Целью исследования является анализ текущего состояния и среднесрочных перспектив развития экономики России на основе ее внешнеторговых взаимодействий. Выявлено, что российская экономика характеризовалась высокими рисками для инвестирования и барьерами внешнеэкономических взаимодействий, а также зависимостью от динамики мировых цен на сырьевые товары, составляющие основу ее экспорта. Показано, что в 2014-2023 гг. Россия столкнулась с санкциями (вначале - с «локальными», далее - с «широкомасштабными»), в результате которых увеличились риски функционирования ее экономики при смещении внешней торговли с европейского рынка в пользу дружественных государств: Китая, Индии, Турции, некоторых постсоветских стран и Бразилии. Выявлено, что по причине проявления эффекта «ловушки большой страны» ключевым фактором развития экономики России в среднесрочном периоде является динамика цен на сырую нефть, даже в условиях санкций. На основе международного и российского прогнозов показаны сценарии развития российской экономики в среднесрочной перспективе, основными параметрами которых является динамика цен на сырую нефть на мировом рынке, а также влияние государственной политики.
Предметом исследования являются механизмы влияния геополитических вызовов на автомобильный рынок в условиях Индустрии 4.0. Объектом исследования выступают трансформационные процессы в глобальной и российской автомобильной промышленности под воздействием санкций, разрывов цепочек поставок и тенденций цифровизации. Особый акцент делается на процессах регионализации мировой экономики, являющейся результатом переосмысления глобализации со стороны мировых держав и осознания того факта, что современная глобальная политическая конъюнктура является чересчур нестабильной, что в свою очередь толкает страны к усилению собственных экономик и экономических связей с новыми международными партнерами. Целью исследования является выявление ключевых факторов влияния политической нестабильности и новых технологических решений на развитие автомобильной отрасли в условиях перехода от глобализации к регионализации. Особое внимание уделено российскому автомобильному рынку, его текущему состоянию и перспективам. Также отмечается, каким образом повышение технологической устойчивости предприятия сделает его менее восприимчивым к рискам политического характера. В работе использованы аналитические методы, включая сравнительный анализ, экономическое моделирование и обзор актуальных научных источников и статистических данных. Научная новизна заключается в интегральном анализе воздействия геополитических вызовов на автомобильный рынок через призму технологий Индустрии 4.0. Основные результаты включают выводы о необходимости развития технологий Индустрии 4.0 для укрепления национальной автомобильной отрасли и достижения технологического суверенитета, рекомендации по созданию устойчивых региональных экономических платформ для технологического обмена с дружественными странами, выводы о важности программ государственной поддержки, которые включают налоговые льготы и субсидии, для стимулирования отечественного автопрома и конкретно высокотехнологичных решений в нем, а также стратегию сотрудничества с китайскими автоконцернами с фокусом на локализацию и обмен технологиями для повышения конкурентоспособности российского автопрома. Представленные результаты помогают сформировать более устойчивую модель развития автомобильной отрасли, способную противостоять внешним вызовам.
Предметом исследования являются международно-правовые и неправовые акты, закрепляющие как общие принципы международного права, так и специальные правовые принципы сотрудничества государств в области сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в условиях односторонних ограничительных мер. Объектом исследования являются международные межгосударственные отношения, складывающиеся в процессе сотрудничества в области сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности, гуманитарного сотрудничества в условиях действия односторонних ограничительных мер государств. Целью настоящего исследования выступил анализ правовой природы односторонних ограничительных мер государств, затрагивающих сельское хозяйство и продовольственную безопасность, сквозь призму основополагающих принципов международного публичного права, а также выявление и анализ специальных принципов сотрудничества государств в сфере сельского хозяйства в условиях односторонних ограничительных мер. В процессе исследования были использованы ряд методов научного познания, среди которых можно выделить: диалектический, методы дедукции, индукции, анализа, синтеза, статистический, системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой. Научная новизна исследования состоит в выявлении и обосновании существования и действия ряда специальных международно-правовых принципов сотрудничества государств в сфере сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в условиях действия односторонних ограничительных мер. В результате исследования было выявлено, что хотя позитивное международное права не содержит запрета на введение ООМ, меры, затрагивающие аграрный сектор государств-дестинаторов таких мер, противоречат основным принципам международного права, их нельзя отождествлять с контрмерами и санкциями Совета безопасности ООН. Практика межгосударственной кооперации в условиях ООМ, позволила выработать несколько специальных международно-правовых принципов подобного сотрудничества, к которым можно отнести: принцип приверженности ЦУР ООН, принцип нераспространения ограничительных мер на сельскохозяйственную продукцию, принцип гуманитарных исключений из режима ограничительных мер, принцип пропорциональности (соразмерности) ограничительных мер в сфере сельского хозяйства. Делается вывод о том, что требуется систематизация и закрепление данных специальных принципов в рамках универсальных международных организаций, например посредством резолюции ГА ООН. Более того, требуется усиление мониторинга за действием ООМ и их влиянием на сотрудничество в области сельского хозяйства со стороны международных организаций.
В статье произведен анализ эффективности механизмов финансирования инноваций в Российской Федерации. Показано, что преодолеть накопившиеся в производственной сфере противоречия и технологическое отставание страны только путем увеличения финансирования научных исследований и разработок невозможно. Необходимо повышать результативность финансовых вложений, используя системный подход, который предполагает сочетание множества различных мер управленческого финансового и нефинансового характера.
В статье исследуются вопросы влияния санкций на экономику России. Актуальность данной проблематики обусловлена современными условиями санкционного давления. Цель исследования - на основе анализа статистических данных и изучения существующих литературных источников по заданной проблематике выявить экономические, социальные последствия санкций и возможные парадоксы изоляции для России. Методология исследования опирается на комплексный подход, включающий качественные и количественные методы исследования, в частности построение временных рядов, статистический анализ. В результате выявлены экономические последствия санкций: доступ к иностранному капиталу и инвестициям ограничен, сократились экспорт энергоносителей, импорт промышленного оборудования, электроники, автомобилей, усиливается государственный контроль. Это негативно повлияло на изменения в структуре валового внутреннего продукта страны. Социальные последствия санкций проявляются в росте инфляции, снижении реальных доходов населения и изменении потребительских моделей, что усиливает социальное напряжение и замедляет социальный прогресс. Санкции способны оказывать парадоксальный эффект, стимулируя работу адаптационных механизмов. Усиливается импортозамещение, внешняя торговля переориентируется на дружественные страны, развиваются альтернативные финансовые системы, укрепляется политический режим страны. Санкции усиливают геоэкономическую фрагментацию и трансформацию глобальных цепочек поставок. Они стимулируют экономику страны на создание собственных производств, высокотехнологичной продукции. Экономическая изоляция имеет сложные и часто непреднамеренные последствия, которые необходимо учитывать при разработке и оценке эффективности санкционной политики как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.
Продолжающееся санкционное противостояние и активное использование запретительных мер усиливают потребность в структурных изменениях в российской экономике, направленных на увеличение доли локализованной продукции высоких переделов и обеспечение импортозамещения высокотехнологичной продукции. Цель статьи -рассмотреть мировой опыт реализации политики импортозамещения и провести детальный анализ мер Правительства РФ, направленных на активизацию развития в приоритетных направлениях для обеспечения технологического суверенитета, а также сформулировать подходы к управлению качеством импортозамещающей продукции. При проведении исследования применялись общенаучные методы сравнения, анализа и синтеза, системный и ситуационные подходы, в т. ч. на основе цикла непрерывного улучшения. Информационная база исследования включает обзор научных статей, отчетов, нормативных документов и статистические данные из информационно-аналитических систем. Результаты и основные выводы: сформированы подходы к управлению качеством импортозамещающей продукции, которые должны обеспечить экономическую безопасность предприятий за счет глобальной конкурентоспособности продукции российского производства. Авторами предложено использование модифицированного цикла непрерывного улучшения, включающего итеративные циклы стабилизации и обеспечения безопасности, направленные на «встраивание» качества в процессы предприятия.
Цель настоящего исследования – проанализировать процесс редомициляции как один из наиболее эффективных цифровых форматов преодоления санкционных ограничений, показать экономические риски и социальные проблемы, связанные с регистрацией компаний в офшорных зонах, а также охарактеризовать последние тенденции деофшоризации государства, которые наблюдаются в условиях санкционных ограничений. Выявлены факторы повышения популярности внутренних офшоров, наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются международные холдинговые компании с российскими корнями. Показаны основные причины востребованности роста внутренних офшорных зон, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, а также изучены основные социальные риски для предпринимателей. Методология исследования основана на положениях концепций налогообложения, представленных в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Дж. М. Кейнса, А. Хансена. Определение понятия деофшоризации базируется на идеях А. С. Захарова, И. З. Ярыгиной, Б. А. Хейфеца и др. Проведен анализ законодательных актов налоговой системы, изучены налоговые режимы, корпоративные структуры итребования к управлению организациями. В качестве материалов использованы отчетные документы инвестиционных фондов, компаний сферы информационных технологий, банковских организаций, а также социологические, экономические и юридические научные публикации. На основе нормативно-правовых актов законодательства Российской Федерации сделан анализ условий, предлагаемых компаниям со стороны налоговых институтов в рамках перерегистрации во внутренние офшорные зоны, в сравнении с условиями, предлагаемыми властями других стран. Выявлена тенденция увеличения притока ряда компаний в офшорные зоны, среди которых присутствуют в первую очередь корпорации сферы информационных технологий, что может обеспечить рост российской экономики в ближайшие несколько лет. Определены основные социальные риски, связанные с цифровыми форматами преодоления санкционных ограничений: социальное неравенство, репутационные риски и последствия нелегитимного обхода санкционных ограничений. Настоящее исследование затрагивает положение российских организаций, зарегистрированных за рубежом.
Цель настоящего исследования – проанализировать процесс редомициляции как один из наиболее эффективных цифровых форматов преодоления санкционных ограничений, показать экономические риски и социальные проблемы, связанные с регистрацией компаний в офшорных зонах, а также охарактеризовать последние тенденции деофшоризации государства, которые наблюдаются в условиях санкционных ограничений. Выявлены факторы повышения популярности внутренних офшоров, наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются международные холдинговые компании с российскими корнями. Показаны основные причины востребованности роста внутренних офшорных зон, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, а также изучены основные социальные риски для предпринимателей. Методология исследования основана на положениях концепций налогообложения, представленных в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Дж. М. Кейнса, А. Хансена. Определение понятия деофшоризации базируется на идеях А. С. Захарова, И. З. Ярыгиной, Б. А. Хейфеца и др. Проведен анализ законодательных актов налоговой системы, изучены налоговые режимы, корпоративные структуры итребования к управлению организациями. В качестве материалов использованы отчетные документы инвестиционных фондов, компаний сферы информационных технологий, банковских организаций, а также социологические, экономические и юридические научные публикации. На основе нормативно-правовых актов законодательства Российской Федерации сделан анализ условий, предлагаемых компаниям со стороны налоговых институтов в рамках перерегистрации во внутренние офшорные зоны, в сравнении с условиями, предлагаемыми властями других стран. Выявлена тенденция увеличения притока ряда компаний в офшорные зоны, среди которых присутствуют в первую очередь корпорации сферы информационных технологий, что может обеспечить рост российской экономики в ближайшие несколько лет. Определены основные социальные риски, связанные с цифровыми форматами преодоления санкционных ограничений: социальное неравенство, репутационные риски и последствия нелегитимного обхода санкционных ограничений. Настоящее исследование затрагивает положение российских организаций, зарегистрированных за рубежом.
Малое и среднее предпринимательство в современной России играет стратегическую роль в обеспечении экономического роста, создании новых рабочих мест, стимулировании инновационного потенциала и расширении экспортных возможностей. Однако на фоне глобальных и внутренних вызовов, включая международные санкции, изменения в макроэкономической конъюнктуре, реформы законодательства и усиление регулирующего давления, предпринимательский сектор сталкивается с рядом системных ограничений. Основной исследовательский интерес статьи сосредоточен на анализе налоговой нагрузки и доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства, как наиболее критических барьеров для их устойчивого развития. Цель работы заключается в комплексном изучении актуальных проблем предпринимательской среды в России с учетом внешнеэкономических факторов и в разработке рекомендаций по улучшению условий для ведения бизнеса. Методологическая база исследования опирается на анализ статистических данных, обзор нормативно-правовой базы, а также на обобщение выводов, сделанных в ряде научных публикаций. Результаты анализа показывают, что, несмотря на реализуемые государственные программы поддержки, предприниматели продолжают испытывать трудности в доступе к финансированию и адаптации к новым экономическим условиям. Предлагаемые рекомендации ориентированы на снижение административных и фискальных барьеров, а также на стимулирование инвестиционной активности в малом и среднем предпринимательстве.
С 2014 г. ключевым внешним шоком, определяющим развитие российской экономики, являются геополитические факторы, в том числе санкционного характера, которые оказывают влияние на ее стратегически важных бизнес-акторов. Среди них ПАО «Газпром» - лидер газовой отрасли России с исключительными правами на экспорт трубопроводного газа страны. Цель исследования - оценка влияния динамики экспортных трубопроводных поставок газа Российской Федерации в Европу на финансовые показатели «Газпрома», а именно на его валовую прибыль, в контексте формирования геополитических угроз финансовой устойчивости и долгосрочного развития компании, а также ослабления позиций России как одного из ведущих поставщиков природного газа в Европу. Отмечается, что сокращение экспорта трубопроводного газа Российской Федерации в Европу с форсированием динамики в 2022-2023 гг. было преимущественно обусловлено выключением из логистики поставок по европейскому вектору газопроводов «Северный поток», «Северный поток - 2», «Ямал - Европа», «Союз», «Уренгой - Помары - Ужгород» и «Прогресс». Это негативно повлияло на валовую прибыль «Газпрома», особенно в условиях снижения экспортных цен на газ в 2023 г. Адаптация компании к внешним шокам ограничена волатильностью ценовых трендов и дальнейшим охлаждением отношений с Европейским союзом и связана с расширением сотрудничества со странами Азии и с Турцией, наращиванием производства и экспорта сжиженного природного газа и нефти и частичной переориентацией на внутренний рынок.
Анализ текущего состояния российской экономики подтверждает негативное влияние санкций на ее отрасли. Целью работы является исследование подходов к управлению экономической безопасностью нефтегазовой отрасли в условиях санкций. Объект исследования - экономическая безопасность нефтегазовой отрасли экономики. Предмет исследования - влияние внешнеэкономических ограничений на экономическую безопасность нефтегазовой отрасли.
Методы исследования: анализ и синтез, систематизация. Проведенный теоретический и проблемный анализ позволил уточнить понятие «экономическая безопасность» в контексте функционирования нефтегазовой отрасли экономики в условиях санкций; дополнено содержание основных рисков и угроз экономической безопасности отрасли нефти и газа в условиях введения экономических санкций; выделены ключевые проблемы обеспечения экономической безопасности; нефтегазовой отрасли в условиях санкций; выделены следующие ключевые подходы и концепции экономической безопасности.
По результатам работы обоснован вывод, что дальнейшее исследование методов противостояния санкциям, а также формирование комплексной системы экономической безопасности трудно достижимо в условиях, когда в отношении всей национальной экономики ежегодно вводятся новые санкции и ограничения.
В России добывается почти треть всех натуральных алмазов в мире, по этой причине роль РФ для мирового рынка этого драгоценного камня огромна. Введение ограничений в отношении российских алмазов обуславливает изменения как для российской алмазной промышленности, так и для мирового алмазного рынка. Цель исследования состоит в формировании математической модели, описывающей влияние санкций в отношении России на стоимость алмазов на мировом рынке. Исследование базируется на опубликованных в рецензируемых журналах публикациях и статистических данных, в нем применены методы анализа текущего состояния мирового рынка алмазов и математическое моделирование. Анализ статистических сведений Кимберлийского союза демонстрирует ведущую роль России на мировом рынке как поставщика алмазов, а изучение взглядов экспертов на введение ограничений в отношении реализации этого драгоценного камня компаниями из РФ показывает, что санкции повлекут за собой негативные изменения на мировом рынке алмазов и приведут к росту цен на драгоценные камни. В таких условиях возникает необходимость в разработке инструментов для анализа и прогнозирования динамики цен на алмазы. Одним из таких инструментов является математическая модель, которая позволяет оценить влияние различных факторов, включая объемы добычи, экспортные ограничения и уровень санкций, на мировые цены. Теоретическая значимость такой модели состоит в ее способности обосновать и количественно оценить влияние санкций на мировые цены на алмазы через трансформацию объемов предложения, а практическая - в ее применимости для конструирования прогнозов на алмазном рынке и управления рисками на нем.