Представлены результаты сравнительного анализа ценностных оснований метаресурса жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России. Обоснована актуальность исследования ценностных оснований в связи с необходимостью актуализации традиционных ценностей в обществе, содержательными изменениями в системе высшего образования и значимостью ценностной направленности сотрудников органов внутренних дел. Дано понимание роли ценностных оснований в выстраивании координат и направлений жизненной успешности личности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие обучающиеся (169 человек) и преподаватели (164 человека) образовательных организаций МВД России. Применялась авторская методика «Жизненная успешность». Для обработки эмпирических данных были применены методы описательной статистики, критерий различий Уилкоксона. Данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 26. Результаты и обсуждение. Выявлены сходства и различия в иерархии ценностных оснований жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России в рамках экспериментальной выборки. Сходства: значимость наиболее традиционных ценностей российского общества; малая значимость таких ценностей, как владение информацией, смысл жизни, духовный рост и независимость; ценности абстрактного успешного человека и реальные ценности не имеют слишком больших расхождений. Различия: у преподавателей проявляется материально-прагматическая направленность ценностей, у обучающихся — эгоистическая. Выводы. Результаты исследования позволяют судить о тенденциях ценностных оснований метаресурса жизненной успешности обучающихся и преподавателей образовательных организаций МВД России, что делает возможным прогнозирование, предупреждение и конструктивное разрешение противоречий при взаимодействии субъектов образовательного процесса.
Проблема совершенствования профессиональных компетенций преподавателя и их трансляция субъектам дополнительного образования является малоизученной. Остается нерешенным вопрос, какой круг компетенций осваивают субъекты дополнительного образования. Цель — установление преемственной взаимосвязи между совершенствованием профессиональных компетенций педагога дополнительного образования и формированием комплекса базовых компетенций у субъектов дополнительного образования. Материалы и методы. Сравнительносопоставительный анализ литературных источников и материалов, обобщение передового педагогического опыта в системе дополнительного образования, авторские анкеты, отражающие содержательные особенности профессиональных компетенций. Результаты и обсуждение. Представлена классификация базовых компетенций педагога, влияющих на формирование комплекса компетенций у субъектов дополнительного образования. Эффективность совершенствования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования имеет уровневую характеристику: мотивационный уровень, связанный с совершенствованием у педагога мотивационно-ценностных установок, конкретизацией плана саморазвития, разработки программ и замыслов, отвечающих запросам субъектов дополнительного образования; преобразующий уровень, направленный на преобразование и трансформацию полученной информации в дидактическую практику совместной деятельности с обучающимися; рефлексивно-прогностический, обеспечивающий рефлексию и прогнозирование педагогом собственных достижений и сравнение их с передовым педагогическим опытом дополнительного образования. Выводы. Субъектсубъектное взаимодействие, сложившееся между педагогом и обучающимися, позволило конкретизировать сущностные характеристики и воспитательный потенциал профессиональных компетенций педагогов, а также обеспечило их трансформацию в совершенствование творческой деятельности старшеклассников.
Рассматривается проблема изучения особенностей ценностных ориентаций подростков, предпринявших попытку суицида. Сложный возрастной период, переживание кризиса идентичности, межличностные и внутрисемейные конфликты и другие факторы выступают благоприятной почвой для развития потенциально опасных тенденций подростка к суициду. В подростковый период активно закрепляются ценностные ориентации, формируется направленность личности подростка. Отсюда возникает интерес к данной возрастной группе как наиболее непредсказуемой, способной руководствоваться эмоциями и тем самым отрываться от реалий жизни. Чаще всего такая форма поведения свойственна подросткам с суицидальными наклонностями, чьи жизненные ценности в значительной степени отличаются от нормотипичных сверстников. Цель — выявление особенностей ценностных ориентаций подростков, предпринявших попытку суицида. Материалы и методы. Использовались метод теоретического анализа научных источников по проблеме исследования; эмпирический метод, включающий применение психодиагностической методики «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, методики «Ценностный опросник» Ш. Шварца, методики «Диагностика наличия и выраженности иррациональных установок» А. Эллиса; статистическая обработка данных проводилась с помощью методов математической статистики, достоверность различий полученных данных между группами определялась путем расчета значений t-критерия Стьюдента. Результаты и обсуждение. Представлены доминирующие ценностные ориентации подростков, предпринявших попытку суицида. Выявлены значимые различия в жизненных ориентациях подростков, совершивших попытку суицида, и нормотипичных подростков. Приводятся данные эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков, предпринявших попытку суицида, и нормотипичных подростков. Выводы. Подростки, предпринявшие попытку суицида, имеют низкую выраженность нормативного типа поведения. У них отсутствуют перспективные цели, придающие жизни осмысленность, они не воспринимают процесс своей жизни наполненным смыслом. Наблюдается выраженность иррациональных установок: резкое преувеличение негативного характера явления или ситуации, что становится источником низкой стрессоустойчивости.
В статье выявляется необходимость подготовки курсанта - будущего сотрудника УИС, которому присуща этическая ответственность как системное личностное образование, обладающее значением ценности как совокупности отношений будущего сотрудника УИС к служебной деятельности, к вовлеченным в сферу этой деятельности людям, к себе как к субъекту такой деятельности, реализуемое (системное личностное образование) в деятельности сотрудника УИС через совокупность личностных качеств, определяющих осуществление сотрудником УИС морального выбора в процессе профессиональной деятельности и образующих содержание этической ответственности как личностного качества. Предлагается определение понятия «этическая ответственность курсанта ведомственного вуза ФСИН России - будущего сотрудника УИС» и его содержательное наполнение (ценности, отношения, личностные качества). Обосновывается, что содержание процесса формирования этической ответственности курсантов базируется на научных представлениях о профессиональной этике сотрудника УИС, об этическом смысле предъявляемых к нему требований, конкретизируемых в ценностях и личностных качествах, характеризующих этическую ответственность курсантов. Аргументируется, что реализация данного содержания осуществляется через вычленение в материале учебных дисциплин и внеаудиторной воспитательной работы ценностей, определяющих отношение курсанта к служебной деятельности, к людям в нее вовлеченным и к самому себе как ее субъекту, приобщение курсанта к этим ценностям и развитие у него личностных качеств, через которые осуществляется внешнее выражение названных отношений. Приводятся примеры реализации содержания процесса формирования этической ответственности курсантов: занятия по учебным дисциплинам и мероприятия в рамках внеаудиторной воспитательной работы, на которых идет приобщение курсантов к ценностям и развитие качеств, реализуемых затем в рамках производственной практики.
В данной статье рассматривается потенциал и особенности формирования в университете у будущих педагогов профессиональной готовности развивать и транслировать обучающимся семейных ценностей. Актуальность темы обусловливается кризисным состоянием современной семьи и необходимостью трансляции подрастающему молодому поколению ценностей традиционной семьи. Особенностями данного процесса понимаются автором своеобразие современного поколения юношества, специфика деятельности преподавателей педагогических профилей подготовки в университете, а также совокупность целевых, содержательных и процессуальных черт, модифицирующихся в ситуации трансформации аксиосферы современного гражданина. Выделенная автором совокупность личностно-ориентированных, социально-ориентированных, гражданско-ориентированных, художественно-ориентированных, рефлексивно-ориентированных и профессионально-ориентированных групп семейных ценностей целенаправленно формируется в выделенных образовательных условиях семейной коммуникации, досуговой деятельности, общественных объединений, а также организации общего, дополнительного и профессионального образования. Рассмотрены примеры семейного обучения на образовательных платформах с виртуальным наполнением, примеры использования в университетском образовании хакатонов, конкурсов профессионального мастерства, STEAM-проектирования. Обобщенные особенности формирования и трансляции обучающимся семейных ценностей будущими педагогами в университетском образовании (адаптивность под конкретное место, время, объем учебной нагрузки, гибридность, непрерывность, возможность возвращаться к какому-то материалу, персонализированный темп, объем, стиль и сопровождение образования с возможностями самоуправления и его корректировки) вызывают интерес у современных студентов и повышают их профессиональную мотивацию.
В статье рассматривается сущность и роль информационной компетенции в структуре цифровой культуры студентов среднего профессионального образования (СПО). Актуальность проблемы обусловлена быстрым развитием цифровых технологий, что предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов для современной экономики и общества. Проведен анализ научных подходов к определению понятий «информационная компетенция» и «информационная компетентность», показаны отличия данных понятий и раскрыта динамика их развития в педагогической науке. Описана структура цифровой культуры студентов СПО, включающая когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, коммуникативный, инструментальный, морально-этический и рефлексивный компоненты. Обосновано, что информационная компетенция не выделяется в структуре цифровой культуры как отдельный компонент, а пронизывает все компоненты цифровой культуры, проявляясь в каждом из них и выступая системообразующим звеном, интегрирующим их в целостное образование. Подчеркивается, что формирование информационной компетенции способствует развитию у студентов самостоятельности, ответственности, критического мышления, способности к адаптации и профессиональному росту в условиях цифрового общества. Сделан вывод о необходимости системного подхода к развитию цифровой культуры студентов СПО, при котором информационная компетенция становится ключевым фактором успешной образовательной и профессиональной деятельности выпускников.
В статье обосновывается значение ответственного отношения к учению в плане эффективности подготовки курсантов в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России как высокопрофессиональных, морально зрелых сотрудников УИС, готовых к сложным и ответственным служебным задачам. Обосновывается, что ответственное отношение к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России является структурным интегративным личностным образованием, содержание которого определяется содержанием его компонентов. Выделены структурные компоненты ответственное отношение к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России (когнитивно-смысловой, ценностно-мотивационный, волевой, нравственно-этический и деятельностный) и раскрыто их содержание. Когнитивно-смысловой компонент включает знание об учебной деятельности и ее структуре, основных ее этапах; представления о необходимости целенаправленного планирования учебного процесса, о значении самоанализа и самооценки учебных достижений в учебной деятельности; осознанное и глубокое понимание курсантом сущности и значимости учебной деятельности. Ценностно-мотивационный компонент содержит обусловленные спецификой ведомственного вуза и профессиональной направленностью подготовки курсантов ценности (взаимопомощь, дисциплина, долг, знание, наука, образование, ответственность, правда, профессионализм, самосовершенствование, свобода, совесть, творчество), принимают форму мотивов учебной деятельности курсантов. Волевой компонент содержательно определяется волей курсанта, обеспечивающей преодоление им внешних и внутренних трудностей в достижении учебных целей. Нравственно-этический компонент включает морально-этическую ответственность курсанта, способствующую свободному, осознанному выбору курсантом модели поведения в рамках учебной деятельности. Деятельностный компонент содержит личностные качества, обеспечивающие успешность учебной деятельности курсанта (доброжелательность, организованность, принципиальность, эрудированность, вдумчивость, мудрость, надежность, честность, компетентность, целеустремленность, независимость, креативность).
В статье исследованы взаимосвязи ценностей (просоциальных и эгоистических) и склонности к рефлексивной/интуитивной обработке информации в юношеском возрасте. Основная цель исследования - проверка гипотезы о социальной эвристике, которая гласит о том, что рефлексия благоприятствует эгоизму, а интуиция связана с просоциальным поведением и сотрудничеством. Первая гипотеза: дефициты когнитивной рефлексии будут сопровождаться большим выбором ценностей заботы о людях и сохранения и меньшим выбором ценностей самоутверждения и открытости изменениям. Вторая гипотеза: дефициты когнитивной рефлексии связаны с просоциальными копинг-стратегиями. Третья гипотеза: позитивный просоциальный опыт, проявляющийся в предпочтении просоциальных копинг-стратегий, является фактором усиления положительных взаимосвязей просоциальных ценностей и интуитивного способа решения задач. Методологическую основу исследования составила теория дуального процесса мышления и теория базовых ценностей Ш. Шварца. В исследовании приняли участие 85 респондентов женского пола в возрасте от 17 до 25 лет (M = 19,1; SD = 0,96), обучающиеся в Пермском государственном гуманитарно- педагогическом университете. Тестовая тетрадь респондента содержала три психодиагностических методики: тест когнитивной рефлексии (CRT-7 М. Топлак, Р. Вест, К. Станович в адаптации А. А. Вихмана), портретный ценностный опросник (Portrait Values Questionnaire - Revised, PVQ-R в адаптации Ш. Шварца, Т. П. Бутенко, Д. С. Седовой, А. С. Липатовой), а также опросник способов копинга (WCQ) на основе теории Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный на русский язык Е. В. Битюцкой. Корреляционный анализ выявил ограниченный набор достоверных связей когнитивной рефлексии (CRT-r), интуитивных ошибок (CRT-i) и ценностей просоциального плана, что в целом поддерживает гипотезу о социальной эвристике. Склонность при решении задач генерировать первый пришедший в голову интуитивный и неверный ответ связана с наличием выраженности ценностных ориентаций конформизма (r = 0,284; p < 0,01), традиций (r = 0,273; p < 0,01) и доброты (r = 0,245; p < 0,05). Единственная статистически достоверная положительная корреляционная связь между дефицитами когнитивной рефлексии (доля интуитивных ошибок в тесте CRT) с типами совладающего поведения обнаружена в случае с просоциальным копингом (r = 0,199; p < 0,05). Вместе с тем в группе респондентов с выраженным совладающим поведением, ориентированным на запрос помощи у окружения, фиксируются многочисленные связи просоциальных ценностей и интуитивных ошибок. В свою очередь, в группе девушек со сниженным просоциальным копингом нет ни одной достоверной корреляционной связи между ценностями и рефлексивными/интуитивными способами решения задач с интуитивными ловушками. По итогам исследования гипотезы эмпирически подтверждаются, что дает основание полагать о верности гипотезы о социальной эвристике. Интересно, что сформированный просоциальный копинг усиливает связь просоциальных ценностей и проявление интуитивного стиля решения когнитивных задач.
Одним из важнейших факторов, определяющих состояние правоохранительной системы, является характер ценностных ориентаций сотрудников органов правопорядка. В свою очередь, характеристики социального мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России определяют тенденции и перспективы развития органов внутренних дел. В статье представлены результаты всероссийского социологического исследования характеристик мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России. Авторы рассматривают особенности ценностных ориентаций и деятельных установок курсантов, а также влияние фактора социальной стратификации на распределение ценностных ориентаций курсантов.
В статье авторы рассматривают правомерность и обоснованность применения аксиологического подхода к изучению различных аспектов формирования готовности студентов к публично-сценической музыкально-исполнительской деятельности. В результате теоретического осмысления проблемы и описания этапов формирования ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей музыки авторы формулируют положение о том, что ценности, воплощая культурные смыслы человечества, духовно-нравственные нормы поведения, выступают в качестве индивидуально-социальных ориентиров в личностном и профессиональном саморазвитии студентов-музыкантов в условиях образовательного процесса вуза.
Введение. Юношеский возраст характеризуется качественными преобразованиями ценностной сферы, ее оформлением в автономную и согласованную систему. Ценностные ориентации молодых людей быстрее перестраиваются и адаптируются к меняющимся социокультурным условиям, отражая общие тенденции трансформации общественной системы ценностей. Это определяет актуальность изучения содержания ценностных ориентаций молодежи, а также поиска новых методических подходов к их выявлению.
Материалы и методы. В работе использовалась авторская методика «Ценностные ориентации в пословицах и поговорках», ориентированная на выявление предпочтения ценностей общественно значимой или эгоистической направленности. Исследование проводилось на выборке учащихся 16-19 лет; общее число респондентов – 387 человек (146 юношей, 241 девушка).
Результаты исследования. Ценностные ориентации учащихся юношеского возраста в значительной степени оформлены и имеют характер индивидуально конфигурированной системы. Общий вектор ценностной сферы юношей и девушек ориентирован в направлении общественно значимых и социально поддерживаемых ценностей. Наиболее ярко это проявляется в отношении ценностей «Учение, труд» и «Семья, родственники», отражающих специфику возрастных потребностей и интересов молодых людей. Существенные различия в ценностных ориентациях обусловлены гендерной принадлежностью респондентов: юноши предпочитают ценности коллективного дела и ближнего социума (семья, друзья), тогда как для девушек более привлекательны ценности индивидуалистические, а также относящиеся к внешнему кругу общения и деятельности. В общей структуре ценностных ориентаций категории «Деньги, богатство» и «Страна, Родина» получили неоднозначные оценки.
Обсуждение и заключения. Показана продуктивность использования метода пословиц для изучения ценностных ориентаций учащихся юношеского возраста. Согласованность полученных результатов с данными психологических и социологических исследований свидетельствует о том, что они фиксируют не только определенную стадию формирования ценностной системы молодых людей, но и отражают сложность ценностного самоопределения в современном обществе.
В статье рассматривается проявление эффекта ореола личности в социокультурных и политических условиях постконфликтного региона, раскрываются особенности действия данного эффекта на различных стадиях протекания конфликта. Автор выделяет взаимосвязанные структурные компоненты социокультурного контекста, определяет рейтинговую иерархию выдающихся личностей, меняющуюся с изменением социально-политической обстановки, устанавливает связь предпочтения знаменитости и политических взглядов респондентов. В статье характеризуется отношение к знаменитостям религиозной, военной, государственной сферы, выявляется ценностная мотивация их дифференцированного восприятия, определяются причины забвения одних и актуализации других героев, лидеров, обозначаются источники формирования представлений об исторических и современных деятелях.