежание технологического разрыва, так как именно указанная проблема во многом характеризует экономическую самостоятельность вуза в условиях неизбежного взаимодействия с технологиями. В статье приведена структура компонентов единого механизма снижения технологического разрыва университета в структуре инвестиционной политики.
Выводы. Применение структуры региональным университетом позволит в рамках инвестиционной политики установить более тесную связь между запросом региональной экономики на квалифицированные кадры, образовательными возможностями вуза в соответствии с профилем обучения, а также инновациями.
В статье затрагивается тема диалога в образовательном пространстве классического университета. Подчеркивается, что диалогизм образовательного процесса - это одна из традиций отечественного университетского образования, заложенная основателями Московского государственного университета. В статье обсуждаются понятие диалога и сложности самого процесса. Дается обобщенная характеристика проблемы диалога в высшей школе. Излагаются взгляды автора на проблему. В заключение раскрывается полифонизм диалога в образовательном пространстве университетов.