ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ "САДРИСТСКОГО ТЕЧЕНИЯ" ("АТ-ТАЙЯР АС-САДРИЙ") КАК УЧАСТНИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ИРАКЕ (2022)

«Садристское течение» («ат-тайяр ас-садрий») заявило о себе сразу же после свержения режима Саддама Хусейна в результате вторжения США в 2003 г. Движение, действовавшее до этого скрытно, вышло из подполья и стало мощным фактором, серьезно скорректировавшим планы Вашингтона в Ираке. Под эгидой Муктады ас-Садра, выступающего с лозунгами борьбы с коррупцией, равенства и социальной справедливости, объединились представители самых разных взглядов: от выучеников шиитских религиозных школ до сторонников левой идеологии. Однако отсутствие четкой иерархии и организационной структуры не дает Муктаде ас-Садру эффективно контролировать «садристское течение», на действиях которого отражается нестабильный и непредсказуемый характер самого лидера. Имея тесные отношения с Ираном еще со времени противостояния американской оккупации, ас-Садр сохраняет значительную степень независимости от Тегерана, что, несмотря на декларативную лояльность хомейнистской идеологии, делает его весьма неудобным партнером. В целом ас-Садр предпочитает уходить от политической ответственности за действия правительства, ощущая себя комфортно в роли вечного критика и оппозиционера. В то же время он оказывал важную поддержку иракской власти в критические моменты: его сторонники принимали активное участие в деятельности шиитского народного ополчения в период противостояния ИГИЛ и в усилиях власти по сдерживанию и локализации массовых протестов в 2019–2020 гг. Кроме того, ас-Садр неизменно выступал в поддержку крайне осторожного курса правительства по интеграции подразделений шиитского народного ополчения в вооруженные силы Ирака и установлению таким образом государственной монополии на действия с оружием.

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 1 (2022)
Автор(ы): Крылов Герман Леонидович
Сохранить в закладках
РАЗРАБОТКА РЕСУРСНОЙ МОДЕЛИ КОНФЛИКТА (2024)

В условиях одновременной глобализации и поляризации современного общества актуализируется проблема поиска причин возникающих конфликтов в сущности информационно-ресурсных обменных процессов между сторонами-участниками взаимодействия. В данной работе предпринята попытка составления такой ресурсной модели конфликта, которая позволила бы наиболее точно идентифицировать такие причины и подобрать соответствующие меры профилактики конфликтных ситуаций. В качестве основной предпосылки составления модели выступает тезис о том, что любая система стремится к сбалансированному состоянию и способна его достичь благодаря обменным операциям между различными ее элементами, а конфликтная ситуация наступает всякий раз, когда такого состояния достичь невозможно. В качестве вспомогательной предпосылки взято утверждение о достаточности двух сторон-участниц для идентификации ценности тех или иных ресурсов и стабилизации процесса взаимодействия, без необходимости в привлечении третьей стороны. Предлагаемая ресурсная модель конфликта построена на основе функциональных пар, которые включают пару взаимодействующих сторон «Личность - Мир», а также пары ключевых функций ресурсного обмена «Запрос - Инициатива» и «Принятие - Отдача». Таким образом, в рамках данной модели разобраны четыре функциональных квадранта, которые позволяют уточнить причину и специфику конфликта, описаны свойства их нормального и аномального состояний. Также рассмотрены соответствующие функциям ресурсного обмена стратегии поведения участников конфликта и выявлены причины предпочтения ими той или иной поведенческой стратегии. Кроме этого, в работе предложены меры по снижению уровня конфликтогенности, возникающей в результате перенапряжения и гиперфокусировки внимания на том или ином типе функционального взаимодействия в рамках ресурсной модели.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): БОРОДИНА КИРА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
РАССУЖДЕНИЯ О ФОРМУЛЕ ВЛАСТИ (2020)

В центре внимания авторов – реляционистские и системные концепции власти. Реляционистские концепции («власть над») рассматривают само явление и присущие ему отношения как открывающие возможность для одного индивида/группы изменять поведение другого индивида или группы. Системные концепции или концепции, основанные на идее «власть для», позиционируют само явление власти как особое безличное свойство политической системы, как присущий этой системе функционал, не принадлежащий индивиду или группе индивидов. Авторы высказывают ряд соображений относительно применения системных концепций для анализа властных отношений западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени. Основные элементы выводимой авторами схемы: 1) Власть как субстанциональное явление; 2) Провластный дискурс; 3) Контрвластный дискурс; 4) Властные практики, являющиеся генерализацией исходных дискурсов, иными словами, власть как процесс

Издание: СРЕДНИЕ ВЕКА
Выпуск: Т. 81 № 1 (2020)
Автор(ы): Федоров Сергей Егорович, ПАЛАМАРЧУК АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА
Сохранить в закладках
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДОНЕЗИИ (2025)

Статья посвящена проблемам межэтнических отношений в крупнейшей стране Юго-Восточной Азии - Индонезии, имеющей один из наиболее полиэтнических составов населения в мире и непростой характер отношений между населяющими ее этносами, который складывался на протяжении веков их сосуществования на островах Малайского архипелага. Особое внимание уделено роли пришлого китайского этноса в современной этнической структуре Индонезии и причинам сложных отношений с коренными этносами Индонезии. Проанализированы основные межэтнические конфликты в современной Индонезии, их причины и последствия.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № S1 (2025)
Автор(ы): Попов Александр Вячеславович
Сохранить в закладках
ЖИЗНЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППЕ КАК ФАКТОРЫ РЕАГИРОВАНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ (2024)

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязей стилей поведения в межличностном конфликте у студентов с разными типами жизненной направленности и характером проявления себя в группе. Установлено, что склонности к соперничеству в ситуации конфликта сопутствует направленность личности на себя, независимость и принятие борьбы в группе, а склонности к приспособлению к партнеру в конфликтной ситуации - низкий уровень личностной независимости и направленность на поддержание взаимоотношений в группе. Стиль «избегание» в межличностном конфликте сопряжен с невозможностью принятия борьбы в группе.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): ГОРБАНЁВА Е.В.
Сохранить в закладках
Личностные характеристики и их влияние на стратегию поведения в конфликтах у студентов направления подготовки «Управление в технических системах» (2025)

Введение. Проблема создания психолого-педагогических условий подготовки специалистов глобальных рынков высоких технологий является одним из актуальных направлений в современном образовании. Особенно значима данная проблематика в современных социально-экономических условиях, требующих учета личностных характеристик и закономерностей реагирования в конфликтной ситуации в процессе обучения студентов.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблематике, сравнение, синтез сущностных характеристик понятий, обобщение практического опыта); эмпирические (наблюдение, опрос, анализ образовательного процесса, эксперимент (констатирующий этап)). Эмпирические методы: психодиагностические методики: «Опросник Келлермана – Плутчика», методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16PF-опросник), методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса. Методы описательной и непараметрической статистики с использованием программы SPSS. Проведено исследование, направленное на изучение влияния личностных особенностей студентов, обучающихся по направлению «Управление в технических системах», на механизмы их психологической защиты и закономерности реагирования в конфликтных ситуациях.

Результаты исследования. Анализ личностных черт испытуемых студентов показал, что их характеризуют высокий интеллект, независимость, самостоятельность, самоконтроль. Для изучения взаимосвязей личностных характеристик студентов с их стратегиями психологической защиты и моделями поведения в конфликтах, собранные эмпирические данные подверглись математической обработке методом однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Исследование выявило связь между личностными чертами и стратегиями поведения в конфликтах. Студенты, предпочитающие избегание (низкая кооперация и стремление к целям), обладают следующими особенностями: мягкость, зависимость, эмпатия и сопереживание. Испытуемые студенты, склонные к стратегии компромисса в конфликтах, имеют определённые личностные черты. Они проявляют открытость и доброжелательность, коммуникабельность и приветливость. В общении отличаются естественностью и непринуждённостью, показывая заботу, доброжелательность и отзывчивость. Они активно взаимодействуют с окружающими, участвуют в решении конфликтов, доверчивы и восприимчивы к критике. Их эмоциональная сфера отличается непосредственностью и открытостью. В ходе исследования нами выделены направления психолого-педагогического сопровождения студентов в период обучения в вузе.

Обсуждение и заключения. В работе определена взаимосвязь между личностными качествами и защитными механизмами и тактикой поведения в конфликте. Обозначены направления учета личностных характеристик студентов специальности «Управление в технических системах» в процессе обучения в вузе.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Автор(ы): Мерзлякова Дина Рафаиловна
Сохранить в закладках
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА ЛИЧНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ (2025)

В статье рассматривается проявление эффекта ореола личности в социокультурных и политических условиях постконфликтного региона, раскрываются особенности действия данного эффекта на различных стадиях протекания конфликта. Автор выделяет взаимосвязанные структурные компоненты социокультурного контекста, определяет рейтинговую иерархию выдающихся личностей, меняющуюся с изменением социально-политической обстановки, устанавливает связь предпочтения знаменитости и политических взглядов респондентов. В статье характеризуется отношение к знаменитостям религиозной, военной, государственной сферы, выявляется ценностная мотивация их дифференцированного восприятия, определяются причины забвения одних и актуализации других героев, лидеров, обозначаются источники формирования представлений об исторических и современных деятелях.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Юсупов Муса Мовлиевич
Сохранить в закладках
СОЦИОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА (2025)

В статье рассматриваются вопросы продуктивного социального взаимодействия с точки зрения его практической значимости для ведения бизнеса как сложного процесса, несущего в себе конфликтный потенциал, являющийся одновременно негативным фактором организационного развития и стимулом к обновлению организационной системы и к внедрению инноваций. Автор подчеркивает, что уровень готовности к продуктивному социальному взаимодействию определяется уровнем развития когнитивного компонента, а также уровнем практических способностей менеджеров к урегулированию сложных межличностных ситуаций, возникающих в процессе управления бизнесом. Автор приходит к выводу, что социологические знания являются важнейшей чертой и предпосылкой профессионализма современного менеджера, позволяя принимать практические решения для ведения бизнеса, в частности в такой важной области, как управление конфликтами.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Кривцов Артем Игоревич
Сохранить в закладках
АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ: ПУТЬ ОТ КОНФЛИКТА К СОТРУДНИЧЕСТВУ (2023)

Обсуждается статья экономиста Стивена Хорвица «Сотрудничество вместо принуждения: важность детской игры…» с позиций антропологии современности. Опираясь подспудно на трансдисциплинарный подход, С. Хорвиц проанализировал множество источников из области социальных наук, исследующих проблемы социализации детей и подростков в условиях современности. Он пришел к выводу о важной роли игры без присмотра, или свободной детской игры, для развития навыков успешного социального взаимодействия в современном мире. С. Хорвиц убедительно доказывает, что неконтролируемая и неструктурированная детская игра спонтанно обучает детей социальной саморегуляции, непринужденным способам разрешения конфликтов, налаживанию отношений партнерства и сотрудничества друг с другом. Эти уроки чрезвычайно важны не только для благополучной взрослой жизни и психологической устойчивости перед лицом неопределенности, но и для поддержания культуры здорового демократического общества. Игра в широком смысле слова понимается как свободная деятельность людей, основанная на их взаимном согласии и структурированная правилами, которые создают сами игроки. В свободной детской игре формируются социальные навыки, необходимые для успешных человеческих взаимодействий в реальном мире. Напротив, практики игры под контролем взрослых ослабляют навыки социального взаимодействия, приучая детей ожидать, что взрослые вмешаются в разрешение их споров или станут использовать внешнее принуждение. Между тем именно способность субъектов самостоятельно вырабатывать правила для разрешения потенциальных конфликтов лежит в основе того, как свободные люди создают институциональные практики, снижающие в обществе уровень принуждения и насилия. Такие повседневные практики имеют истоки в детской игре, основаны на взаимном согласии игроков, эмпатии, заботе о чувствах удовлетворенности игрой другого человека и справедливости. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Антропология современности, социализация, конфликт, сотрудничество, детские игры, игра без присмотра, свободная игра.

Издание: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 2 (94) (2023)
Автор(ы): Гусельцева Марина Сергеевна
Сохранить в закладках
ИЗМЕНЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФЕНОМЕНА КУЛЬТА МОЛОДОСТИ 1920-Х ГОДОВ (2024)

Введение. Принцип эстетической трансформации затрагивает не только функционирование моды, но и круг проблем, относящихся к мировоззрению и мировосприятию человека, являющихся актуальными для любого времени. Эстетические проблемы имеют более глубокую подоснову, чем смена образов вестиментарной моды, и лежат в сфере социальной и культурной жизни общества. Теоретический анализ. В отдельные моменты истории обострение социальной и культурной сторон общественной жизни вызывает изменение выработанных веками духовных ценностей, вслед за которыми подвергаются пересмотру и эстетические идеалы. В период 1920-х гг. молодость становится доминирующей в обществе возрастной категорией, появляется культ молодости. Теоретическую основу этого феномена предоставили Т. Парсонс, К. Манхейм, Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга и другие, обосновывая его конфликтом поколений, отсутствием преемственности между ними. Заключение. Предпринята попытка комплексного подхода к анализу целого ряда аспектов социально-культурного характера в определенный временной период, послуживших отправной точкой возникновения культа молодости, что повлекло за собой переоценку эстетических идеалов. Мода чутко отреагировала на него, молодежные образы вдохновили на новые смелые направления и определи ее развитие на десятилетия вперед.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 2 (2024)
Автор(ы): Музалевская Юлия Евгеньевна
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ПРЕДВЗЯТОСТИ НЕЙРОСЕТЕЙ: КОНФЛИКТНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ (2024)

Cтатья посвящена анализу этических и конфликтных вызовов, связанных с проблемой предвзятости нейронных сетей. Постулируется необходимость корректной, научно обоснованной экспликации феномена предвзятости с целью построения корректировочных данную проблему моделей, как необходимого элемента процесса разработки программных продуктов, построенных на алгоритмах искусственного интеллекта. Рассматривается история развития нейронных сетей от зарождения идеи механического организма до построения современных моделей искусственного нейрона. Выделяются наиболее существенные характеристики современных нейросетей: архитектура, веса и смещения, функции активации, инференции, способы обучения. Дается развернутая характеристика естественного языка как ресурса обучения нейросети, анализируется программирование на естественном языке. Особо подчеркивается специфика естественного языка нейросети как совокупности языковых практик, отражающих весь оцифрованный опыт человечества, включая стереотипы, неравенства, язык вражды и другие феномены, в конечном счете, продуцирующие проблему предвзятости. Значительное внимание уделяется анализу феноменов «политика классификации», «властный дискурс», «культурное насилие» в контексте поиска методологических оснований стратегий фильтрации и цензуры естественного языка в процессе конструирования нейронной сети. Отдельно подчеркиваются как имеющиеся в нейросетях погрешности отражены в существующих этических и конфликтологических дебатах вокруг проблемы искусственного интеллекта. Делается вывод, что текущая оценка моральных аспектов проблемы не предполагает наделение нейросетей статусом морального агента и возлагает этическую экспертизу продукта на его разработчиков. Особо отмечается, что конфликтный аспект проблемы предвзятости заключается в ее признании исключительно в отношении групп, которые к настоящему времени приобрели в результате социальных конфликтов «чувствительный» статус дискриминируемых. В заключение обосновывается острая необходимость оптимизации искусственного интеллекта в целях снижения деструктивного потенциала проблемы предвзятости, что в обязательном порядке предполагает модификацию социальных отношений в более широком контексте борьбы исключенных групп за право признания в качестве дискриминируемых.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 5 (185) (2024)
Автор(ы): СУНАМИ АРТЕМ НИКОЛАЕВИЧ, Мусаев Абдурашид Идрисович
Сохранить в закладках
Конфликтогенные темы в повседневном общении молодежи (по материалам междисциплинарного исследования в г. Барнауле) (2025)

Возникновение конфликтов в обществе, где сосредоточены различные ценности, интересы, настроения у разных социальных групп, - процесс неизбежный. Основаниями для развития данного процесса могут послужить как ряд событий, так и конкретное действие или бездействие. Теоретико-методологическая база основывается на классических теориях социального конфликта (Г. Зиммеля, Л. Козера, М. Дойча, К. Боулдинга, Р. Дарендорфа и др.) и современных работах отечественных теоретиков и практиков (А. Г. Здравомыслова, Н. В. Гришиной, Б. И. Хасан, Ю. Е. Растова, А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова, А. С. Кармина, С. М. Емельянова и др.), подчеркивающих «нормальность» конфликтного взаимодействия в любом обществе. Статья подчеркивает, что на уровне социальных общностей процедура определения источников конфликта и траектории его развития требует использования системного подхода к исследованию обширного явления - конфликтогенности. Кроме того, отмечается необходимость управления конфликтогенностью общества, т. е. поддержание ее уровня до порогового значения, после которого начинается развитие деструктивного конфликта. В рамках темы была разработана методика и проведено социологическое исследование среди молодежи г. Барнаула (18-35 лет). В опросе приняли участие 342 респондента, отобранных по полу и возрасту (квотная выборка). На втором этапе проведены глубинные интервью (n=16). Данное исследование позволяет детально понять конфликтогенные темы в повседневном общении молодежи. По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, существует определенная закономерность в выборе конфликтогенных тем, обусловленная возрастом и социальным положением молодежи. Во-вторых, конфликтогенные тематики в общении главным образом затрагивают социальные проблемы, связанные с экономическими и политическими процессами, а также нравственными изменениями, отражающимися на поведении молодежи. В-третьих, при повседневном общении молодежи на конфликтогенные темы в онлайн-формате, частота конфликтов ниже, что опровергает изначальное предположение. В-четвертых, одним из источников конфликтогенности в молодежной среде г. Барнаула служит низкий уровень развития отдельных объектов социальной инфраструктуры города. Таким образом, в исследовании подчеркивается важность понимания конфликтогенных тем в общении молодежи и их влияния на социальные взаимодействия и эмоциональное состояние.

Издание: СОЦИОДИНАМИКА
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Колегаева Елизавета Александровна, Желдакова Арина Владимировна, Перин Сергей Александрович, Маслов Владислав Сергеевич, Замятин Иван Денисович, Григорьев Данил Игоревич
Сохранить в закладках