Научный архив: статьи

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ М. С. ГОРБАЧЁВА: ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (2023)

В статье анализируется влияние политических реформ М. С. Горбачёва на политическую и общественную жизнь СССР во второй период Перестройки. Дана характеристика роли политических реформ в формировании многопартийности и роста оппозиции, приведших к формированию новой представительной власти.

Издание: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ. СЕРИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 12 (110) (2023)
Автор(ы): Проценко Юлия Викторовна
Сохранить в закладках
Влияние политических технологий на электоральный процесс в Японии (2022)

Демократизация японского общества после Второй мировой войны открыла путь для представителей различных политических сил Японии, которые вышли на политическую арену и стали бороться за внимание и поддержку избирателей. Со временем политические партии и политики стали использовать в своей борьбе особые политические технологии. В их задачу входит организовывать конкретные избирательные кампании с привлечением средств массовой информации, Интернета, социальных сетей, социологических опросов, а также прорабатывать тактику и стратегию конкретных действий на весь период выборов. Таким образом, политические и избирательные технологии являются важной частью политического процесса в Японии, и в частности находят свое активное применение в политической конкуренции японских политиков.

Издание: НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА БЛИЖНЕМ, СРЕДНЕМ И ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Выпуск: № 9 (2022)
Автор(ы): Романова Ирина Алексеевна
Сохранить в закладках
СУБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЯ НА ВЫБОРАХ: ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (2024)

Наблюдение на выборах - неотъемлемая часть любой избирательной кампании, олицетворяющая принцип гласности и открытости организации и проведения выборов, - выступает одним из актуальных вопросов избирательного права. В избирательном законодательстве РФ закреплен достаточно широкий круг субъектов, наделенных функцией наблюдения, а по сути, контроля за осуществлением различных избирательных действий. Однако их статус различается по объему полномочий, срокам наблюдения. Цель статьи - на основе анализа избирательного законодательства и электоральной практики рассмотреть состав и полномочия субъектов, имеющих право осуществлять наблюдение на выборах, и внести предложения по совершенствованию избирательного законодательства РФ в данной сфере. Методологическую основу составили общенаучный диалектический метод познания социально-правовых явлений и вытекающие из него частнонаучные методы: формально-юридического анализа, наблюдения, историко-правовой, эмпирический, аналитический методы, позволившие использовать системный подход к изучению обозначенной проблемы. Рассмотрен состав субъектов, осуществляющих наблюдение на выборах по избирательному законодательству РФ. Выделено три категории субъектов наблюдения: 1) от государства; 2) от кандидатов, избирательных объединений (политических партий); 3) от общественности, в том числе международной (иностранной). Проведенное исследование позволило охарактеризовать субъектный состав уполномоченных осуществлять наблюдение на выборах, выявить пробелы и противоречия избирательного законодательства РФ в регулировании правового статуса данных лиц и внести предложения, способствующие совершенствованию норм избирательного законодательства. Анализ зарубежной практики позволил увидеть достоинства российского избирательного законодательства по изучаемому вопросу и в то же время показал возможные перспективные варианты расширения субъектного состава наблюдения, в том числе со стороны общественности.

Издание: ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): БОСОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Сохранить в закладках
УЧАСТИЕ УЛЬТРАПРАВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ В ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 1999 Г. В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ХОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ (2025)

В статье рассматривается вопрос участия крайне правых политических сил России в избирательной кампании по выборам в Государственную думу в 1999 г. В условиях нестабильной социально-экономической и политической обстановки у радикальных политиков, казалось, появился шанс для активного вхождения в поле публичной деятельности. Основной крайне правой организацией в это время было «Русское национальное единство» под руководством А. П. Баркашова. При этом РНЕ не имело официальной регистрации и находилось в состоянии конфликта с московскими властями и с министерством юстиции. Поэтому участие в выборах оно приняло неофициально, в составе движения «Спас». Эта политическая сила была создана бывшими членами ЛДПР, видимо, недовольными недостаточной радикальностью В. В. Жириновского в национальном вопросе. Регистрация этого движения ЦИК привела к заметному скандалу и снятию «Спаса» с выборов. Основные СМИ той эпохи оценивали регистрацию националистов как признак слабости власти, неспособной поставить заслон на пути политического экстремизма и приветствовали конечное решение о ликвидации движения «Спас» и его сход с предвыборной дистанции. При этом второй крайне правый участник выборов, блок «Русское дело» практически остался вне поля зрения как общественности, так и властей, в том числе и по причине отказа известного политика А. В. Коржакова возглавить предвыборный список блока. Закономерным был и итог участия в выборах — 0,17 %. Таким образом, можно сделать вывод о слабости ультраправых сил в России в 1999 г. и их неспособности быть представленными в органах власти федерального уровня, а также о резкой реакции властей и общественности на попытки таких сил выйти в сферу публичной политики

Издание: ВЕСТНИК ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Кищенков Михаил Сергеевич
Сохранить в закладках
ВВЕДЕНИЕ ГОРОДОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ 11 ИЮНЯ 1892 Г.: ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАШТАТНОГО ЮЖНОРОССИЙСКОГО ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ (2025)

Нахичевань-на-Дону был основан в 1779 г. как центр армянской колонии с дарованной внутренней автономией, а во второй половине XIX в. превратился в заштатный город с преимущественно армянским населением. Исследование реформы самоуправления в российской провинции и, в частности, городах с исторической, социально-экономической и этнокультурной спецификой необходимо для формирования цельной картины эволюции городского управления в России. На основе архивных дел, а также не введенных ранее в научный оборот материалов местных изданий, с применением конкретно-исторических методов, восстановлен процесс организации и проведения выборов в городскую думу и управу, проанализированы изменения в количестве избирателей, составе городской думы и управы, распределение обязанностей между ее членами. Выявлено, что выборы происходили под плотным контролем областных властей. Численность избирателей Нахичеани сократилась в 2,8 раза в сравнении с предыдущим периодом, превышая при этом вдвое средний показатель по России. Нахичеванский избиратель показал, в сравнении с соседними городами, большую активность. Абсолютное преобладание на выборах получило купечество - до 82,5 % гласных. Мещане получили 10 мест. Дворян среди гласных оказалось четыре. По сравнению с предыдущими составами дума обновилась лишь пятью новыми именами. Только у пяти гласных недвижимое имущество оценено от 300 руб. до 1 тыс. руб., 23 гласных имели недвижимость стоимостью от 1 до 3 тыс. рублей. Несмотря на увеличивающееся число православного населения, все гласные думы и члены управы были армяно-григорианского вероисповедания. Введение Городового положения 1892 г. не привело к принципиальным изменениям в организации городского управления Нахичевани-на-Дону. Для ответа на вопрос о деятельности органов городского управления и их взаимоотношениях с коронной властью требуется дальнейшее изучение.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 29 № 1 (2025)
Автор(ы): БАТИЕВ ЛЕВОН ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках
Природа русской власти и история народного представительства в России (2025)

В Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация является демократическим, правовым, социальным государством. Для данного типа политического режима характерны разделение власти, рыночная экономика, конкуренция, регулярные на основе закона выборы и перевыборы всех уровней власти, наличие оппозиции, контроль граждан государства над деятельностью органов государственной власти. Важное место в этом процессе занимают представительные органы, формирующиеся на основе выборной системы и представляющие все классы и социальные группы общества. Представительные органы власти аккумулируют интересы данных социальных групп и на основе компромисса обеспечивают их реализацию с учетом интересов большинства. Материалы, результаты и обсуждение. Современный мир представлен различными моделями общественного развития: либеральной, консервативной, социалистической, националистической и др. Однако во всех них ключевую роль в политическом процессе играют институты представительных органов власти, существенно воздействующие на развитие государства и общества. Историческое формирование представительных органов в разных странах определялось особенностями их исторического развития. В Западной Европе первые зачатки представительных учреждений возникли уже в XIII в., многовековой опыт взаимодействия с исполнительными органами способствовал созданию правового государства на основе разделения властей. В этой системе представительные органы обеспечивают защиту интересов большинства граждан через политику государства. Появление правового государства позволяет более эффективно решать сложные вопросы общественного развития, с которыми сталкиваются народы в ходе своей истории. Рассмотрение процесса возникновения и эволюции представительных органов власти с законодательными функциями и органов государственного управления с совещательными функциями в России (вече, Земский собор, Государственный совет, Государственная дума), их взаимодействие с российским самодержавием на пути к демократическим преобразованиям через выборы граждан — основная тема данной статьи. Выводы. Процесс формирования представительных органов власти в России качественно отличается от подобного процесса в западных странах. Имея общие исходные позиции и одинаковый подход к поиску общего согласия в выборе решений, необходимых для развития государства в IX–XII вв., Российское государство с XV в. демонстрирует качественно другой путь развития, характерной чертой которого была ликвидация представительных органов власти как выборного института, защищающего интересы разных социальных групп общества. В России на смену органов власти с законодательными функциями пришли институты государства с совещательными функциями.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 3 (102), Том 30 (2025)
Автор(ы): Буряков Сергей Константинович, Филимонов Александр Григорьевич
Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИ КОНСЕРВАТИВНОЙ ПАРТИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ 2019 ГОДА (2022)

В статье показаны ведущие политические стратеги и специалисты по политическим коммуникациям (спин-доктора) британской Консервативной партии в контексте их участия в избирательных кампаниях 2019 г. Цель статьи – продемонстрировать вклад пула политических стратегов в избрание Бориса Джонсона лидером тори, а затем в победу Консервативной партии на досрочных выборах в Палату общин. В центре исследования находятся два основных аппаратных объединения политтехнологов – «австралийский» пул и «британский» пул. Ведущим лицом «австралийской» группы выступал Линтон Кросби, а «британской» – Доминик Каммингс. В статье рассмотрена роль всех ведущих представителей обеих групп в кампании по выборам лидера Консервативной партии и кампании по досрочным парламентским выборам, в том числе Линтона Кросби, Доминика Каммингса, Марка Фуллброка, Айзека Левидо, Майкла Брукса, Эдварда Листера и Ли Кэйна. Отмечается, что в 2019 г. Консервативная партия располагала сильнейшим подбором политических стратегов и технологов в своей новейшей истории. Именно они обеспечили сохранение за тори статуса главной политической силы Великобритании. Основные источники статьи – публикации в британской и австралийской прессе, официальные документы Консервативной партии, включая предвыборные манифесты кампании 2019 г., оригинальные работы британских политиков (прежде всего, Бориса Джонсона), интервью с британскими и австралийскими политическими стратегами

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 4 (2022)
Автор(ы): Минаев Максим Викторович
Сохранить в закладках
ЧАРЛЗ КОТСУОРТ ПИНКНИ (1746-1825): ТРИЖДЫ КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ США (2022)

Чарлз Котсуорт Пинкни – один из забытых «отцов – основателей» США. Его многогранная военная, политическая и дипломатическая деятельность слабо изучена в американской историографии и совершенно не привлекала внимания отечественных американистов. Исследование его биографии представляется особенно актуальным в свете современных тенденций в американском обществе, когда деятельность «отцов-основателей» рассматривается односторонне, лишь через призму проблемы рабства и расизма. Отсюда цель данной статьи – на примере биографии южанина революционной эпохи показать, как в мировоззрении «отцовоснователей» защита рабовладения могла сочетаться с ценностями классического республиканизма и принципами Просвещения.

Источниковая база исследования основана прежде всего на электронном архиве семьи Пинкни, опубликованном Университетом Виргинии. Использованы также публикации дебатов Конституционного конвента 1787 г. и материалов ратификационной кампании, пресса Южной Каролины.

Автор приходит к выводу, что Пинкни следовал этическим моделям классического республиканизма. В политике его целью была республика, где правит добродетель и талант. Однако, подобно античным полисам, идеальное государство Пинкни было государством свободного меньшинства населения. Свобода и равенство, с его точки зрения, не могли распространяться на рабов. Тем не менее он остался в истории как один из авторов Конституции США и как дипломат, отказавшийся подчиниться вымогательству со стороны французской Директории. Он трижды баллотировался на пост президента США и, хотя каждый раз проигрывал, вышел из этого испытания с незапятнанной репутацией, что было редкостью в условиях ожесточенной партийной борьбы.

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 3 (2022)
Автор(ы): Филимонова Мария Александровна
Сохранить в закладках
Взаимодействие политических элит Великого княжества Литовского и Королевства Польского в контексте формирования Вестфальской системы международных отношений (2025)

В статье исследуется взаимодействие политических элит Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Королевства Польского в контексте формирования Вестфальской системы международных отношений в XVII веке. На основе системного подхода, концепции композитарного государства и теории конфессионализации анализируется влияние международной среды на политическую динамику между литовской и польской элитами. С момента подписания Люблинской унии 1569 г. элиты ВКЛ стремились закрепить равноправие с польской стороной и последовательно защищали свои интересы во всех политических вопросах, включая внешнюю политику. Особенно интенсивным это взаимодействие стало в XVII веке, что во многом было связано с масштабными политическими и конфессиональными изменениями в Европе, достигшими кульминации в период Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) и получившими юридическое оформление в Вестфальском мире 1648 года. Исследование показывает, что, несмотря на периодически возникавшие разногласия между элитами Польши и ВКЛ, они не рассматривали друг друга как противников. Напротив, их объединяло конституционное устройство, формировавшаяся вследствие полонизации общая культурная идентичность и необходимость поддержания авторитета Речи Посполитой в новой Вестфальской системе европейских государств. Автор приходит к выводу, что формирование Вестфальской системы международных отношений оказало заметное влияние на взаимодействие элит Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Международная среда этого периода способствовала скорее интеграции, нежели дезинтеграции обоих составных частей Речи Посполитой. Несмотря на частые изменения конфессионально-политических союзов и внутренние разногласия, общие внешнеполитические вызовы, связанные с окружением Польско-Литовского государства сильными конкурентами, такими как Московское государство и Швеция, вынуждали элиты обеих частей стремиться к согласованию интересов и укреплению единства. Таким образом, международные процессы середины XVII века выступали в качестве важного внешнего фактора, определявшего характер политического взаимодействия польской и литовской элит и способствовавшего усилению внутренней консолидации Речи Посполитой в новых реалиях Вестфальского порядка.

Издание: ВЕСТНИК МГИМО-УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 18, № 3 (2025)
Автор(ы): ИВОНИНА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Сохранить в закладках
КОРОТКИЙ ВЕК ГУБЕРНАТОРА МАКСИМА ЕГОРОВА (2025)

В статье анализируются обстоятельства назначения и деятельность М. Б. Егорова в должности губернатора Тамбовской области. Автор приходит к выводу о «технократическом» сценарии рекрутирования элит в Тамбовской области и незавершенности проектов, стартовавших при губернаторе Егорове.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Федоров Владислав Иванович
Сохранить в закладках
РОЛЬ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ПОМОЩИ В ГОЛОСОВАНИИ И БОЛЬШИХ ЯЗЫКОВЫХ МОДЕЛЕЙ НА ВЫБОРАХ (2025)

На современные социально-политические коммуникации и электоральные процессы значительное влияние оказывает цифровизация. В фокусе внимания данной работы - вопросы влияния приложений для помощи в голосовании и больших языковых моделей на формирование политических предпочтений избирателей. Главным выводом работы является утверждение о существовании рисков по скрытому манипулированию общественным мнением и продвижению интересов создателей электронных помощников, связанных с распространением новых цифровых технологий в политической сфере жизни общества.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Автор(ы): Федоров Владислав Иванович
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА СИРИЙСКИХ БЕЖЕНЦЕВ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 2023-2024 ГГ. В ТУРЦИИ (2025)

В статье рассматривается вопрос влияния проблемы сирийских беженцев на итоги всеобщих и муниципальных выборов 2023-2024 гг. в Турции. С этой целью приводятся данные о численности беженцев из Сирии, взгляды представителей власти и оппозиции по данному вопросу. В работе также содержится информация о позиции экспертного сообщества, как проблема сирийских беженцев изображались в турецких СМИ. В результате исследования было установлено, что проблема сирийских беженцев, будучи одной из ключевых кризисных точек, все же не оказала решающего воздействия на итоги двух электоральных циклов, а повышенное внимание к ней было обусловлено серьезным экономическим кризисом в самой Турции.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Данилова Наталья Михайловна, Соболев Максим Михайлович
Сохранить в закладках