В статье анализируется влияние политических реформ М. С. Горбачёва на политическую и общественную жизнь СССР во второй период Перестройки. Дана характеристика роли политических реформ в формировании многопартийности и роста оппозиции, приведших к формированию новой представительной власти.
В статье рассматриваются конституционные основы социальной политики современного российского государства. Дается авторское понимание социальной политики, ее отличие от иных направлений деятельности государства. Делается акцент на проблемных аспектах социальной сферы. Российская Федерация обозначила две стратегические задачи на ближайшую перспективу, а именно - достижение технологического и социального лидерства. Тем не менее, в последнее время обозначилось явное смещение акцентов в пользу технологий. Полагаем, что такая политика нуждается в корректировке, поскольку именно социальная сфера обеспечивает развитие технологий. Выдвигается тезис о формировании социотехносферы как принципиально иного понимания структуры общества и сбалансированности государственного управления.
Цель исследования. В статье рассматриваются проблемы конституционно-правового регулирования права собственности в России. Анализируется действующее законодательство, регламентирующее правовой статус различных форм собственности. Целью исследования является выявление основных тенденций и особенностей регулирования данного права в отечественном законодательстве и наиболее значимых положений, определяющих положение собственности в правовой системе, роль права собственности и различия между его субъектами. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что закрепленная Конституцией РФ равная защита всех форм собственности в юридическом смысле не может быть реализована ввиду расширения перечня объектов государственной и муниципальной собственности в сравнении с частной, а также отличий в способах приобретения прав собственности в зависимости от субъекта. Выявляются различия в правовом статусе публичного и частного собственника. Раскрывается возможность ограничения права частной собственности в случаях, предусмотренных законодательством. Выделяется интеллектуальная собственность в качестве отдельной категории, не входящей в систему имущественных прав вследствие особенностей в форме ее существования и правомочиях субъектов.
Цель исследования. Поправки 2020 г. к Конституции нашей страны имеют важное значение. Их объем, характер, сущность свидетельствуют, с нашей точки зрения, фактически о новой редакции Основного закона РФ. Поправки в той или иной мере коснулись практически всех важнейших государственно-правовых институтов. Это в полной мере касается и такого из них как парламентаризм. И именно анализ здесь новшеств является целью данной статьи. Представлено прежде всего авторское лаконичное определение парламентаризма - верховенство парламента. Подчеркнуто, что отношение к данному институту в нашей стране было различно. Так, при социализма он фактически отрицался. Возрождение парламентаризма началось в 90-е годы прошлого века, что нашло свое наиболее яркое отражение в Конституции РФ 1993 г. В Поправкам к ней 2020 г. новшества касающиеся парламентаризма нашли свое выражение в первую очередь в положениях касающихся организации верховного народного представительства России - Федерального Собрания РФ, в особенности статуса его членов; функций отечественного парламента, и в первую очередь давно сложившегося контрольного полномочия; формирования ряда важнейших государственных органов. В центре внимания главный вопрос парламентаризма - взаимоотношения парламента и правительства. ВЫВОДЫ. Анализ Поправок 2020 г. к Конституции РФ свидетельствует о том, что парламентаризм есть и будет одним из главнейших институтов отечественной государственности. Он важнейший гарант обеспечения верховенства Федерального Собрания - парламента России. Поправки идут по пути повышения статуса парламентаризма, его совершенствования, и в первую очередь в сфере его контрольных полномочий. При подготовки статьи использованы прежде всего три основных научных метода исследования-догматический, исторический, сравнительный.
Автором статьи дается оценка влияния норм исламской идеологии на выбор стандартов государственного управления и правового регулирования социальных отношений в Ираке. Целью исследования является необходимость продемонстрировать реальность такого влияния, а также показать какие именно государственные и правовые институты были затронуты предписаниями шариата и ислама в целом. Основной задачей исследования является анализ использования аспектов религиозной идеологии в конституционно-нормативной деятельности, а также их последствий при условии, что такое использование основано на праве граждан Ирака самим определять вектор дальнейшего развития страны (демократический принцип). Основным выводом исследования стало то, что на данный момент нормы Корана, предписания шариата и иных религиозных источников активно используются законодателем только в тех случаях, когда нормативное регулирование затрагивает свойства государственного символизма и эстетики. Остальные позиции воспринимаются как исключение из правил. В конечном итоге, автор приходит ко мнению о том, что эклектика сочетания норм светского права и религиозных положений допустима, и в условиях четкой дифференциации сфер правового регулирования может определять использование в качестве источников и то, и другое, однако, при данном подходе необходимо опираться на принципы, непосредственно принятые самим обществом, а не навязанные ему извне.
Цель исследования. В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы толкования Конституции как учредительного акта, обладающего высшей юридической силой, проводится сравнение научных подходов к толкованию конституционных норм в Германии и Российской Федерации, оценивается значение института толкования в механизме правовой охраны Конституции, роль высших судебных органов конституционного контроля, процессуальные особенности толкования как одного из их направлений деятельности. Выводы. В результате проведённого исследования авторы приходят к выводу, что толкование конституционных установлений высшим органом судебного конституционного контроля в государстве вполне обоснованно выступает способом правовой охраны его основного нормативного акта учредительного характера, особенности которого проявляются в наполнении Судом норм Конституции новым содержанием без изменения самого текста, обеспечивая тем самым её стабильность и надёжность, а также устойчивость конституционного регулирования правоотношений.
В статье рассматриваются вопросы связанные с участниками обязательственных правоотношений, управомоченного лица (заинтересованный собственник) которые вправе требовать от обязанного лица должного исполнения взятых на себя договорных обязательств, а в случае неисполнения таковых - обратиться в суд за надлежащей судебной защитой. В результате причинения деликтного вреда или незаконного обогащения потерпевшее лицо становится управомоченным и заинтересован требовать от правонарушителя (обязанного лица) исполнения известных положительных действий по возмещению ущерба, восстановлению первоначального положения, возврату незаконно полученного и/или сбереженного
В статье рассматриваются вопросы формирования и реализации законных интересов собственников способы, приемы, методы, направленные на, реализацию и защиту законных интересов собственников. Важнейшее место среди них занимают приемы (методы), (включая методы дозволения, запрета и ограничений), нормы объективного права, институт права собственности, гражданско-правовая отрасль «вещное право» и иные отрасли гражданского права, вещные, обязательственные и иные правоотношения, субъективные права и юридические обязанности, договоры, соглашения об осуществлении корпоративных прав, имущество (вещи), их правовые режимы, правовой статус собственников.
Исходя из результатов исследования, полученных в процессе изучения роста и развития внутрипородных типов специализированных мясных пород, необходимо учитывать, что у животных компактного типа в постнатальном периоде отмечается более высокая интенсивность роста, поэтому кормление должно быть полноценным, обеспечивающим высокую естественную способность животных в это время синтезировать мышечный белок. В связи с возрастающими задачами по увеличению производства говядины возникает необходимость не столько увеличить поголовье мясного скота, сколько повысить его продуктивность путем разработки и внедрения производства ускоренных методов создания высокопродуктивных мясных стад, используя современные методы селекции, базирующиеся на современных достижениях генетики. Используя современные иммуногенетические методы, можно установить происхождение пород, линий, выявить варианты взаимосвязи с продуктивностью и резистентностью животного. При изучении комплементарной и лизоцимной активности полученные результаты говорят о том, что в процессе онтогенеза наблюдается такая же закономерность. Максимальное значение гуморальных факторов достигается к 13-15-месячному возрасту. В более поздние возрастные периоды величина гуморальных факторов незначительно снижается. При подборе породы необходимо в первую очередь учитывать, какая из них является наиболее приспособленной к данным природно-климатическим и хозяйственно экономическим условиям. Для получения окупаемости производства, увеличения ее прибыльности желательно использовать тяжеловесные породы мясного направления, позволяющие достичь полной реализации генетического потенциала и высококачественной говядины уже к 15-18-месячному возрасту. При оценке животных по убойным качествам нами также были установлены различия между внутрипородными типами. Так, бычки герефордской породы компактного типа превосходили своих сверстников великорослого типа по живой массе в возрасте 8, 12, 15 месяцев на 12,5; 10,6; 9,7%, тогда как бычки в возрасте 18 месяцев уступали им уже на 4,3%. Такая же тенденция была и по результатам исследований компактного и великорослого типов калмыцкой породы, где превосходство бычков до 15 месяцев было соответственно на 2,4; 3,5; 7,1%, а бычки в возрасте 18 месяцев уступали уже на 1,4%.
Введение. Конституционный контроль является краеугольным камнем в вопросе поддержания конституционного строя, обеспечения соблюдения принципа верховенства закона и защиты прав личности в государстве. Различия в моделях конституционного контроля в глобальном масштабе подчеркивают его сложность и уникальность. Данный фактор обуславливает необходимость сравнительного исследования для понимания конкретных механизмов, используемых в различных правовых системах. В статье рассматриваются модели, значение и особенности конституционного контроля в России и ряде зарубежных стран, определяются нюансы их функционирования, а также вопросы взаимодействия элементов моделей конституционного контроля.
Материалы и методы. В ходе проведения сравнительно-правового анализа, исследована практика функционирования конституционного контроля в России, США, Германии, Австрии, Франции, Канаде и Австралии. Первоисточниками выступили национальные конституции, законодательство, а также, знаковые судебные решения некоторых государств. Вторичными источниками исследования являются научная литература: монографии, статьи периодической печати и экспертные аналитические документы. Подобный смешанный подход способствует тщательному изучению структуры и функций органов конституционного контроля в более широком политико-правовом контексте.
Анализ. В исследовании рассматриваются различные модели конституционного контроля, в частности, европейская (централизованная модель Кельзена), принятая в России, Германии и Австрии, сравнивается с американской моделью (децентрализованной моделью конституционного контроля в США), гибридные (смешанные) системы Канады и Австралии, которые имеют региональные особенности и сочетают элементы американской и европейской моделей, а также, французская модель с её квазисудебными органами конституционного контроля. Сравнительный анализ проводится по нескольким критериям, при этом, распространяется на проблемы, с которыми сталкиваются системы конституционного контроля.
Результаты. Сравнительное исследование выявляет различные парадигмы конституционного контроля, рассмотрев которые определяется, в какой степени независимость институтов конституционного контроля критически влияет на эффективность работы органов конституционного контроля, какие модели демонстрируют уязвимость от политического влияния; подчеркивается необходимость обеспечения большей автономии органов конституционного контроля и облегчения доступа к конституционным механизмам; освещается многогранный характер конституционного контроля и высказывается мнение о возможности дальнейшего совершенствования институтов конституционного контроля.
В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается Мьянма при формировании и укреплении национальной идентичности и достижении единства. В тексте постулируется, что противоречивый характер государственного строительства проистекает из семантической, эпистемологической и онтологической двусмысленности в согласовании концепта идентичности Мьянмы с западными определениями «нации», «государства» и «союза». Эти различия в идентичности и когнитивные диссонансы препятствуют разработке эффективной политики государственного строительства. На основе смешанного подхода и контент-анализа в тексте дается оценка Конституций Мьянмы 1947, 1974 и 2008 гг., а также политики и дискурсов как с позиции западных теорий, так и местного видения. Новизна исследования заключается в рассмотрении концептуальных различий понимания цивилизации с помощью текстов конституционного и политического характера. Посредством обращения к первичным и вторичным источникам исследование вносит важный вклад в понимание идентичности и концептуальных проблем, которые влияют на формирование национального самосознания. Это акцентирует важность лингвистических и семантических аспектов указанного процесса. Мьянма, лишенная чувства коллективной национальной идентичности, оказывается раздираема реальностью, при которой разные мультирасовые группы проживают на одной территории без общей коллективной идентичности. Это сосуществование преимущественно конструируется с точки зрения сохранения культуры и самобытности всех расовых групп, однако эффективной политики государственного строительства, основанной на принципах “коллективизма” и “единства”, не существует.
Индия сегодня - это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой и стабильной политической системой, основанной на принципах представительной демократии и федерализма. Индийское общество представлено индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и др. Индуисты разделены на множество каст и четыре варны. Конституция объявила дискриминацию на основе касты незаконной. Разобщенность индийского общества воздействует на общественное развитие. В основу единого федерального государственного устройства положен национально-территориальный принцип. Британские колониальные чиновники были убеждены в том, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Однако Конституция заложила основы единства страны, формирования республиканского строя и утверждения парламентской демократии. Она предусматривает сильный центр и автономные штаты, полномочия которых четко разграничены. В состав Индии вошли княжества; Джамму и Кашмир получил особый статус в соответствии со статьей 370 Конституции Индии. В 2019 г. эта статья была отменена и образованы две союзных территории - Джамму и Кашмир и Ладакх с целью большей интеграции их в состав Индии. В 1962 г. был создан Совет национальной интеграции для обсуждения проблем общинности, кастовой системы, терроризма, поликонфессиональности и языковой разобщенности. После прихода к власти БДП Совет фактически перестал существовать. Главным для индийского государства остается сохранение территориальной целостности и единства страны.