Игровое поле текста в художественной практике «последнего авангардиста» Сергея Маслова (2024)

В статье исследуются формы и функции текста в художественной практике представителя актуального искусства в Казахстане С. Н. Маслова (1952–2002). Текстоцентричность и литературоцентричность как универсальные свойства позднесоветской и постсоветской визуальной культуры впервые анализируются на текстовом материале представителя художественного поставангарда в Казахстане. Тексты, производимые казахстанским автором в различных модификациях актуального искусства, были хронологически разными: они появлялись до, во время и после создания визуального образа. Выделяется такая форма творчества Маслова, как создание не столько произведения-результата, сколько произведения-процесса, с обязательным авторским манипулированием текстом в пространстве и времени, когда художественная практика превращается на глазах зрителей (читателей) в многослойную игру. В качестве результата исследования представлено, как Маслову удалось уловить и передать посредством текста, который он вплетал в сюжет своих художественных акций, главное в деталях постсоветского существования и быта, а потом и трансформировать их в эстетику абсурда. Показано, что одним из способов реализации этого стало использование эстетики массмедийных форм текста: традиционного письма, бюрократической инструкции и гороскопа, а также формы фантастического романа. Арт-практика С. Н. Маслова отразила свойственный ему хронологически ограниченный литературо-центризм с одновременным выходом художника в своих последних текстовых работах на особенности современной дигитальной арт-среды.

Издание: Шаги / Steps
Выпуск: Том 10, №3 (2024)
Автор(ы): Гиздатов Газинур Габдуллович
Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА" В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (2023)

В статье рассматривается специфика подходов к совершенствованию читательских умений обучающихся основной школы при изучении учебного предмета «Литература»: названы основные виды умений, составляющих основу читательской грамотности, кратко охарактеризованы некоторые приемы организации учебной деятельности, способствующие их развитию, приведены примеры заданий, создающих условия для совершенствования умений школьников работать с информацией.

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 2 (21) (2023)
Автор(ы): Парамзина Наталья Николаевна
Сохранить в закладках
КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКУ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (2023)

В статье рассматривается проблема совершенствования читательской грамотности обучающихся; обозначаются читательские дефициты, выявленные по итогам различных исследований; определяются «проблемные зоны», связанные с недостаточным уровнем сформированности определенных читательских умений школьников, указываются некоторые возможные способы совершенствования читательской грамотности на уроках русского языка.

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 2 (21) (2023)
Автор(ы): Мерзлякова Наталья Владимировна
Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ (2023)

В статье рассматривается специфика организации подходов к развитию читательской грамотности обучающихся основной школы на уроках литературы: указаны основные виды читательских дефицитов школьников, обозначены читательские умения, развитие которых должно обеспечиваться посредством применения в образовательном пространстве определенных технологий, приемов обучения, кратко охарактеризованы некоторые стратегии чтения.

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 1 (20) (2023)
Автор(ы): Парамзина Наталья Николаевна
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (2023)

В статье рассматривается проблема совершенствования читательской грамотности обучающихся; обозначаются читательские дефициты, выявленные по итогам общероссийского исследования «Оценка по модели PISA»; определяются «проблемные зоны», связанные с недостаточным уровнем сформированности определенных читательских умений школьников, указываются некоторые возможные способы совершенствования читательской грамотности на уроках русского языка.

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 1 (20) (2023)
Автор(ы): Мерзлякова Наталья Владимировна
Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (2024)

В статье рассматриваются вопросы формирования и оценки читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе текстов из открытого банка заданий (ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»).

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 2 (23) (2024)
Автор(ы): Мерзлякова Наталья Владимировна, Парамзина Наталья Николаевна
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В 5 КЛАССЕ (2024)

В статье рассматриваются некоторые особенности развития читательских умений школьников на уроках литературы в 5 классе (на примере рассказа И. С. Тургенева «Муму»); приведены примеры заданий, создающих условия для совершенствования умений обучающихся работать с информацией в ходе анализа художественного текста.

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 1 (22) (2024)
Автор(ы): Парамзина Наталья Николаевна
Сохранить в закладках
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАГМЕНТА ПРОИЗВЕДЕНИЯ Т. ПАРСОНСА "МУЖЧИНА И МАЛЬЧИК") (2024)

Цель статьи - выделить некоторые особенности стилистического анализа текста на примере англоязычного художественного произведения. Исследование опирается на следующие методы: анализ, логическое сопоставление, семантико-стилистический анализ. Для достижения обозначенной цели выполняется ряд задач. Во-первых, рассматривается лингвистика текста как отрасль языкознания. Во-вторых, уточняется понятие текста как коммуникативной системы, в основе создания, восприятия, интерпретации и понимания которой лежит процесс общения. В-третьих, констатируется тот факт, что текст может быть объектом комплексного филологического анализа, одним из этапов которого является рассмотрение разнообразных авторских средств художественной выразительности. Это позволяет выделить стилистический анализ текста в самостоятельную поэтапную процедуру: определение темы произведения, его функционального стиля, формы коммуникации, эмоционального тона и композиции произведения; обзор наиболее важных выразительных средств и стилистических приемов, встречающихся в тексте; выделение главной идеи текста; краткие выводы об использовании средств художественной выразительности; выражение своего личного отношения к произведению. Ключевым этапом стилистического анализа текста, который определяет практическую значимость статьи, выступает детальное изучение авторских средств художественной выразительности, что рассматривается на примере фрагмента произведения современного английского писателя Т. Парсонса «Мужчина и мальчик». Делается вывод, свидетельствующий о теоретической и практической значимости проводимого исследования: стилистический анализ английского художественного текста должен демонстрировать знание основных понятий и терминов данной отрасли лингвистики, умение определять различные выразительные средства и стилистические приемы, оценивать их роль в передаче основного содержания повествования. Наиболее ценным в такой интерпретации представляется новизна осуществляемого в статье исследования: единицы аутентичного языкового материала рассматриваются не изолированно, а в определенном текстовом произведении, речевом потоке. Это свидетельствует о прикладном значении полученных результатов: стилистический анализ англоязычного текста способствует развитию коммуникативной компетенции, лингвистических знаний и профессионально значимых коммуникативных навыков.

Издание: ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Т. 8 № 1 (2024)
Автор(ы): Коробкина Наталья Игоревна
Сохранить в закладках
ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СУБСТАНДАРТНОЙ ЛЕКСИКИ (2025)

Целью исследования является изучение проблемы отражения субстандартной лексики в современном художественном произведении и практика ее обсуждения в преподавании русского языка как иностранного. Для анализа речевого дискурса современной России в качестве одного из образцов выбран роман А. Рубанова и В. Авченко «Штормовое предупреждение», который мы предлагаем рассмотреть в качестве актуального учебного материала, способствующего интенсивному погружению в современную культуру страны изучаемого языка и формированию речевых умений. В тексте романа зафиксирована новая языковая реальность, ярко и емко демонстрируются неисчерпаемые возможности национального языка, а речь ровесников нового века раскрывается во всем многообразии ее оттенков. В этом состоит актуальность и новизна данного исследования.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 47 № 1 (2025)
Автор(ы): СТРЕЛЬНИКОВА НАТАЛИЯ ДАНИИЛОВНА
Сохранить в закладках
КОНЦЕПТ «КОНЬ / ЛОШАДЬ» В КУРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ (2024)

Целью исследования является анализ смыслового наполнения концепта «конь / лошадь» на материале фольклорных текстов. Эмпирической базой стали русские народные сказки, собранные на территории Курской области. В работе использовались описательный, таксономический и сопоставительный методы, применялись методики количественного, контекстуального, доминантного, лингвокультурологического анализа и сжатия конкорданса. Актуальность исследования обусловлена продолжающейся работой по изучению языковой картины мира русского народа, представленной в фольклорных (сказочных) текстах и отражающей его мировосприятие. Сказки являются излюбленным народным жанром, что и стало основной причиной выбора материала для анализа. Конь всегда был одним из самых почитаемых животных. Его считали символом мудрости, плодородия, мужества, бега времени и власти. В работе были выделены ядро и периферия (ближняя и дальняя) концепта «конь / лошадь». Исследование производилось с опорой на этимологические и толковые словари. Анализ показал, что лексемы конь и лошадь являются синонимами, которые допускают толкование одной лексемы через другую, но при этом имеют некоторые семантические различия: слово конь обозначает животное, которое является неотъемлемой частью образа героя-богатыря, его помощником, спасителем, другом, а в лексеме лошадь самой яркой является сема «рабочее животное»: лошадь была незаменимым помощником в сельском хозяйстве. Делается вывод о том, что концепт «конь / лошадь» является неотъемлемой частью сознания и мировоззрения русского народа.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 47 № 3 (2025)
Автор(ы): Дьяченко Юлия Александровна, Праведников Сергей Павлович, Ковалев Артем Евгеньевич
Сохранить в закладках
ИНТЕГРАТИВНО-ЭКСПЕРТНЫЙ ПОДХОД К ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕКСТОВ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ (2023)

В статье рассматриваются теоретические аспекты проведения лингвистической экспертизы текстов по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Авторы приходят к выводу, что содержательный объем понятия «лингвистическая экспертиза по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации» может включать в себя рассматриваемые в экспертизе диагностические признаки унижения чести и достоинства, умаления деловой репутации. Выводы эксперта-лингвиста должны быть научно обоснованны и логически выстроены. Основные принципы лингвистической экспертизы делам о защите чести, достоинства и деловой репутации сводятся к следующим: комплексный анализ текста, научная обоснованность проводимой лингвистической экспертизы, персональная ответственность за результат экспертизы, доступность изложения экспертного заключения, компетентность в сфере своей деятельности.

Издание: МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ: ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 4 (2023)
Автор(ы): Романов Алексей Аркадьевич, МАЛЫШЕВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Сохранить в закладках
СПЕЦИФИКА РЕЧЕВЫХ АКТОВ ОСКОРБЛЕНИЯ В СУДЕБНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ: ИНТЕГРАТИВНО-ЭКСПЕРТНЫЙ ПОДХОД (2023)

В статье рассматриваются теоретические аспекты проведения лингвистической экспертизы речевых актов оскорбления (по разным категориям дел). Автор приходит к выводу, что лингвист-эксперт должен опираться на принципы комплексного анализа текста с учетом знаний кодексов РФ (трудового, уголовно-исполнительного, гражданского, об административных правонарушениях и т. д.), доступности изложения экспертного заключения, научной обоснованности проводимой лингвистической экспертизы, персональной ответственности за результат экспертизы. Перед лингвистом-экспертом стоит задача установления факта оскорбления с точки зрения закона, а выводы лингвиста-эксперта должны быть логически выстроены, научно обоснованны, доступно изложены, в выводах должна присутствовать однозначность и отсутствовать размытость понятий.

Издание: МИР ЛИНГВИСТИКИ И КОММУНИКАЦИИ: ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2023)
Автор(ы): МАЛЫШЕВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Сохранить в закладках