В статье рассмотрены налоговые инструменты государственного регулирования в сфере роста инвестиций и обновления основных фондов. Проанализирована динамика притока инвестиций в основной капитал, изучены факторы, влияющие на объем и темпы роста инвестиций. Для стимулирования привлечения инвестиций и обновления основных фондов государство может использовать различные инструменты: финансовые, денежно-кредитные, налоговые. В статье выделены основные инструменты налогового характера, проведено их сравнительное описание. Указаны особенности специальных инвестиционных контрактов, выделены их схожесть и различия.
В статье рассматривается проблематика управленческого применения термина «деструктивная идеология», введенного в российское правовое поле с утверждением в 2022 г. Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В исследовании анализируются присутствующие в научной дискуссии интерпретации нового термина в правовом, политологическом и социально-философском контекстах, представлено авторское прочтение термина «деструктивная идеология» как системы идей, направленных на целенаправленное разрушение традиционных ценностей, формирующих самосознание народа, и их замещение исторически чуждыми российскому обществу, несущими в себе угрозу его саморазрушения, дискредитации государствообразующих публичных институтов, присваивания функций государства альтернативными структурами, в том числе криминальными. Предложенная авторами терминология может быть использована в целях корректного применения управленческого инструментария государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей и эффективного противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации.
Государственные проекты играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. Реализация таких проектов зачастую осуществляется в условиях высокой неопределенности и нестабильности, часто в периоды кризисных ситуаций. В представленной работе подробно рассматривается специфика управления государственными проектами в кризисных ситуациях. Цель исследования — выявить ключевые факторы возникновения риска и разработать комплексную модель эффективного управления такими проектами в неблагоприятных, кризисных условиях. Внимание уделяется вопросам адаптации проектных решений к меняющимся обстоятельствам, повышению устойчивости процессов реализации проекта и минимизации рисков в условиях повышенной турбулентности экономики. В процессе исследования использовались следующие методы. Проведен подробный анализ профильной литературы и источников научных публикаций, посвященных проблемам управления государственными проектами в кризисных условиях. Это позволило выделить основные подходы, концепции и теоретические положения для дальнейшего исследования. Сравнительный анализ — сопоставлено влияние различных кризисных ситуаций на реализацию государственных проектов в разных условиях, определены сходства и различия их влияния. Моделирование — создана комплексная модель оценки устойчивости и адаптивности проектов в кризисных ситуациях. Настоящая работа направлена на изучение особенностей управления государственными проектами в кризисных условиях, определение типичных трудностей и разработку эффективной модели управления государственным проектом в условиях кризиса. Предложенная модель ориентирована на поддержку принятия обоснованных управленческих решений, обеспечение устойчивого прогресса проектов и достижение поставленных целей, несмотря на внешние трудности и ограничения. Ее применение в практической деятельности во многом поможет минимизировать влияние возникающих рисков на реализацию государственных проектов, повысить их устойчивость вне зависимости от внешних факторов. Таким образом, настоящая работа имеет важное прикладное значение для органов власти и организаций, занимающихся реализацией крупномасштабных государственных проектов, предлагая научно обоснованную концепцию управления проектами в кризисных условиях, способствующую достижению поставленных целей и решению приоритетных задач национальной экономики и социальной сферы.
В статье рассматривается процесс цифровой трансформации государственного управления в России, где предоставление услуг в электронном формате является одной из важных функций исполнительной власти. Ключевые показатели развития электронного правительства демонстрируют значительный рост: в 2023 г. через портал «Госуслуги» оказано более 340 млн услуг, что на 100 млн превышает показатели предыдущего периода. Основные направления модернизации услуг включают внедрение клиентоцентричного подхода через «жизненные ситуации», развитие суперсервисов (например, «Поступление в вуз онлайн») и создание цифровых платформ («ГосТех», ФГИС ПГС). Исследовательская цель работы заключается в анализе методов перехода к сервисно-ориентированной модели управления и выявлении существующих барьеров. Среди основных препятствий отмечены: технологическое неравенство (78,4% доступ к интернету в сельской местности); организационные противоречия (интеграция 68% информационных систем); кадровый дефицит (недостаток 10 тыс. IT-специалистов). Успешные практики представлены работой Центров управления регионами (ЦУР) и Платформы обратной связи, охватывающей 20 тыс. органов власти. Рекомендации по преодолению проблем включают развитие цифровой инфраструктуры, совершенствование законодательства, внедрение искусственного интеллекта для анализа обращений граждан и усиление информационной безопасности. Реализация предложенных мер направлена на повышение качества государственных услуг, сокращение административных издержек и укрепление доверия граждан к государственным институтам в условиях цифровой эпохи.
В статье освещены актуальные вопросы, связанные с ведением учета в бюджетной сфере. Подняты проблемные вопросы, относительно того, следует ли использовать исключительно кассовый метод в общественном секторе или перейти на метод начислений. Кроме того, рассмотрен международный опыт решения вопросов повышения эффективности национальных систем бюджетного учета и отчетности.
Актуальность темы статьи обусловлена современной тенденцией поиска путей устойчивого развития национальной космической деятельности, способов ее финансового обеспечения, в том числе с учетом зарождения частной космической индустрии и ускорения общего темпа инновационных процессов в высокотехнологичных секторах экономики.
Цель работы — анализ наиболее значимых этапов трансформации финансового сектора Китая и влияние данного процесса на результаты страны в освоении космоса за последние десятилетия. В качестве основного метода выступает качественный контент-анализ, сочетающийся с хронологическим подходом к систематизации данных.
Научная новизна заключается в объединении нескольких аспектов — развития финансовой системы Китая, организационной структуры его космической отрасли и ее достижений, а также государственных мер поддержки — в единое причинно-следственное поле.
Результаты исследования показывают, что одним из ключевых факторов успеха Китая в космической деятельности является сочетание рыночных механизмов с сильными элементами плановой экономики, позволяющее эффективно управлять распределением инвестиций в стратегической отрасли.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов для выявления эффективных инструментов финансовой поддержки высокотехнологичных отраслей, включая космический сектор. Полученные выводы могут быть полезны для специалистов, участвующих в планировании и реализации проектов, имеющих национальное значение.
Рассмотрены основные политико-философские характеристики концепта модернизация; выявлено, что становление модернизационной парадигмы связано с поиском теоретической модели, которая позволит объяснить и спрогнозировать политические, социальные, экономические процессы в обществах переходного типа. На примере современной России проведен анализ инструментария, посредством которого реализуются политологические концепты, в т. ч. модернизации.
Оптимизация взаимодействия государства и граждан в условиях цифровой трансформации России требует комплексного подхода, выходящего за рамки технологических решений. Для системного анализа этой проблемы предложена и теоретически обоснована интегративная пятикомпонентная концептуальная модель, включающая технологическую инфраструктуру, институционально-правовое обеспечение, механизмы гражданского участия, информационную открытость и среду доверия. Апробация модели, основанная на серии экспертных фокус-групп с представителями власти, бизнеса и научного сообщества, выявила существенную асимметрию в развитии ее компонентов. При технологическом прогрессе фиксируются дефицит доверия к цифровым инициативам государства, скептицизм в отношении реального влияния механизмов электронного участия и слабость диалога между властью и обществом. Обоснован вывод, что эффективная оптимизация взаимодействия невозможна без фундаментальных изменений, направленных на построение доверия, обеспечение реального участия граждан, повышение прозрачности и совершенствование институтов. На основе анализа сформулированы практические рекомендации для государственной политики.
Статья посвящена анализу обновленных национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных 7 мая 2024 года, в контексте цифровизации государственного управления. Рассматриваются ключевые вызовы и возможности реализации проектов в данной сфере через призму экономической эффективности, управления рисками и адаптации методологий проектного управления. Особое внимание уделено роли межведомственной координации и интеграции цифровых решений в существующие административные процессы. Подчёркивается важность интеграции экологических, технологических и цифровых данных для обеспечения устойчивого развития. В качестве инновационного решения предлагается создание Национальной системы мониторинга (НСМ), которая может преодолеть фрагментацию информационных потоков и обеспечить синергию между различными сферами.
Цель данного исследования заключается в проведении анализа современного состояния правового регулирования оценки результативности и эффективности технологической политики Российской Федерации, в том числе в сфере развития искусственного интеллекта и в разработке предложений по формированию комплексной системы такой оценки для повышения действенности инструментов государственного управления.
Методы исследования включают формально-юридический метод, который применялся для анализа системы нормативного правового регулирования как в сфере технологической политики в целом, так и в отношении инструментов государственного управления для развития искусственного интеллекта, сравнительно-правовой анализ существующих и проектируемых элементов оценки результативности и эффективности в отношении технологической политики в целом и развития искусственного интеллекта в частности, а также метод правового моделирования для разработки соответствующих рекомендаций по развитию указанной оценки результативности и эффективности.
Результаты исследования показали, что действующее правовое регулирование не содержит единого подхода к оценке результативности и эффективности мер государственной поддержки и стимулирования технологического развития в целом и развития искусственного интеллекта в частности, ориентированной на достижение конечного общественно значимого результата такого развития (технологическое лидерство России, в том числе в сфере искусственного интеллекта). Выявлена терминологическая неопределенность и преобладание оценки выполнения плановых мероприятий над оценкой их реального вклада в достижение и обеспечение технологического суверенитета и технологического лидерства России.
Выводы исследования заключаются в том, что для достижения и обеспечения технологического суверенитета и технологического лидерства России, в том числе в сфере развития искусственного интеллекта, реализация инструментов и мер государственного управления (стимулирования и поддержки развития) должна быть обусловлена внедрением и применением системной оценки результативности и эффективности таких инструментов и мер, включая соответствующий терминологический аппарат, показатели и методику оценки. Обоснован комплекс предложений по совершенствованию проектов нормативных правовых актов в этой сфере, разрабатываемых Минэкономразвития России в 2025 г.
Стремительно развивающиеся технологии искусственного интеллекта (далее — ИИ) проникают во все сферы жизнедеятельности общества и встраиваются в процессы управления. Скорость их развития, самообучения и спектр возможностей применения поражают воображение. ИИ-технологии становятся частью повседневной жизни человека и условием лидерства, эффективности в бизнесе, политике, науке, образовании, в том числе и на международном уровне.
Последствия столь бурного и повсеместного применения ИИ пока еще не полностью изучены и осознаны, особый интерес в понимании последующих изменений представляет внедрение ИИ-технологий в управлении государством, являющимся особым социальным институтом по своему предназначению, обеспечивающим стабильность и регуляцию в обществе. Ошибки в управлении могут иметь катастрофический эффект.
Это и предопределило цель статьи, а именно — рассмотрение процесса внедрения искусственного интеллекта в работу государства в контексте его институциональной специфики. Для достижения цели была применена методология институционального и деятельностно-активистского подходов, социологическое осмысление уникальности ИИ-технологий, что позволило рассмотреть структурные, нормативно-правовые особенности внедрения ИИ в государственное управление в повседневных практиках работы госслужащих, а также актуализировать существующие риски наблюдаемого процесса.
Актуальность. Исследование посвящено анализу возможности по применению метода синтетического контроля для оценки эффективности политики по реализации крупных проектов. Для исследования выбрана Амурская область, в которой в последние годы реализуется строительство газоперерабатывающего завода, являющегося важным звеном технологической поставки природного газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири», и завершился основной этап строительства космодрома «Восточный».
Цель. Оценить эффективность политики по реализации крупных инфраструктурных проектов на развитие Амурской области.
Гипотеза. Опыт развития каждого региона уникален, особенно с учетом реализации крупных инфраструктурных проектов. Развитие нуждается в оценке оптимальности управленческих решений и используемых ресурсов, для чего выработан ряд современных методологических инструментов. Предполагается, что влияние проектов на развитие — позитивное, они служат мультипликатором роста, но для российских регионов это не очевидно, так как ранее подобные эффекты недостаточно исследовались.
Метод. Метод синтетического контроля позволяет создать альтернативный сценарий развития региона для сравнения с его реальным развитием для оценки эффекта от политики. Метод реализован с помощью языка программирования Python в среде Jupyter Notebook. Данный метод для изучения уникального опыта Амурской области применяется впервые.
Результаты могут быть полезны для формирования региональной политики, а также для исследований в сфере государственного управления и отраслевого регулирования. Показан существенный рост таких показателей, как валовой региональный продукт и среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций с 2018 г. и проведена статистическая проверка полученных данных. Данный рост связывается с реализацией инфраструктурных проектов.
Основным выводом исследования является подтверждение возможности использования метода синтетического контроля для изучения эффекта от политики в случае уникальных воздействий, подобных реализованным в последние годы инфраструктурным проектам в Амурской области.