В статье рассматривается вопрос об оценке необходимого и достаточного времени для проведения промежуточной аттестации по математике в техническом университете. Основной целью предлагаемого исследования является оценка времени (веса в часах) на промежуточную аттестацию для всех видов дидактических единиц, включенных в оценочные и методические материалы рабочей программы дисциплины «Математика», входящей в учебный план различных направлений подготовки студентов очной формы обучения в Омском государственном университете путей сообщения. К используемым авторами научным методам исследования относятся наблюдение, анализ, абстрагирование, сравнение, синтез, эксперимент. Результатом проведенного исследования является процедура нормирования времени преподавателем при проведении промежуточной аттестации, а также методика подготовки студентов к промежуточной аттестации. Полученные результаты могут быть применены при разработке новых тестов, в том числе компьютерных, и экзаменационных билетов, а также для модификации существующих материалов и средств проведения промежуточной аттестации и материалов для подготовки к ней. В частности, важным направлением применения разработанной процедуры нормирования является разработка систем разноуровневых задач, в которых ключевым фактором отнесения той или иной задачи к определенному уровню будет являться время ее решения студентом. Авторы статьи пришли к следующему выводу: постоянное совершенствование стандартов современного образования требует от преподавателей обязательного нормирования времени на всех этапах процесса обучения.
Выполнен анализ морфологических особенностей образцов зооморфной глиняной пластики с территории Нижнего Прииртышья, с поселений Чилимского микрорайона и Лучкино I, с применением 3D-моделирования. Всего было изучено десять целых и девять фрагментированных скульптур, обнаруженных в комплексах с гребенчато-ямочной керамикой. Выделено три типа: изображения медведей, лисицы и птиц. Типы разделяются на подтипы и варианты, для каждого из которых характерны свои особенности морфологии и орнаментации. Все фигурки медведей объединяет детализация морды, акцент на нос и глаза, приемы нанесения узоров. Уникально стилизованное изображение лисицы, на нем обозначены характерные черты этого хищника: узкая вытянутая морда, заостренные уши, длинный объемный хвост. Фигурки птиц также стилизованы, их объединяет наличие анатомических деталей. Скульптуры подтипа 2 отражают попытки передачи динамики движения. Проанализированная коллекция находит аналогии в материалах эпохи поздней бронзы Западной Сибири в лозьвинской, атлымской, барсовской культурах.
Представлены результаты технико-типологического анализа нуклеусов и лыжевидных сколов из 3Б культурного горизонта (раскопки 2020–2023 гг.) стоянки Коврижка IV (р. Витим, Байкало-Патомское нагорье) с морфометрическими характеристиками, полученными с помощью 3D моделирования. Комплекс датирован временем около 18,8 кал. тыс. л. н. и относится к ранней фазе позднего верхнего палеолита. Производство микропластин представлено 5 микронуклеусами, 2 преформами, 3 лыжевидными сколами, 174 целыми и фрагментированными микропластинами. Микропластины составляют 13 % от дебитажа без учета чешуек. Нуклеусы и пренуклеусы принадлежат коврижкинской технике подготовки микронуклеусов. Преформами для них служили как бифасы, так и сколы. Лыжевидные сколы указывают на присутствие техники юбецу. Впервые в археологии региона выявлены в одном эпизоде обитания наиболее разнообразные способы изготовления микронуклеуса, в том числе варианты поперечного, параллельного и диагонального оформления ударной площадки по отношению к продольной оси скола-преформы. Установлено, что объемы нуклеусов из бифасов в начальной стадии выше инициальных объемов микронуклеусов из сколов в 2–3 раза. Разнообразие форм и способов получения микронуклеусов оценено как уверенное владение древними мастерами технологией микропластинчатого производства. Коврижкинская техника микронуклеуса широко представлена в последующих комплексах Нижнего Витима вплоть до раннего голоцена, аналогичные конечные формы – также в общесибирском контексте
Процесс пищевой 3D-печати характеризуется сложной взаимосвязью между режимными параметрами процесса, технологическими свойствами пищевой массы и геометрическими параметрами проектируемого изделия. В статье исследовано влияние управляющих параметров пищевого 3D-принтера на качество печати изделий из пшеничного теста и определены их оптимальные значения. Для приготовления теста использовали муку из твердых сортов пшеницы, смешанную с водой. Для экспериментального исследования процесса трехмерной печати использовали установку, разработанную на базе 3D-принтера Magnum Creative 2 UNI. Основой исследования послужила методология поверхности отклика с применением плана Бокса – Бенкена, представляющего собой трехфакторный ротатабельный план, исключающий крайние точки полного факторного эксперимента, что снижало число опытов при сохранении возможности построения квадратичной модели. План эксперимента состоял из 29 различных комбинаций с пятью центральными точками. В качестве основных факторов, влияющих на процесс трехмерной печати изделий из пшеничного теста, были выбраны скорость перемещения сопла, расход материала, диаметр сопла и относительный шаг сопла. Для оценки влияния режимных параметров на процесс экструзионной 3D-печати были определены следующие факторы: время печати, масса готового изделия и качество напечатанного изделия. На основе множественного регрессионного анализа представлены математические модели влияния параметров управления принтером на время печати и массу изделия Оптимизацию параметров проводили с использованием функции желательности, при этом оптимальным признано решение с максимальным значением желательности. В результате установлены следующие оптимальные параметры печати: скорость перемещения сопла 38,5 мм/с; расход материала 54,8 мм³/с; диаметр сопла 1 мм; относительный шаг сопла 100 %. Полученные результаты имеют практическую значимость для настройки режимов трехмерной печати изделий из пшеничного теста
Цель исследования - раскрыть роль и значение математических методов в современной экономической теории и практике. Задачи исследования включали анализ применения математического моделирования, статистических методов, эконометрики и других математических инструментов в различных областях экономики. В результате исследования выявлено, что математика позволяет формализовать экономические процессы, строить прогнозы, оптимизировать решения и проводить количественный анализ экономических явлений. Практическая значимость исследования заключается в демонстрации необходимости математической подготовки для специалистов в области экономики и финансов, а также в обосновании применения математических методов для повышения эффективности экономических решений.
В статье рассматривается инновационный подход к формированию и развитию математических способностей и экономической смекалки с помощью приложения Math Wonderland. На конкретных примерах демонстрируется, как геймификация и интерактивные методы помогают повышать мотивацию учеников и делать процесс применения математики более увлекательным и эффективным, показывают насколько тесными являются связи математики и экономики. Игра разработана авторами статьи с применением инструментов Blender и Unity. Эти современные средства и технологии дают возможность оживить все предлагаемые в игре задания на развитие логики, смекалки, памяти и пространственного мышления, а продуманная адаптивность и индивидуализация уровней сложности позволяют использовать игру детьми с разной степенью владения математическими навыками (целевой аудиторией являются дети возрастом от 5 лет). Результаты тестирования игры в школах подтверждают ее эффективность в обучении математике, развитии критического мышления и экономической грамотности
Обосновывается актуальность применения современных цифровых инструментов визуализации для обучения студентов – будущих инженеров иноязычной терминологической лексике. Иноязычная терминологическая компетентность является важной составляющей профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности специалистов. Погружение в среду профессиональной деятельности и общения с помощью имитационного тренажера позволяет создавать условно-речевые ситуации в рамках коммуникативного подхода к обучению лексике. При этом активизация междисциплинарных связей улучшает усвоение учебного материала. Для эффективной реализации принципов активности и наглядности в обучении современных студентов технических специальностей иноязычной лексике важно учитывать психологические особенности этой группы обучающихся, такие как хорошо развитое пространственное воображение, преобладание предметно-действенного и наглядно-логического типов мышления. Качественная визуализация позволяет сформировать прочные ассоциативные связи между объектом или понятием и иноязычным словом. Кроме того, личностно-ориентированный подход предполагает учет особенностей студентов поколения Z, часто называемых «Digital Natives», включающих стремление к интерактивности и игровым элементам, предпочтение визуального ряда тексту. Исследование, проведенное в группах студентов 3-го курса факультета разработки нефтяных и газовых месторождений РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, выявило положительное отношение студентов к работе в виртуальных средах с 3D-моделью буровой установки и тренажером виртуальной реальности «Виртуальный симулятор добычи нефти и газа». В ходе работы было отмечено положительное влияние цифровых инструментов визуализации на мотивацию к изучению иноязычной профессиональной терминологии и усвоение лексического материала
Фундаментальное образование, в первую очередь математическое и естественно-научное, лежит в основе национального суверенитета Российской Федерации, неотъемлемыми составляющими которого выступают технологический суверенитет и не менее важный с точки зрения будущего нации мировоззренческий суверенитет. В настоящей статье приводится краткий анализ происходящих и грядущих изменений в сфере образования, в том числе высшего, с опорой на богатый опыт проведения реформ образовательной системы в нашей стране в различные исторические периоды.
Представлена рецензия на сборник избранных выступлений ректора Московского государственного университета В. А. Садовничего, посвященных актуальным проблемам российского высшего образования. Рецензия содержит анализ проблем, находящихся в центре внимания В. А. Садовничего, его размышлений об образовании, в которых он предстает как ученый, педагог, общественный деятель.
А. П. Киселёв и его учебники определили собой целую эпоху в истории отечественного математического образования - школьного и вузовского, обеспечив его высокий уровень как у выпускников школ, так и у учителей математики. Кроме того, они в значительной степени содействовали созданию облика современной Воронежской математической школы. Нам еще есть чему учиться у Андрея Петровича Киселёва, чтобы в полной мере реализовать идеи Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Гнездо муравьёв — важнейший элемент инфраструктуры семьи. Строительство муравейника — один из самых высокоорганизованных процессов деятельности муравьёв. Гнёзда рыжих лесных муравьёв (группа Formica rufa) в вопросах внутренней структуры купола, соотношения используемых муравьями материалов и т. д. исследованы недостаточно. Это связано, с одной стороны, с особенностями материалов — при взятии пробы материала купола обычно не сохраняют структуру, а с другой стороны — с использованием устаревших и неэффективных методов описания. В статье рассматривается применение методики фотосканирования куполов муравейников при раскопке гнезда и при отслеживании процесса строительства. Показано, что с помощью фотосканирования можно отслеживать строительство гнёзд с оценкой изменения объёма купола, выделением областей интенсивного строительства и просадки. Также обсуждается, что при раскопке куполов муравейников можно оценивать объёмы частей купола (покровного слоя, внутреннего конуса) и проб, взятых из них. Проведена оценка трудозатрат при полевой работе и при обработке данных. Выявлен наиболее трудозатратный момент исходной методики — разметка реперных (опорных) точек на модели. Предложены варианты решения, позволяющие оптимизировать разметку.
Введение. В статье рассматриваются вопросы оценки образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках физики и математики. Представлены результаты исследования, направленного на изучение профессиональных представлений педагогов по вопросам проведения промежуточной аттестации школьников c ОВЗ на уровне основного общего образования. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества общего образования обучающихся с ОВЗ, которое непосредственно связано с оценкой их образовательных результатов.
Материалы и методы. Исследование проводилось среди учителей физики и математики с помощью онлайн-анкетирования. Анкета состояла из вопросов, ответы на которые характеризуют профессиональные позиции педагогов в части определения целей, разработки оценочных средств, применения дифференцированного подхода и организации специальных условий при проведении промежуточной аттестации и оценке образовательных результатов обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Результаты исследования. Результаты исследования показали достаточно широкую вариативность представлений педагогов по изучаемой теме. Большинство респондентов указывает на необходимость модификации и дифференциации оценочных средств по степени сложности, допускает оказание разных видов помощи обучающимся и считает необходимым создание специальных условий. В то же время на практике часть педагогов относится к проблеме достаточно формально, а в некоторых случаях особые образовательные потребности обучающихся игнорируются.
Обсуждение и заключения. По результатам исследования автор, с одной стороны, отмечает недостаточную научную разработанность проблемы, с другой – выделяет некоторые профессиональные дефициты учителей физики и математики в части компетенций, связанных с оценкой образовательных результатов. Данные дефициты, по мнению автора, могут быть преодолены за счет разработки и включения в содержание основных и дополнительных профессиональных образовательных программ разделов, связанных с изучением особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с ОВЗ, определяющих особенности оценки их образовательных достижений, включая особенности адаптации оценочных средств и процедуры оценивания, создания специальных условий.