Целью данной статьи является проведение аналитического обзора предметного поля исследования, связанного с понятием «экосистема», а также предоставление анализа и дифференциации распространенных типов экосистем в соответствии с их основными целями и выявление их ключевых характеристик. На основе обобщения обширного корпуса источников в работе описываются ключевые элементы и роли в экосистемах, исследуется их значимость для функционирования, а также анализируются внешние факторы, оказывающие существенное влияние на проектирование экосистем. Особое внимание уделяется тому, что механизмы управления экосистемами включают формальные и неформальные сети, политические и экономические рамки, а также культурную и социальную среду. Эти компоненты образуют основу экосистемы и оказывают влияние на ее развитие и управление. В заключении выделяются ключевые факторы, способствующие оптимизации развития экосистем. К ним относятся определенное разнообразие элементов в экосистеме; плотные сети для содействия обмену и сотрудничеству; организатор, обеспечивающий поддержание услуг и поддержку взаимодействия между заинтересованными сторонами; эффективная нормативная база; достаточные ресурсы; поддерживающий образ мышления; гибкое управление.
В статье анализируется феномен «клипового мышления» как концепта, широко используемого в гуманитарных науках для объяснения негативных тенденций, с которыми сталкиваются более старшие поколения при взаимодействии с молодыми людьми. В частности, преподаватели в вузах отмечают снижение способности к длительной концентрации внимания, социальный цинизм и даже интеллектуальную деградацию молодежи. Несмотря на активное использование термина «клиповое мышление» в российской науке, отсутствует его нейрофизиологическая верификация, что создает пробел в понимании адаптационных механизмов молодого поколения. Также существует представление о некоторых особенностях ценностных ориентаций современной молодежи, которые могут влиять на взаимопонимание между представителями разных поколений. В статье предлагается противопоставить понятию «клиповое мышление» — понятие «цифровое мышление» как способности систематизировать информацию и работать с алгоритмами. Представители поколения Z демонстрируют работу компенсаторных механизмов, обусловленных нейропластичностью. Концепт «клипового мышления» требует пересмотра в пользу модели адаптивной мультифокальности. На основе эмпирических данных были исследованы ценностные профили разных поколений (BB, X, Y, Z) и выявлены специфические черты поколения Z. Ценностный профиль поколения Z характеризуется доминированием гедонизма, достижений и самостоятельности при снижении значимости традиций, что относится к мотивационной направленности «открытость изменениям и самоутверждение». Как показал анализ, личность представителя поколения Z является достаточно прагматичной и практичной. Именно такие качества личности и ценности позволяют добиваться успеха в существующей конкурентной социальной среде и демонстрируют адаптационные стратегии молодежи в условиях «большой неопределенности».
В статье рассматриваются цифровые инструменты расширения политического участия на муниципальном уровне в контексте концепции цифрового государства. Основное внимание уделяется анализу практик соуправления на местном уровне, включая гражданскую инициативу, организованные собрания, общественные слушания и референдумы. Цель исследования — выявление наиболее эффективных цифровых практик вовлечения граждан в принятие решений на местном уровне на примере западных стран. Теоретическая база включает анализ ключевых понятий: цифровизация местного самоуправления, политическое участие граждан, соуправление как сотрудничество властных и общественных институтов. Практическая значимость работы определяется растущей ролью цифровых технологий в процессах муниципального управления и необходимостью повышения эффективности принимаемых решений. Автор отмечает высокий потенциал цифровизации в России, несмотря на существующие проблемы цифрового неравенства. Ключевые аспекты исследования охватывают: цифровое измерение институтов политического участия; процедуры работы с гражданскими инициативами; механизмы организации общественных обсуждений; сроки и порядок рассмотрения предложений граждан. Исследование актуально в контексте развития концепции цифрового государства и совершенствования механизмов местного самоуправления.
С течением времени, с развитием искусственного интеллекта, а также массовой цифровизацией, охватившей 21 век, общепризнанные принципы суверенитета подвергаются очередному переосмыслению. Так, в качестве одного из аспектов переосмысления можно отметить, что сегодня на международном сообществе лежит ответственность за соблюдение, охрану и защиту прав и свобод людей в случаях, когда то или иное государство в силу различных причин не способно обеспечить таковую защиту. Юридической науке на сегодняшний день известно огромное количество теоретических представлений и концепций суверенитета. Так, помимо общеизвестного понятия «государственный суверенитет», в теории и политической практике используются и иные представления о суверенитете: индивидуальный, национальный, народный, парадный, суверенитет искусственного интеллекта. При этом важно отметить, что представители юридической науки проводят границы между указанными выше видами суверенитета, но всё же подчеркивают их взаимосвязанный и взаимодополняющий характер. Об общих основах государственного суверенитета, принципах государственного суверенитета, проблемах государственного суверенитета в условиях глобализации, массовой цифровизации, развитии искусственного интеллекта и трансформации человеческих принципов пойдет речь в настоящей научной статье.
Настоящее исследование посвящено правовым аспектам сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей в Российской Федерации в условиях современных вызовов, таких как цифровизация, глобализация и информационные угрозы. Учитывая значимость этих ценностей для социальной стабильности и национальной безопасности, работа анализирует роль обновлённого законодательства, включая поправки к Конституции РФ, закрепляющие культурное и духовное наследие в числе приоритетов государственной политики. В статье подробно рассматриваются правовые механизмы, применяемые для противодействия деструктивным информационным воздействиям, включая нормативные акты, стратегии и инициативы, направленные на защиту культурных и моральных основ общества. Анализируются ключевые термины, такие как «вредная информация» и «деструктивное информационно-психологическое воздействие», их использование в стратегических документах и необходимость дальнейшего правового уточнения. Авторы выделяют основные угрозы, включая распространение чуждых ценностей через информационное пространство и подрыв традиционных институтов, а также обсуждает практическую реализацию государственной политики в данной области. В работе обоснована необходимость совершенствования терминологического аппарата и формирования эффективно работающей правовой базы для защиты духовно-нравственных ценностей с целью укрепления национальной идентичности и социальной стабильности.
Современный этап развития общества характеризуется глобальной цифровой трансформацией, оказывающей значительное влияние на правовую систему. Взаимодействие процесса цифровизации и права приводит к переосмыслению традиционных правовых институтов, расширению предметного поля правового регулирования и формированию новых категорий субъектов и объектов. В статье рассматриваются ключевые проблемы, возникающие на стыке цифровых технологий и права, включая вопросы защиты цифровых прав личности, правового статуса искусственного интеллекта, регулирования больших данных и биометрических технологий. Особое внимание уделено тенденциям развития цифрового права, его институционализации и гармонизации с международными правовыми стандартами. Авторы анализируют необходимость комплексного правового подхода к регулированию новых цифровых явлений: метавселенные, цифровая идентичность и автономные алгоритмические системы. В ходе исследования обоснована необходимость адаптации правовой системы к динамичным изменениям цифровой среды, что требует разработки новых моделей нормативного регулирования, внедрения экспериментальных правовых режимов и усиления международного сотрудничества. В выводах статьи подчеркивается, что цифровизация выступает не только как вызов традиционному праву, но и как мощный стимул к его эволюции, способствуя созданию эффективных механизмов правового регулирования цифровой реальности.
Статья направлена на исследование теоретических основ и специфики формирования правовой культуры в условиях глобализации и цифровизации общества. Авторами анализируются вопросы адаптации правовой системы к новым вызовам, связанным с ростом информационных технологий, исследуется то, как изменения в информационной среде влияют на правовое сознание и поведение как отдельных индивидов, так и общества в целом. Особое внимание уделяется аспектам цифровой идентичности, приватности, защиты данных и интеллектуальной собственности, что является ключевым для понимания текущих и будущих тенденций в области права. Авторы пришли к выводам о том, что в эпоху бурного развития цифровых технологий правовая культура переживает значительные трансформации, требующие внимательного анализа и осмысления; взаимодействие права и технологий создаёт новые вызовы и возможности для формирования правовой культуры в обществе (это развертывание цифровой реальности затрагивает не только методы ведения бизнеса, образовательные процессы и социальные взаимодействия, но и фундаментальные принципы правопонимания и правоприменения); цифровизация накладывает отпечаток на все аспекты правовой реальности, что делает актуальным изучение теоретических аспектов формирования и развития правовой культуры в новой цифровой среде.
В статье исследованы актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности предприятий в условиях трансформационных изменений современной экономики, в частности цифровизации и усиления глобальных угроз. Подчеркнута необходимость адаптации системы экономической безопасности к новым вызовам, которые становятся ключевыми факторами влияния на стабильность бизнеса. В ходе исследования использовались методы сравнительного анализа, научного обобщения для оценки различных подходов к формированию системы экономической безопасности. Предложена новая классификация функциональных составляющих экономической безопасности предприятий, которая охватывает цифровую и информационную безопасность как отдельные элементы. Результаты исследования подчеркивают важность интеграции цифровых индикаторов для мониторинга угроз и автоматизации процессов управления безопасностью. В условиях нестабильности рыночной конъюнктуры и необходимости быстрого адаптирования к переменным условиям бизнес-среды вопрос формирования структуры и составляющих системы экономической безопасности приобретает первостепенное значение. Исходя из этого, исследование структуры и составляющих элементов системы экономической безопасности предприятий в контексте трансформационных изменений становится ключевым элементом в обеспечении долгосрочной конкурентоспособности предприятия, что обуславливает необходимость переосмысления традиционных управленческих парадигм и внедрения новейших методов. Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности управления экономической безопасностью предприятий в различных отраслях, особенно в условиях высокого риска.
Цифровизация политических процессов создает новые риски, оказывающие влияние как на стабильность политических институтов и управление, так и на граждан, и общественное мнение. Интернет стал огромным хранилищем различных данных, среди которых персональные сведения миллионов пользователей. К сожалению, такая информационная насыщенность оборачивается серьезной проблемой: регулярные утечки персональных данных делают граждан легкой мишенью для манипуляций, ставя под угрозу их цифровую и реальную безопасность. Киберугрозы, направленные на политические институты, могут привести к манипулированию результатами выборов, несанкционированному доступу к конфиденциальной информации и подрыву общественного доверия к демократическим процессам. В статье раскрыты подходы к исследованию рисков в области цифровой политики, проанализированы типологии рисков, произведен обзор основных цифровых рисков и угроз (доминируют кибератаки, несанкционированный доступ к данным), фейковых новостей и дезинформации. Сформулирована взаимосвязь между видами рисков в общем, цифровыми рисками в частности, примерами рисков, возможными негативными политическими последствиями, а именно подрывом целостности избирательной системы, эрозией демократии, компрометацией правительственных учреждений и ростом дипломатической напряженности. Правительствам и компаниям нужно поддерживать непрерывный процесс мониторинга и внедрять новые практики и технологии по минимизации цифровых рисков, а гражданам быть ответственнее при работе с персональными данными. Предметом дальнейших обсуждений в данной области может стать исследование общественного мнения граждан в вопросе доверия к государственным структурам в условиях цифровизации социальных, экономических и политических процессов.
Статья посвящена комплексному анализу инструментов государственного регулирования цифровой экономики Российской Федерации, что придает работе практико-ориентированный характер. Обоснована двойственная природа цифровизации: с одной стороны, она способствует созданию высокопроизводительных рабочих мест, автоматизации промышленных и административных процессов, снижению транзакционных издержек и доступности государственных сервисов; с другой — усиливает риски киберугроз, технологической безработицы, олигополизации цифрового рынка, а также углубляет региональные диспропорции и кадровый дефицит. Для нивелирования указанных угроз государство задействует многоуровневую систему мер, ядром которой является национальный проект «Цифровая экономика» и девять взаимодополняющих федеральных проектов — от формирования гибкой нормативной среды и развития информационной инфраструктуры до подготовки кадрового потенциала и масштабирования искусственного интеллекта. В работе показано, что координационная платформа АНО «Цифровая экономика» служит интерфейсом взаимодействия бизнеса и власти, обеспечивая аналитическую поддержку, тиражирование лучших практик цифровой трансформации и разработку инициатив эффективного регулирования. Ключевой акцент сделан на стимулирующие механизмы: «цифровые песочницы», налоговые преференции, льготное кредитование, упрощенные госзакупки и программы профессиональной переподготовки, которые совместно формируют благоприятную институциональную среду для ИТ-компаний. Особое внимание уделено институту «цифровых песочниц» как форме экспериментальных правовых режимов, минимизирующих регуляторные барьеры и ускоряющих коммерциализацию инноваций. Выявлены социально-экономические эффекты комплексных налоговых и кадровых льгот для ИТ-отрасли, обеспечивающих рост валовых внутренних затрат на цифровую экономику до 5,2 трлн руб. и выводящих Россию в ТОП-10 рейтинга GovTech Maturity Index. Приведенный аналитический обзор может служить методологической основой для дальнейших исследований и разработки стратегических рекомендаций.
В статье исследуются организационно- экономические принципы комплексного освоения территорий (КОТ) в контексте развития жилищной инфраструктуры в регионах России. Проведён сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта, выявлены ключевые проблемы: фрагментарность нормативного регулирования, низкая инвестиционная активность, дисбаланс между инфраструктурным развитием и жилищным строительством. Предложена авторская многоуровневая адаптивно- сетевая модель управления, основанная на дифференцированном подходе к регионам, цифровизации процессов и гибридных механизмах финансирования. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования градостроительной политики и повышения эффективности территориального развития.
Статья посвящена исследованию возможностей применения искусственного интеллекта в различных сферах человеческой деятельности.
Целью работы является анализ текущего состояния и перспектив развития искусственного интеллекта, а также выявление его потенциала для решения актуальных задач в различных отраслях. В результате исследования систематизированы основные направления применения искусственного интеллекта, такие как медицина, образование, промышленность и финансы, и проанализирована их эффективность. Практическая значимость работы заключается в формировании комплексного представления о возможностях и ограничениях искусственного интеллекта, что позволит специалистам разных областей принимать обоснованные решения о внедрении технологий искусственного интеллекта в свою деятельность. Выявлен потенциал искусственного интеллекта для решения сложных задач, оптимизации процессов и создания новых продуктов и услуг, что способствует инновационному развитию экономики и общества в целом.