ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ: ИТОГИ 2014-2023 ГГ (2024)

Статья посвящена анализу демографической динамики Дальнего Востока и входящих в его состав субъектов за последнее десятилетие. Показано, что рассматриваемый временной период, несмотря на активные меры со стороны федеральных и региональных властей, направленные на социально-экономическое развитие макрорегиона и улучшение демографической ситуации, характеризовался сохранением нисходящей динамики численности населения. Дана оценка компонентов, определяющих характер демографической динамики. Приведена классификация дальневосточных субъектов по типу демографической динамики и ее компонентов. Показано, что принадлежность дальневосточных субъектов к тому или иному типу демографической динамики достаточно устойчива во времени. Данные демографического прогноза на период до 2046 свидетельствуют, что в перспективе кардинальных изменений в распределении дальневосточных субъектов по характеру демографической динамики не произойдет.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (107) (2024)
Автор(ы): Грицко Мария Анатольевна
Сохранить в закладках
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (2024)

В статье рассматриваются методы стимулирования государством развития транспорта на современном этапе. В условиях «поворота на Восток» и происходящих с 2022 г. геополитических изменений внешнеторговые потоки России переориентируются с европейского на южное и восточное направления. Это увеличило работу транспортного комплекса Дальнего Востока, обеспечивающего выход России на рынки стран АТР (в первую очередь КНР). Возрастающий масштаб грузовых потоков выявил дисбалансы в работе транспорта и обострил вопрос развития инфраструктуры. Государство разработало систему мер стимулирования развития транспорта. В статье предложена их группировка по объекту воздействия, сегменту рынка, форме регулирования. Показано, что для стимулирования привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры государство использует различные механизмы: государственно-частное партнерство (ГЧП), инфраструктурные облигации, бюджетные кредиты и пр. В работе представлено применение в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) ГЧП в области транспорта: реализуется 16 проектов, совокупная инвестиционная емкость которых составляет 223,0 млрд руб. Анализ структуры проектов позволил выявить их особенности. С использованием ГЧП реализуются значимые для комплексного развития транспорта макрорегиона проекты, характеризующиеся существенной инвестиционной емкостью и долгим сроком окупаемости. Примерами являются строительство трансграничного автомобильного моста Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР), модернизация международного аэропорта «Хабаровск» (Новый) имени Г. И. Невельского. В целом при реализации проектов ГЧП в сфере транспорта ключевая роль остается за государством, степень участия которого усиливается из-за ряда факторов: 1) увеличение числа проектов, в которых концессионером выступают компании общественного сектора (учрежденные государственными органами или корпорациями развития); 2) расширение применяемых механизмов поддержки.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (107) (2024)
Автор(ы): Бардаль Анна Борисовна
Сохранить в закладках
ФАКТОРЫ РОСТА ОТКРЫТОЙ МАКРОРЕГИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ (2024)

Целью исследования является оценка факторов роста открытой экономики Дальнего Востока и Хабаровского края в 2000-2021 гг. Показано, что в долгосрочном периоде, несмотря на высокие темпы прироста затрат капитала и значительную открытость экономики, темпы экономического роста Дальнего Востока и Хабаровского края отставали от национальных. Оценка производственной функции указала, что для поддержания темпов роста экономика Дальнего Востока при прочих равных условиях требовала масштабных затрат капитала, а сдерживающее влияние негативных темпов прироста затрат труда компенсировалось другими факторами. Массовый капитал и нейтральный научно-технический прогресс в целом формировали общую положительную экономическую динамику Дальнего Востока, а торговля была ее важным дополнением. Определено, что вклад в экономический рост Дальнего Востока товарооборота с зарубежным рынком был почти в два раза выше вклада торговли с отечественным рынком. В отличие от Дальнего Востока экономика Хабаровского края в долгосрочном периоде характеризовалась близкой к постоянной отдаче от масштаба, требуя меньшего прироста затрат капитала и труда для поддержания ее роста. При этом экономический рост региона генерировался главным образом капиталом и торговлей. Вклад торговли с зарубежными странами в экономический рост Хабаровского края превышал вклад торговли с отечественным рынком. Определено, что массовый экспорт с малой добавленной стоимостью оказывал относительно меньшее воздействие на экономический рост Дальнего Востока и Хабаровского края при заметном влиянии импорта. Предполагается, что в текущих внешнеполитических условиях при смещении экономической активности страны на восток для регионов юга Дальнего Востока, к которым относится Хабаровский край, выполнение функции активного «посредника» между отечественным и зарубежным рынками может позволить использовать имеющиеся у них преимущества для целей ускорения экономики.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (107) (2024)
Автор(ы): Изотов Дмитрий Александрович
Сохранить в закладках
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (2024)

В статье рассматриваются особенности такого инструмента стратегического пространственного планирования на Дальнем Востоке, как территории опережающего развития (ТОР). Представлено распределение созданных ТОР по субъектам Дальневосточного федерального округа и выявлены предпосылки создания и отличительные черты территорий опережающего развития. Показаны особенности формирования ТОР в Дальневосточном федеральном округе в отраслевом разрезе, проанализирована динамика показателей эффективности функционирования, выявлены лидеры и аутсайдеры по достижению плановых показателей по объему инвестиций и количеству рабочих мест. Определена роль иностранных инвесторов и результаты их деятельности в развитии Дальнего Востока в рамках ТОР. Обозначены факторы, тормозящие функционирование и развитие ТОР в Дальневосточном федеральном округе и в том числе в Хабаровском крае. Подведены итоги девятилетнего периода функционирования территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, определены стратегические ориентиры регионального развития. Представлены эффекты функционирования территорий опережающего развития Хабаровского края, проанализирована структура источников финансирования, выявлены проблемы и ограничения функционирования.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 1 (106) (2024)
Автор(ы): Кулагина Ольга Владимировна, Серова Ирина Ивановна
Сохранить в закладках
ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И УСТОЙЧИВОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (2025)

Цель данного исследования - на основе анализа ряда международных и отечественных научных работ, а также, используя результаты ранее выполненных разработок автора, выявить направления трансформации институциональных структур и механизмов в управлении арктическими территориями Дальнего Востока России. В результате исследования автор в теоретико-методическом плане обосновывает необходимость формирования здесь «мезокластера», представляющего собой единый комплекс добычных отраслей специализации данных территорий, который выступит базовой структурообразующей основой для дальнейших институциональных преобразований в управлении арктическими территориями Дальнего Востока. Акцент в этом плане сделан на решении весьма специфических проблем согласования формальных и неформальных институтов в управлении развитием как «мезокластера», так и всего вновь формируемого пространственно-хозяйственного образования.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (111) (2025)
Автор(ы): Краснопольский Борис Хананович
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: ИТОГИ 2024 ГОДА (2025)

В статье проанализирована динамика контрольных и профилактических мероприятий в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа в 2024 г. Выявлена смена тренда в виде роста количества проверочных мероприятий со стороны как федеральных органов контроля, так и региональных надзорных ведомств. На основе авторской методики проведена оценка уровня административного давления на бизнес в разрезе территориальных подразделений органов контроля в Дальневосточном федеральном округе по итогам 2024 г., на основании которой проведено ранжирование 121 территориального подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольную деятельность в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (111) (2025)
Автор(ы): Андреев Денис Викторович
Сохранить в закладках
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ: УСТОЙЧИВЫЕ ТРЕНДЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ (2025)

В статье проведен анализ долгосрочного тренда демографических процессов на Дальнем Востоке России. Показано, что на протяжении 1991-2024 гг. демографическая динамика характеризовалась высокой устойчивостью, сохраняя отрицательную направленность. За более чем тридцатилетний период население Дальнего Востока сократилось на четверть при среднероссийском показателе 2%. Выделены три группы субъектов в зависимости от масштабов демографических потерь. Для первой, наиболее благополучной, было характерно снижение общей численности населения в пределах 10% относительно 1991 г. (Республики Бурятия и Саха (Якутия). Вторая группа характеризовалась значительной потерей демографического потенциала за анализируемый период, порядка 70% населения (Магаданская область, Чукотский автономный округ). В состав третьей группы вошли все остальные дальневосточные субъекты, сокращение населения в которых варьировало в диапазоне 20-40%. Для идентификации наиболее неблагополучных в демографическом развитии макрорегиона периодов была проанализирована динамика общего, естественного и миграционного прироста. Показано, что 55% от общего сокращения населения в макрорегионе пришлось на первое десятилетие анализируемого периода. Основная часть потерь была обусловлена отрицательным сальдо миграции. В последующие периоды интенсивность убыли населения сократилась. С 2020 г. трансформировалась традиционная для макрорегиона структура факторов демографической динамики. Убыль населения стала следствием, прежде всего, отрицательной результативности естественного движения. Прогнозные оценки перспективной численности населения Дальнего Востока свидетельствуют о сохранении ведущей роли естественных процессов, отрицательная результативность которых будет определять сокращение демографического потенциала.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (111) (2025)
Автор(ы): Грицко Мария Анатольевна
Сохранить в закладках
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ТРАНСПОРТА ДФО В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ ВОСТОЧНОГО ВЕКТОРА (2025)

В статье рассматривается использование трудовых ресурсов в транспортном комплексе ДФО. В условиях политики «поворот на Восток» и геополитических изменений последних лет происходит переориентация внешнеторговых грузопотоков России с европейского направления на страны Азии (в первую очередь КНР). Это определяет возрастающую значимость транспорта восточных районов. Цель данной статьи - проанализировать динамику использования трудовых ресурсов, представляющих один из ключевых факторов функционирования транспорта. На основе данных официальной статистики за 2017-2023 гг. показано противоречие между динамикой занятости и объемом работы транспорта ДФО. Отмечено, что складывающиеся разнонаправленные тенденции (снижение численности трудовых ресурсов при росте транспортной работы) формируют риски для обеспечения стабильного функционирования транспортного комплекса. Данный тезис подтвержден расчетом индекса сходства структур (индекса Салаи) для занятости в транспорте ДФО на фоне общероссийских показателей. Значение индекса для макрорегиона (0,063) показывает крайне низкий уровень различий, что означает высокое соответствие динамик структуры занятости транспорта макрорегиона и общероссийской. Это не может быть оценено положительно с учетом высокой значимости транспорта макрорегиона в национальной транспортной системе на современном этапе. Обеспечение стабильной работы транспорта ДФО требует не только развития инфраструктуры (активно реализуемое в настоящее время), но и решения проблем на рынке труда. Продолжение негативных тенденций нарастания кадрового дефицита транспорта может стать ключевым лимитирующим фактором для экономики как макрорегиона, так и РФ в целом. Полученные выводы и оценки могут быть использованы при обосновании управленческих решений в отношении проблемы формирования кадров транспортного комплекса ДФО.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (111) (2025)
Автор(ы): Бардаль Анна Борисовна
Сохранить в закладках
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ (2025)

В статье выполнен обзор промежуточных итогов реализации программ повышения трудовой мобильности в ряде дальневосточных регионов Российской Федерации. Показано, что региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов представляют собой механизм точечного привлечения специалистов, а не массового привлечения трудовых ресурсов. Количественный состав привлекаемых работников существенно варьирует по регионам: от нескольких десятков до нескольких сотен работников в год. Неоднородно также по регионам отраслевое представительство работодателей-участников региональных программ и их количественная категорийность. Признано целесообразным в условиях ограниченного финансирования осуществлять предоставление государственной поддержки в привлечении сотрудников в дальневосточные регионы крупнейшим компаниям, таким как горнодобывающие, финансовые, транспортные, в последнюю очередь. Предложена методика оценки эффективности региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, учитывающая как абсолютную результативность программы, так и степень удовлетворенности отдельных работодателей в привлечении работников из других регионов.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Шпакова Раиса Николаевна
Сохранить в закладках
Конкуренция между торговыми домами «Чурин и К°» и «Кунст и Альберс» на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв. (2025)

Предметом исследования является конкуренция между двумя крупнейшими торговыми домами российского Дальнего Востока - российской фирмой «Чурин и К°» и немецкой компанией «Кунст и Альберс». В статье рассматриваются основные формы и методы конкуренции этих предприятий в контексте социально-экономического развития региона и государственной политики второй половины XIX - начала XX вв. Анализируются история создания и развития этих компаний, особенности их торговых сетей, вклад в городскую жизнь Владивостока, Хабаровска и других центров региона. Работа включает анализ бизнес-стратегий, взаимодействия с властями, адаптации к политическим изменениям (включая антигерманскую кампанию в период Первой мировой войны), а также влияние соперничества торговых домов «Чурин и К°» и «Кунст и Альберс» на развитие дальневосточного региона Российской империи. Методология базируется на проблемно-хронологическом и сравнительно-историческом подходах, с привлечением архивных материалов (документы министерства торговли и промышленности, канцелярии Приамурского генерал-губернатора), отчётов правительственных инспекторов, прессы и деловой переписки. Научная новизна работы заключается как в постановке проблемы, так и в комплексном изучении трансформации экономической конкуренции в инструмент политической борьбы, а также в выявлении механизмов взаимодействия бизнеса и государства в условиях периферийного региона. Основные выводы исследования могут быть сформулированы следующим образом. Конкуренция между фирмами «Чурин и К» и «Кунст и Альберс», сочетавшая рыночные методы и политическое лоббирование, стала одним из основных драйверов развития региона, способствуя развитию инфраструктуры, логистики и потребительской культуры. Государственная политика (режим порто-франко, государственные заказы) определяла успех компаний. В кризисные периоды, такие как Первая мировая война конкуренция приобретала деструктивный характер: экономическое соперничество замещалось идеологической борьбой, включая клеветнические кампании и шантаж, что отражало подчинение бизнеса политической конъюнктуре. Исследование подтверждает тезис о взаимозависимости экономических и политических факторов в развитии периферийных регионов империи, где бизнес-стратегии формировались в рамках диалога с государственными приоритетами.

Издание: КОНФЛИКТОЛОГИЯ / NOTA BENE
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Молчанова Елена Геннадьевна
Сохранить в закладках
Досуговые практики в городской жизни Порт-Артура (1898–1904 гг.) (2025)

В данной статье исследуется социокультурная трансформация города Порт-Артур (Люйшунь) в период российской аренды с 1898 до 1904 гг. Анализ осуществляется через призму досуговых практик городского населения. Центральным предметом исследования выступают в качестве ключевых аспектов городской повседневности и развлечений следующие явления: потребление алкоголя; развитие ресторанного бизнеса, в частности ключевые заведения, их клиентура и роль в общественной жизни; функционирование военных клубов и организация светских мероприятий; развитие театральной жизни; а также активное развитие и специфика секс-индустрии. Автор рассматривает, как скука, тоска по родине и духовный вакуум гарнизонной жизни в условиях изолированного колониального анклава стимулировали формирование индустрии развлечений и специфических моделей потребления, выступая катализатором процессов урбанизации и трансформации городского пространства. Исследование основано на анализе фонда АВП РИ, периодики («Новый Край» - ключевая хроника) и мемуаров современников. Для интерпретации данных и выявления тенденций использованы сравнительно-исторический метод и историко-научный анализ. Автор также провел полевую работу в Люйшуне для сбора локальных сведений. Введение в оборот новых материалов о русском досуге в Порт-Артуре (1898-1904 гг.), пополняя содержание в истории «русского» Квантуна. Впервые комплексно исследована роль досуга как фактора урбанизации колониального города. Основные выводы в том, что во-первых, синтез русской потребительской культуры с локальными элементами создал уникальную городскую среду. Во-вторых, досуг (особенно массовое потребление алкоголя), стимулированный тоской и скукой гарнизона, стал катализатором развития индустрии развлечений и трансформации пространства. В-третьих, развитие отражало противоречия колониальной урбанизации: социальная сегрегация детерминировала сегрегацию досуга; попытки репликации столичных моделей (театр) наталкивались на изоляцию; регулирование секс-индустрии обнажало социально-экономические противоречия. Порт-Артур - характерный пример сложной траектории развития дальневосточных городов в рамках российской имперской политики.

Издание: GENESIS: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Кан Шисинь
Сохранить в закладках
Китайская миграция на территорию российского Дальнего Востока в материалах периодической печати конца XIX в. (2025)

В истории китайско-российских отношений особое место занимает проблема миграции населения из одного государства в другое. Несмотря на то, что и российские, и зарубежные исследователи активно изучают данную тему, в ней еще присутствует достаточное количество вопросов. В статье рассматриваются вопросы, связанные с освещением в периодической печати конца XIX века процесса китайской миграции на территорию российского Дальнего Востока. Ранее исследователи не освещали миграцию китайского населения исходя из данных периодической печати. Особое внимание уделяется вопросам количества мигрантов, занятости прибывающих китайских граждан, а также социальным аспектам взаимодействия (быт, жалобы, конфликты, правонарушения) между мигрантами и российским населением, между китайскими подданными и местной властью. Автор анализирует публикации, показывающие особенности миграционных потоков, причины и последствия китайской миграции для местного населения и экономики региона. Статья подготовлена на анализе материалов периодических изданий конца XIX в., что позволяет лучше понять особенности миграционных процессов из Китайской империи и значение этого явления для развития российского Дальнего Востока. Автор приходит в выводу, что китайские подданные на российской территории успешно адаптировались и внедрились в экономическую деятельность Дальнего Востока. Однако отношения между местными жителями и властью с одной стороны и китайцами с другой складывались достаточно сложно в виду опасения потери влияния в регионе, уменьшения количества российского населения, конфликтных ситуаций между российскими и китайскими подданными. С одной стороны, мигранты воспринимались местными властями как необходимый рабочий ресурс, с другой - вызывали часто оправданные опасения.

Издание: GENESIS: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Концевая Виталина Андреевна
Сохранить в закладках