Индия сегодня - это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой и стабильной политической системой, основанной на принципах представительной демократии и федерализма. Индийское общество представлено индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и др. Индуисты разделены на множество каст и четыре варны. Конституция объявила дискриминацию на основе касты незаконной. Разобщенность индийского общества воздействует на общественное развитие. В основу единого федерального государственного устройства положен национально-территориальный принцип. Британские колониальные чиновники были убеждены в том, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Однако Конституция заложила основы единства страны, формирования республиканского строя и утверждения парламентской демократии. Она предусматривает сильный центр и автономные штаты, полномочия которых четко разграничены. В состав Индии вошли княжества; Джамму и Кашмир получил особый статус в соответствии со статьей 370 Конституции Индии. В 2019 г. эта статья была отменена и образованы две союзных территории - Джамму и Кашмир и Ладакх с целью большей интеграции их в состав Индии. В 1962 г. был создан Совет национальной интеграции для обсуждения проблем общинности, кастовой системы, терроризма, поликонфессиональности и языковой разобщенности. После прихода к власти БДП Совет фактически перестал существовать. Главным для индийского государства остается сохранение территориальной целостности и единства страны.
В статье рассматриваются основные полномочия одного из высших конституционных органов Алжирской Народно-Демократической Республики - Высшего совета магистратуры. Автор анализирует дисциплинарные и консультативные полномочия, а также полномочия, связанные с управлением профессиональной деятельностью магистратов, защитой их прав и независимости, рассматривает соответствующие положения конституций и конституционных поправок, органических законов и иных законодательных актов. Высший совет магистратуры в Алжире в качестве конституционного органа был предусмотрен на каждом этапе развития страны после получения независимости в 1962 г., начиная с положений первой Конституции 1963 г. и заканчивая конституционными поправками 2020 г., которые внесли значительные изменения в его состав и полномочия. Данные поправки были внедрены в результате конституционной реформы, затронувшей, помимо прочего, область судебной власти. Это было связано с политическим развитием Алжира, в котором, начиная с 2019 г., происходили широкомасштабные демонстрации с требованиями осуществления реформ, в т. ч. в судебной отрасли.
Рассматриваются вопросы правового регулирования обеспечения гарантий информационных прав граждан в условиях цифровизации общества. На основе понимания информационных прав как неотъемлемой части фундаментальных прав человека анализируется с теоретической и практической точки зрения понимание феномена «цензура». Высказывается мнение по поводу использования в законодательстве Российской Федерации двух терминов, обозначающих цензуру: «позитивная цензура» и «незаконная цензура». Акцентируется внимание на вопросе нарушения информационных прав граждан в сфере потребительского рынка, а также в области оказания рекламных услуг.
Введение: в статье на основе оценки текущего состояния, сравнительно-правового анализа уголовного законодательства Кыргызстана и России, статистических данных компетентных государственных органов и международных институтов выделены проблемные вопросы противодействия преступлениям экстремистской и террористической направленности. С целью совершенствования уголовного законодательства Кыргызской Республики с учетом положительного российского опыта сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в уголовное законодательство Республики в части исследуемых составов преступлений.
Материалы и методы: основой для написания статьи послужили Конституции, уголовные rодексы, специальные законы Кыргызской Республики и Российской Федерации, статистические данные компетентных государственных органов и международных институтов, а также анализ трудов отдельных ученых-правоведов по исследуемой проблематике. Применены диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический и др. методы.
Результаты исследования: уголовное законодательство Кыргызской Республики и Российской Федерации практически в одинаковых аспектах регламентирует ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности. Сравнение норм, представленных в УК КР и УК РФ, дает основание утверждать, что отдельные деяния экстремистского и террористического характера отсутствуют в уголовном законодательстве Кыргызстана и России. Объясняется это тем, что они включены в административные правонарушения. Анализ уголовного законодательства, материалов правоприменительной деятельности Кыргызской Республики свидетельствует, что в противодействии с экстремизмом и терроризмом имеют место отдельные недостатки, требующие корректуры с учетом положительного опыта Российской Федерации.
Обсуждение и заключение: результаты исследования свидетельствуют о тенденциях ужесточения ответственности в УК КР и РФ за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности, увеличения сроков лишения свободы, включая пожизненное лишение свободы. По отдельным преступлениям, кроме основного вида наказания в виде лишения свободы, суд вправе применить в качестве дополнительных видов наказания конфискацию имущества, штрафы и др. виды наказаний. С целью повышения эффективности борьбы с экстремизмом и терроризмом в Кыргызской Республике считаем целесообразным: 1. Квалификацию преступлений экстремистской и террористической направленности осуществлять с учетом конкретных видов экстремистской деятельности, таких как религиозный, политический экстремизм и др., закрепленные в УК РФ. 2. В правоприменительной деятельности учитывать положительный опыт Российской Федерации: - по блокировке экстремистских и террористических материалов в сети Интернет; - по финансированию программ, направленных на реабилитацию лиц, вовлеченных в экстремистскую и террористическую деятельность. 3. Осуществлять тесное сотрудничество с другими государствами и международными организациями в борьбе с экстремизмом и терроризмом, учитывая их положительный опыт.
Конституционализм, в своей классической трактовке, базируется на универсальных и абстрактных принципах, таких как верховенство права, разделение властей, защита прав человека и гарантии правового порядка. Однако в свете растущей сложности современной государственной машины, универсализм этих принципов подвергается адаптации и конкретизации, что обуславливает необходимость осмысления специализированных форм конституционализма, таких как судебный, административный, финансовый и другие. Эти специализированные формы становятся не просто техническими средствами реализации общего конституционного порядка, но и важными индикаторами более глубоких трансформаций, происходящих в рамках конституционного устройства. В этой связи предметом исследования является специфика становления и функционирования этих специализированных форм в контексте адаптации универсальных принципов конституционализма к меняющимся условиям и дифференцированной структуре современной государственной власти. Методологическую основу работы составляют системный и институциональный подходы, позволяющие выявить закономерности эволюции публично-правовых механизмов. Применение методов юридической догматики и критического анализа обеспечивает теоретическую глубину осмысления специализированных форм конституционного регулирования. Новизна исследования заключается в концептуализации специализированных форм конституционализма как устойчивых адаптивных механизмов, поддерживающих целостность конституционного порядка в условиях его усложнения. Указывается, что специализированные формы не противопоставлены классическому конституционализму, а представляют собой его институциональное развитие. Делается акцент на том, что такие формы способствуют укреплению правовых гарантий, улучшению баланса властей и повышению гибкости системы публичного управления в современном обществе. Анализируется их проявления в различных правовых системах. В рамках исследования обосновывается тезис о том, что функциональная специализация является необходимым условием актуализации базовых ценностей конституционного правопорядка. Делается вывод о том, что специализированные формы конституционализма следует рассматривать как индикаторы зрелости и адаптивности публичной власти.
В статье рассматривается процесс становления и развития национальных институтов по правам человека, в частности института омбудсмена как одного из ключевых механизмов защиты прав и свобод граждан. Анализируются международные стандарты, такие как Парижские принципы ООН, определяющие независимость, мандат и эффективность национальных правозащитных институтов. Отдельно поднимается вопрос адаптации института омбудсмена к национальным правовым системам и политико-культурным особенностям. В частности, особое внимание уделено опыту Российской Федерации и вкладу Уполномоченного по правам человека Татьяны Николаевны Москальковой в развитие института омбудсмена.
Статья посвящена публично-правовому анализу особенностей трансформации публичной власти в государствах Латинской Америки и Африки. Актуальность изучения «южного» конституционализма обусловлена не только его эмпирическим разнообразием, но и тем, что он бросает вызов универсализирующему подходу к конституционному дизайну. Целью исследования является анализ особенностей трансформации публичной власти в государствах Латинской Америки и Африки сквозь призму «южного» конституционализма, посредством не прямого сравнения правовых систем данных регионов планеты, а путем вычленения их основных типологических черт, выявления и формализации институциональных инноваций и культурно-правовых смыслов, которые транслируют контуры процессов формирования и развития конституционализма в данных государствах. Задачи статьи включают, прежде всего, выявление общих и отличительных черт моделей публичной власти на обоих континентах, определение соотношения южного конституционализма с более широкими типологиями (в частности, либеральным, социалистическим, гибридным конституционализмом), анализ трансформационных механизмов, применяемых в условиях конституционного плюрализма. Использованы научные методы: диалектический анализ; методология постколониального анализа; сравнительно-правового анализа; историко-правовой; социологический анализ. Обращение к феномену «южного» конституционализма позволяет расширить горизонты сравнительного анализа, поставить под сомнение универсальность нормативных моделей, доминирующих в западной науке. Это требует переосмысления самого языка, на котором мы говорим о праве, власти и государственности. Ведь именно в южных контекстах проявляется вся напряжённость между формой и содержанием публичной власти, между декларируемыми нормами и реальными практиками, между правовой универсалией и конкретной культурной ситуацией. Южный конституционализм - это не альтернатива как отклонение, но альтернатива как возможный путь, реальность, в которой публичная власть учится быть законной и легитимной в глазах многообразных сообществ, составляющих её тело. Он является процессом, где вместо навязываемых моделей рождаются формы, укоренённые в культурном, историческом и социальном контексте. Это политико-правовая философия, в которой горизонт власти опирается не на центр, а на множественность точек сборки. В этом множестве, в этом напряжении между стабильностью и переменой, в этом поиске равновесия между универсализмом и локальностью заключается главный вклад южного конституционализма в обновление современной доктрины публичного права.
Трансформация конституционной модели общественных формирований в условиях становления и развития Республики Беларусь рассматривается как формально-юридическая объективация соответствующих принципов и категориально-понятийного аппарата в рамках динамики конституционного регулирования, обусловленного социально-политическими и иными факторами, предусматривающая переход от восприятия общественных формирований в качестве элемента партийно-государственного механизма к признанию их самостоятельности и функционального многообразия с присутствием политической приоритетности в целевом предназначении. Отмечается, что на современном этапе конституционная модель общественных формирований в Республике Беларусь трансформируется в рамках развития конституционных основ народовластия и гражданского общества, закрепления идеологии белорусского государства в качестве конституционной доминанты, пересмотра целевого предназначения и дифференциации. Вносятся предложения по развитию соответствующего конституционного законодательства в Республике Беларусь.
В статье анализируются основные направления развития конституционного законодательства республик в составе Российской Федерации с учетом произошедших изменений федерального законодательства и конституционной реформы 2020 г. Рассматриваются особенности и значение воспроизведения федеральных норм в конституционном законодательстве республик. Особое внимание уделяется изменениям характера толкования конституции на республиканском уровне.
Статья посвящена анализу концепта биобезопасности человека при проведении медицинских манипуляций с использованием высоких медицинских технологий в области трансплантации органов и (или) тканей человека. Приводится анализ нормативно-правовой базы в области обеспечения биологической безопасности человека при проведении медицинских манипуляций в области трансплантации и донорства, который демонстрирует, что биобезопасность пациентов в РФ обеспечивается посредством обеспечения реципиентов качественным биоматериалом в строго установленное законодателем на основе достижений современной медицинской науки. Законодательством установлены медицинские ограничения для потенциальных доноров в целях обеспечения биологической безопасности реципиентов. Установлены также особые требования к медицинскому персоналу, имеющему право на проведение медицинских манипуляций, связанных с пересадкой органов и тканей человека. Отечественным законодателем активно реализуется концепция биологической безопасности в области использования ВМТ посредством установления определенных критериев и ограничений для оказанная данного вида помощи, что обеспечивает гражданам право на получение квалифицированной, качественной медицинской помощи в области трансплантации и донорства органов и (или) тканей человека.
В данной статье рассматривается технология захвата власти Зеленским и его близким окружением. Незаконное политическое явление требует глубокого научного анализа, но, ввиду отсутствия внутренних государственных документов, исследование строится на публикациях СМИ. В современной политологии такое явление встречается впервые, что указывает на актуальность исследования и требует объяснения. А политическая обстановка, связанная с отсутствием легитимности власти, которая сложилась на Украине, демонстрирует беззаконие в стране. Для политологов, историков и юристов - это не удивление, а факт, на который они обращали внимание многократно и предупреждали, что политическая история Украины может пойти именно по такому сценарию. Автор статьи анализирует причину и следствие возникшей ситуации и исследует реакцию мирового сообщества на политический произвол, исследует заявления Зеленского на предмет невозможности проведения выборов с точки зрения альтернатив. Совершается попытка определить продолжительность возможного политического хаоса на Украине. Изучаются точки зрения российских политиков и оппозиционных сил Украины на предмет беззакония и примеров выхода из сложившегося политического тупика. Автор анализирует сценарии, которые разработали англичане по выходу страны из политического кризиса. В ходе исследования автор сопоставляет точки зрения политических аналитиков и делает выводы. Работа выполнена с разъяснением одного эпизода политического произвола на Украине и актуальна на сегодняшний день. Со временем будут появляться дополнительные сведения, которые, возможно, более детально раскроют специфику махинации Зеленского и коллективного Запада. Исследование строится на следующих методах: анализе публикаций, поведенческом и сравнительном.
В статье анализируются роль и значение действующей Конституции Российской Федерации. Рассматриваются ее достоинства и выделяются как заложенные изначально, так и образовавшиеся в ходе развития и конструкционных реформ недостатки. Обобщаются накопившиеся за тридцатилетний период ее действия проблемы, связанные с необходимостью реформирования и модернизации ее норм в целях совершенствования конституционного права и законодательства. Обращается внимание на то, что содержательной и конструктивной критике Конституция Российской Федерации начала подвергаться с момента ее принятия как документа переходного периода. Отмечается, что развитие и совершенствование национального конституционного законодательства невозможно без опоры на прогрессивный международный опыт и без учета сохранения общественных принципов и традиционных ценностей ее многонационального народа. Резюмируется, что нормы Конституции Российской Федерации служат неотъемлемым элементом национальной безопасности страны, правовым гарантом сохранения государственного суверенитета, независимой внутренней и внешней политики, национальной и конституционной идентичности. Целью настоящего исследования является обоснование необходимости глубокой модернизации Конституции Российской Федерации, формулирование конкретных рекомендаций и предложений Федеральному законодателю по устранению имеющихся пробелов и противоречий в ее правом регулировании. Анализ динамики изменений и дополнений действующей Конституции Российской Федерации, выявленных в ходе конституционных реформ 2014 и 2020 гг., и серьезных недостатков в содержании ряда положений главы 1 и 2, являющихся неизменными, предопределяют необходимость дальнейшего реформирования не только конституционных механизмов регулирования функционирования государственного аппарата, ну и всех ветвей государственной власти России. Для достижения цели исследования автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробированные практикой. Методологической основой исследования послужило материалистическое понимание основных законов развития государства и общества и концептуального анализа правовой действительности, что позволило рассмотреть и раскрыть проблематику категориального понимания конституционного права и конституционного законодательства комплексно, в неразрывном единстве с другими правовыми явлениями и категориями. В ходе исследования были использованы частнонаучные и специальные методы познания: формально-логические, исторические, анализа и синтеза, абстрагирования и моделирования и др.