ЖИЗНЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППЕ КАК ФАКТОРЫ РЕАГИРОВАНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ (2024)

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязей стилей поведения в межличностном конфликте у студентов с разными типами жизненной направленности и характером проявления себя в группе. Установлено, что склонности к соперничеству в ситуации конфликта сопутствует направленность личности на себя, независимость и принятие борьбы в группе, а склонности к приспособлению к партнеру в конфликтной ситуации - низкий уровень личностной независимости и направленность на поддержание взаимоотношений в группе. Стиль «избегание» в межличностном конфликте сопряжен с невозможностью принятия борьбы в группе.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): ГОРБАНЁВА Е.В.
Сохранить в закладках
Проектная работа как инструмент сотрудничества студента и преподавателя на примере проекта "Разработка курса создание бота в telegram" (2025)

Предметом исследования является взаимодействие научной-исследовательской деятельности студента и преподавателя. Научно-исследовательская деятельность студентов и преподавателей является ключевым элементом образовательного процесса, способствующим развитию критического мышления, навыков анализа и инноваций. Взаимодействие между студентами и преподавателями в рамках научных исследований играет важную роль в формировании профессиональных компетенций и научного мировоззрения. Анализ необходимых для разработки возможностей чат-ботов на базе мессенджера Telegram и их внедрение в конкретном чат-боте, который является конечным продуктом проекта “Разработка курса создание бота в Telegram”. Предмет исследования охватывает как технические аспекты разработки Telegram-бота, так и социально-образовательные аспекты сотрудничества студентов и преподавателей, что позволяет комплексно оценить эффективность и значимость подобных проектов в учебном процессе. Методы исследования: - теоретические (анализ литературы, сравнительный анализ, контент-анализ); - эмпирические (наблюдение, интервью, анализ документации, эксперимент, опрос студентов); В рамках исследования проведена оценка эффективности проектной работы как инструмента сотрудничества, что позволит выявить преимущества и недостатки данного подхода и предложить рекомендации по его дальнейшему внедрению в образовательный процесс. Платформа Telegram была использована для создания образовательного бота, что открывает новые возможности для интерактивного и игрового обучения, особенно в условиях пандемии и перехода на онлайн-образование. В ходе реализации проекта студенты приобрели навыки создания ботов для Telegram, овладели программированием на Python и научились работать с API. Также были разработаны методические материалы и учебные пособия, которые могут быть использованы в будущем для обучения других студентов. Проектная работа служит эффективным инструментом взаимодействия между студентами и преподавателями. Она способствует развитию необходимых навыков и компетенций, а также укрепляет сотрудничество между участниками образовательного процесса.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Туласынова Надежда Юрьевна, Тронь Татьяна Александровна
Сохранить в закладках
МНОГОАГЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ: МОДЕЛИ АГЕНТОВ И ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ СВОЙСТВА (ЧАСТЬ 1) (2024)

Многоагентные системы относятся к технологиям искусственного интеллекта, а агент-ориентированный подход позиционируется как универсальное решение, которое способно конкурировать с другими технологиями в широком классе приложений. В данной статье рассматриваются традиционные и современные варианты формализации и интерпретации понятия агента в многоагентных системах, представлен обзор постановок задач, которые решаются при разработке таких систем для формирования признаков и свойств различных типов агентов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Леденева Татьяна Михайловна, Принев Мечислав Александрович
Сохранить в закладках
АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ: ПУТЬ ОТ КОНФЛИКТА К СОТРУДНИЧЕСТВУ (2023)

Обсуждается статья экономиста Стивена Хорвица «Сотрудничество вместо принуждения: важность детской игры…» с позиций антропологии современности. Опираясь подспудно на трансдисциплинарный подход, С. Хорвиц проанализировал множество источников из области социальных наук, исследующих проблемы социализации детей и подростков в условиях современности. Он пришел к выводу о важной роли игры без присмотра, или свободной детской игры, для развития навыков успешного социального взаимодействия в современном мире. С. Хорвиц убедительно доказывает, что неконтролируемая и неструктурированная детская игра спонтанно обучает детей социальной саморегуляции, непринужденным способам разрешения конфликтов, налаживанию отношений партнерства и сотрудничества друг с другом. Эти уроки чрезвычайно важны не только для благополучной взрослой жизни и психологической устойчивости перед лицом неопределенности, но и для поддержания культуры здорового демократического общества. Игра в широком смысле слова понимается как свободная деятельность людей, основанная на их взаимном согласии и структурированная правилами, которые создают сами игроки. В свободной детской игре формируются социальные навыки, необходимые для успешных человеческих взаимодействий в реальном мире. Напротив, практики игры под контролем взрослых ослабляют навыки социального взаимодействия, приучая детей ожидать, что взрослые вмешаются в разрешение их споров или станут использовать внешнее принуждение. Между тем именно способность субъектов самостоятельно вырабатывать правила для разрешения потенциальных конфликтов лежит в основе того, как свободные люди создают институциональные практики, снижающие в обществе уровень принуждения и насилия. Такие повседневные практики имеют истоки в детской игре, основаны на взаимном согласии игроков, эмпатии, заботе о чувствах удовлетворенности игрой другого человека и справедливости. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Антропология современности, социализация, конфликт, сотрудничество, детские игры, игра без присмотра, свободная игра.

Издание: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 2 (94) (2023)
Автор(ы): Гусельцева Марина Сергеевна
Сохранить в закладках
Влияние ориентированности компаний на кооперацию на развитие межорганизационных инноваций (2025)

Растущий спрос на инновации и регулярные обновления в бизнесе, вызванные стремительным развитием технологий и цифровизацией всех сфер человеческой жизнедеятельности, требует от компаний развития способностей по адаптации к изменениям и по развитию инноваций. Однако ограниченность ресурсов компаний, нехватка знаний и сложность современных технологий для самостоятельной разработки и внедрения, требует также способностей развивать межорганизационные инновации, управлять межорганизационными проектами и минимизировать риски, связанные с привлечением внешних партнеров. Одним из ключевых этапов жизненного цикла межорганизационных отношений, способных повлиять на их результат является выбор партнеров, которые смогли бы обеспечить достижение необходимого результата. Ранее в исследованиях предпринимались попытки выделения критериев отбора партнеров для разработки межорганизационных инноваций, однако, предложенные критерии были сфокусированы, прежде всего, на соответствии потенциальных партнеров целям фокальной компании в то время, как внутренняя заинтересованность потенциальных партнеров в таких отношениях не учитывалась. В данном исследовании авторы стремятся преодолеть это упущение и определить индикаторы, характеризующие заинтересованность потенциальных партнеров в участии в межорганизационных от ношениях. В данном исследовании разрабатывается модель зависимости заинтересованности компании в развитии межорганизационных инноваций от ориентированности компании на кооперацию и тестируется на данных опроса 165 специалистов и топ-менеджеров российских компаний. В результате исследования подтверждается связь между ориентированностью компаний на кооперацию и заинтересованностью в развитии межорганизационных инноваций, а также обнаруживается частичная медиация данной связи отношением к межорганизационным инновациям.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ЭКОНОМИКА
Выпуск: Т. 60 № 1 (2025)
Автор(ы): Соловьев Иван Владимирович, Кущ Сергей Павлович, Маликов Тимур Равилевич
Сохранить в закладках
РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ "УМНЫХ ГОРОДОВ": ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ (2024)

Концепция “Smart city” была введена в 1994 г. и с тех пор активно внедряется в управление городами, в том числе и в Российской Федерации. Несмотря на то что «умный город» значительной частью исследователей сводится к модернизации стареющей инфраструктуры с помощью цифровизации, практика показывает, что технологии сами по себе редко являются решением городских проблем, необходимо развитие, в первую очередь, социальных аспектов управления одновременно с внедрением соответствующих технологических решений. Развитие социоцентричного измерения управления городскими системами предполагает вовлечение различных акторов в разработку и реализацию инициатив органов публичной власти, в том числе и университетов. Цель данного исследования - на основе изучения зарубежных и отечественных кейсов выделить формы взаимодействия университетов и органов местного самоуправления, определить роль университетов в становлении и развитии «умных городов». В работе были использованы методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, сравнения. Информационной базой исследования послужили материалы Индекса цифровизации городского хозяйства «IQ городов», нормативно-правовые акты, направленные на развитие «умных городов» в Российской Федерации, собственные исследования авторов. На основе данных была определена роль университетов в становлении и развитии «умных городов» в России и зарубежных странах, выявлены основные формы сотрудничества университетов с иными акторами в процессе развития «умных городов», разработаны рекомендации для развития сотрудничества университетов и органов публичной власти при реализации ведомственного проекта «Умный город». Опыт российских и зарубежных городов показывает наличие взаимосвязи между степенью вовлеченности университетов в реализацию проекта «Умный город» и результатами интеллектуализации и цифровизации городского хозяйства. Критически важная роль университетов состоит в содействии социально ориентированному управлению, в отличие от хаотичной цифровизации отдельных процессов городского управления и сбора данных, без их дальнейшего анализа. Для расширения практики вовлечения университетов в развитие «умных городов» предложен ряд рекомендаций.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 5 (185) (2024)
Автор(ы): Васильева Елена Игоревна, Орфонидий Анастасия Васильевна
Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ (2025)

Статья посвящена рассмотрению текущих форм взаимодействия России и Китая в сфере применения технологий искусственного интеллекта в здравоохранении и выявлению векторов их возможного развития. Цель статьи заключается в анализе политических условий и механизмов двустороннего сотрудничества России и Китая в сфере применения технологий искусственного интеллекта в здравоохранении с опорой на кейс-анализ, обзор нормативной базы и сравнительное изучение национальных стратегий развития. В качестве методологической базы использованы анализ научной литературы, сравнительный подход и кейс-анализ, позволяющие выявить ключевые направления и барьеры политического сотрудничества России и Китая в области применения ИИ в здравоохранении. Было установлено, что Китай и Россия успешно внедряют технологии искусственного интеллекта в диагностику и лечение заболеваний, а анализ совместных проектов показал, что российско-китайские инициативы по внедрению искусственного интеллекта в систему здравоохранения обладают благоприятными предпосылками для развития. Также удалось выявить различия в масштабах реализации этих проектов. Китай в целом демонстрирует более масштабный подход, тогда как в России инициативы носят более локальный характер. Основные препятствия на пути двустороннего сотрудничества в этой области обусловлены различиями в правовых режимах, а также языковым барьером. Совместная реализация ИИ-проектов в здравоохранении России и Китая не является исключительно научно-технической инициативой. Это проявление более широкой внешнеполитической стратегии, направленной на развитие независимых технологических систем, снижение зависимости от западных ИТ-решений и укрепление глобальных позиций стран в условиях цифровой трансформации.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 3 (189) (2025)
Автор(ы): Наливкина Алёна Дмитриевна
Сохранить в закладках
Взаимодействие Вьетнама и стран АСЕАН в достижении Целей устойчивого развития (2025)

В данном исследовании основное внимание уделяется взаимодействию Вьетнама и стран АСЕАН в реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) с 2015 по 2024 год. Рассматривается актуальность темы в контексте глобализации и твёрдой приверженности стран АСЕАН ЦУР. Несмотря на важную роль Вьетнама в продвижении ЦУР в регионе, их реализация сталкивается с множеством трудностей, особенно из-за различий в уровнях развития стран региона и глобальных экологических проблем. Объектом исследования является взаимодействие Вьетнама и стран АСЕАН в достижении ЦУР в период с 2015 по 2024 годы, а предмет включает направления, формы и механизмы сотрудничества в реализации ЦУР. Цель работы заключается в выявлении специфики, анализе тенденций и проблем взаимодействия Вьетнама и стран АСЕАН в данной области за указанный период. В исследовании используются теории международных отношений, в частности неолиберальная парадигма, для анализа взаимоотношений Вьетнама и АСЕАН в процессе реализации ЦУР. Новизна исследования заключается в систематизации и углубленном анализе уникальных механизмов взаимодействия Вьетнама с АСЕАН в части реализации ЦУР, выявлении специфики его роли как ключевого актора в условиях разнородного регионального развития. Автор стремится обосновать новые знания о вкладе Вьетнама в преодоление климатических и финансовых вызовов через инновационные инициативы, которые ранее не получали комплексного изучения в контексте деятельности АСЕАН. Исследование впервые интегрирует анализ успехов Вьетнама в достижении ЦУР с критическим осмыслением структурных барьеров, таких как экономическое неравенство и недостаток финансирования, предлагая стратегии их преодоления через усиление региональной кооперации. Выводы исследования показывают, что, несмотря на значительное расширение сотрудничества между Вьетнамом и странами АСЕАН в реализации ЦУР, оно по-прежнему сталкивается с проблемами, такими как неравенство в развитии и нехватка финансовых ресурсов. Сотрудничество продолжает углубляться благодаря укреплению государственно-частного партнерства, увеличению финансирования проектов ЦУР и продвижению инициатив в области возобновляемых источников энергии. Таким образом, в статье представлен комплексный обзор сотрудничества Вьетнама и стран АСЕАН в реализации ЦУР, подчёркивающий его важность для устойчивого развития в регионе и в мире.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Чан Зуй Тхань
Сохранить в закладках
Новые стратегические дипломатические отношения между Китаем и Россией: модель для великих держав (2025)

Статья посвящена анализу процесса развития стратегических отношений между Китаем и Россией с акцентом на анализ ключевых документов и заявлений, подписанные главами двух стран в период с 1996 по 2025 год. В ней рассматривается эволюция партнерства между Китаем и Россией, которое прошло путь от первоначального формирования понятия и содержания «стратегичности» до нынешнего «золотого века» «всесторонности», когда обе страны установили образец сотрудничества между великими державами в условиях сложного и изменчивого международного контекста. Эти новые межгосударственные отношения играют ключевую роль в реагировании на вызовы в мировой политике, содействии экономическому сотрудничеству и обеспечении глобальной и региональной безопасности. Статья подчеркивает, что российско-китайские отношения эволюционировали от прагматического взаимодействия в экономической сфере к всеобъемлющему стратегическому партнерству, включающему координацию на международной арене. Теоретической основой выступает реляционная теория мировой политики Цинь Яцина. Также автор использует междисциплинарный подход, опираясь на методы структурного реализма, историко-сравнительный и проблемно-хронологический анализ. Китай и Россия рассматривают друг друга как приоритетных партнеров, что подтверждается ростом двусторонней торговли и совместными усилиями по созданию нового международного порядка, основанного на принципах многополярности и взаимного уважения. В работе выделяются три ключевых периода развития российско-китайского сотрудничества: начальный этап (1996-2006), фаза стремительного роста (2006-2016) и современный “золотой период” всеобъемлющего партнерства (2016-настоящее время). Данное исследование предоставит новый взгляд на роль Китая и России в современных международных отношениях. Статья делает вывод о том, что российско-китайские отношения представляют собой уникальную модель сотрудничества великих держав, основанную на равноправии, доверии и взаимной выгоде. В будущем автор прогнозирует дальнейшее укрепление взаимодействия в политической, экономической и военной сферах, а также усиление координации в рамках международных организаций, таких как ООН, БРИКС и ШОС.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Лю Янь
Сохранить в закладках
РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2025)

Современная государственная политика в России отдаёт приоритет воспитательной роли семьи. В связи с этим полноценное музыкальное развитие детей дошкольного возраста возможно лишь при тесном взаимодействии педагогов и родителей. Это обуславливает необходимость разработки педагогической технологии, направленной на сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и апробация педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Теоретическая часть исследования заключалась в изучении проблем взаимодействия и сотрудничества педагогов образовательных учреждений и семьи, сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьёй, структуры педагогической технологии, музыкального развития детей дошкольного возраста. Эмпирическая часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов; применялись методы опроса, наблюдения, изучения опыта педагогической деятельности, оценивания и измерения, математической обработки результатов исследования. В рамках исследования разработана и апробирована педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста, включающая взаимосвязанные компоненты. Диагностический компонент: определены критерии и показатели уровня сформированности музыкального развития детей, уровня воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии. Содержательный компонент - разработана программа сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи «Совместные шаги навстречу музыке», алгоритм организации очных коллективных мероприятий в формате цикла музыкальной гостиной, определены основные направления и формы сотрудничества в музыкальном развитии. Процессуальный компонент заключается в осуществлении сотрудничества по различным направлениям и формам. Основным форматом стала музыкальная гостиная, включающая в себя коллективное творческое дело. Результаты контрольного этапа эксперимента доказывают эффективность разработанной педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Каменская О. А., Прищепа С. С.
Сохранить в закладках
Российская продовольственная безопасность в условиях российско-украинского геополитического конфликта: проблемы и пути решения (2025)

Россия и Украина - важные мировые производители и экспортеры продовольствия, и их конфликт непосредственно привёл к сбоям в глобальных цепочках поставок и колебаниям цен на продовольствие. В данной статье предметом исследования является российская продовольственная безопасность, объектом - российско-украинский геополитический конфликт. Автор подробно рассматривает влияние российско-украинского конфликта на глобальную цепочку поставок продовольствия, фокусируясь на продовольственной безопасности России с точки зрения геополитических вызовов. Следует отметить, что ситуация в мире меняется, и российско-украинский конфликт может быть урегулирован мирным путем. Даже в «постконфликтный период» вопросы продовольственного кризиса и гарантирования продовольственной безопасности, все еще находящиеся под геополитической угрозой, остаются центральной темой исследований учёных разных стран. В этой статье всесторонне используются различные методы исследования, такие как метод геополитического анализа, методы системного анализа, метод сравнительного анализа и другие, направленные на анализ реальных проблем, с которыми может столкнуться Россия в настоящее время и в «постконфликтный период». Новизна исследования заключается в анализе происходящего с точки зрения геополитики и теории конфликтов, в комплексном рассмотрении ряда проблем и трудностей, с которыми сталкивается Россия во время конфликта и в постконфликтный период. Автор также использовал комплексное использование различных источников, в частности новейшие результаты российских и китайских учёных, информацию с правительственных сайтов двух стран и др., которые могут предоставить разные аспекты для изучения данного вопроса. При этом в работе не только подробно раскрываются последствия конфликта для продовольственной безопасности России в текущий момент, но и даются прогнозы относительно развития ситуации в «постконфликтный период». По мнению автора, для обеспечения геополитической стабильности и преодоления сложной международной обстановки Россия может создать новый тип отношений между великими державами с азиатскими странами, особенно с Китаем.

Издание: КОНФЛИКТОЛОГИЯ / NOTA BENE
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Чжан Синьсинь
Сохранить в закладках
Инновационное развитие стран Африки в контексте сотрудничества с Россией (2024)

В статье определены значение и важность инновационного развития для устойчивого экономического роста и социального прогресса стран Африки. На основе исследования Глобального инновационного индекса сделан вывод о существовании системных проблем в инновационном развитии африканских стран. Показано, что глобальный инновационный ландшафт меняется, но отставание Африки от других регионов мира налицо. Между тем, страны Африки имеют значительный потенциал для реализации инноваций, который может быть раскрыт посредством партнерства с Россией. Сотрудничество России и стран Африки в инновационной сфере представлено в ракурсе исторической ретроспективы. Проанализированы актуальные направления инновационного развития стран Африки. Представлены примеры отдельных проектов и программ в области науки, технологий и инноваций, реализуемых Россией совместно со странами Африки в настоящее время. Сделан вывод о том, что сотрудничество предоставляет уникальные возможности для обмена опытом, передачи знаний и внедрения новых технологий. Указано, что для дальнейшего прогресса необходимо развитие сотрудничества в области инноваций и создание новых проектов, основанных на передовых технологиях и научном подходе. Выделены проблемы и вызовы для инновационного сотрудничества между Россией и странами Африканского континента. Определены перспективы и сформулированы рекомендации по дальнейшему взаимодействию между Россией и странами Африки в инновационной сфере. Сделан вывод о том, что у российско-африканского партнерства в сфере инновационного сотрудничества есть хорошие перспективы.

Издание: БАЛТИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: №3 (47) (2024)
Автор(ы): Дорофеева Виктория Вячеславовна
Сохранить в закладках