Научный архив: статьи

Рубрика: 159.9. Психология
Феномен розовой ретроспекции и его роль в трансформации автобиографической памяти (2025)

Статья посвящена изучению такого когнитивного искажения, как розовая ретроспекция, которое проявляется в склонности людей воспринимать прошлыйопыт как более позитивный, чем он был на самом деле. Исследуется влияние этого искажения на человеческую память, восприятие отношений и принятие решений. Статья подчеркивает важность понимания этого феномена для более адекватного восприятия прошлого и улучшения качества современных отношений.

Автор(ы): Голудин Иван Андреевич
Сохранить в закладках
Философия языка: как язык формирует наше мышление и восприятие мира (2024)

В статье представляется анализ ключевых концепций в области философии языка, которые исследуют влияние языковых структур на процессы мышления и восприятия реальности. В работе подробно рассматриваются идеи Людвига Витгенштейна и гипотеза Сапира-Уорфа, а также изучается взаимосвязь между языком и когнитивными механизмами

Автор(ы): Голудин Иван Андреевич, Волков Михаил Павлович
Сохранить в закладках
Психологические аспекты свободы воли (2024)

В данной статье рассматриваются ключевые психологические аспекты свободы воли. В процессе изучения данного вопроса производится анализ влияния восприятия свободы воли на поведение и принятие решений, а также на моральную ответственность индивида. В заключение обобщаются возможные пути интеграции теоретических подходов к свободе воли в практическую психологию и терапию, подчеркивая важность понимания этих аспектов для личностного роста и социальной адаптации.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЙ ТРАКТАТ
Автор(ы): Голудин Иван Андреевич
Сохранить в закладках
Деструктивные отношения и их влияние на психологическое благополучие: нарциссизм, эмоциональное насилие и стратегии совладания (2025)

Статья исследует деструктивные отношения, связанные с нарциссическим расстройством личности и эмоциональным насилием, анализируя их влияние на психологическое благополучие. Рассмотрены механизмы формирования травматической привязанности, когнитивные искажения жертв и манипулятивные тактики (газлайтинг, бомбардировка любовью). На основе эмпирических данных предложены стратегии совладания, включая терапию и профилактические программы, направленные на восстановление самооценки и социальной адаптации. Подчеркивается актуальность ранней диагностики и психообразования для минимизации последствий токсичных отношений.

Автор(ы): Голудин Иван Андреевич
Сохранить в закладках
НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ ОТРЯДА УИС (2025)

Статья посвящена анализу синдрома эмоционального выгорания (далее - СЭВ) у начальников отрядов учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) и его взаимосвязи с уровнем сформированности индивидуально-психологических и личностных качеств, значимых для профессиональной деятельности.

Актуальность темы обусловлена высоким уровнем эмоционального и профессионального истощения сотрудников, выполняющих воспитательные и управленческие функции в условиях повышенной психологической напряженности, что оказывает негативное влияние на эффективность служебной деятельности и кадровую стабильность в системе. Цель исследования - выявить наиболее значимые качества, обеспечивающие психологическую устойчивость начальников отрядов к профессиональному стрессу, а также определить направления профилактики СЭВ. В исследовании использован онлайн-опрос с применением авторской анкеты; выборку составили сотрудники, проходящие повышение квалификации в Самарском юридическом институте ФСИН России.

В результате анализа было установлено, что факторами, профилактирующими возникновение и развитие профессионального выгорания, выступают коммуникативно-организаторские навыки, нервно-психическая устойчивость, а также психологическая гибкость. Недостаточная выраженность этих характеристик может способствовать росту деструктивных проявлений, ухудшению служебной адаптации и повышению рисков выгорания.

В статье обоснована необходимость включения в ведомственную подготовку и повышение квалификации сотрудников УИС специализированных программ, направленных на развитие данных качеств, как средства профилактики СЭВ и укрепления кадрового потенциала.

Издание: ВЕСТНИК САМАРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: № 2 (63) (2025)
Автор(ы): КОРЕПАНОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА
Сохранить в закладках
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ СТРЕСС КАК ФАКТОР НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ ИЗОЛЯЦИИ (2025)

В статье рассматривается феномен «социальная изоляция», которая может быть как групповой, так и одиночной, но является специфическим стрессом для лиц, испытывающих на себе вынуждение обособление от привычного круга общения, находясь в жестких условиях пространственно-временной регламентации, установленной отечественным законодательством.

На примере пенитенциарного стресса, который возникает у лиц в результате попадания в пенитенциарные учреждения (исправительные колонии или следственные изоляторы), где они испытывают социальную и сенсорную депривацию, можно наблюдать, как указанные условия негативно влияют на психоэмоциональное состояние осужденных, ухудшая их адаптационные способности.

Являясь многоаспектным феноменом, пенитенциарный стресс в большинстве случаев негативным образом влияет на процесс адаптации подозреваемых, обвиняемых и осужденных к условиям социальной изоляции.

Приводятся результаты исследования с помощью Миннесотского многофакторного личностного опросника двух групп осужденных. Первая группа - осужденные, имеющие несколько судимостей, которые перед этим были освобождены из мест лишения свободы и в срок менее двух месяцев снова совершили преступление и попали в исправительное учреждение. Вторая группа - осужденных, которые недавно в первый раз попали в исправительные учреждения. Установлено, что уровень адаптации в первой группе (неоднократно судимые) ниже, чем у осужденных, впервые попавших в места лишения свободы. У осужденных из первой группы выше уровень пенитенциарного стресса и у них отмечается отчужденность в социальных контактах, они становятся более криминально зараженными и перестают считать значимыми нормы и ценности, принятые в гражданском обществе. Главной особенностью пенитенциарного стресса является то, что он протекает в латентной форме, что сказывается на качествах личности осужденного как в период отбывания наказания, так и после освобождения.

Издание: ВЕСТНИК САМАРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: № 1 (62) (2025)
Автор(ы): ЕЖОВА ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВНА, ПИСАРЕВ ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ
Сохранить в закладках
Психологическая травма в разные периоды детства (2025)

Контекст и актуальность. Психологическая травма в разные периоды детства оказывает долгосрочное влияние на развитие личности ребенка, социальную адаптацию и психическое здоровье в целом. Тема исследования является актуальной по причине большого количества психотравмирующих событий в современном мире, таких как: насилие, катастрофы, трагедии, неблагоприятные социальные условия развития, события, связанные с детско-родительскими отношениями. Цель — изучение особенностей психологической травмы на разных этапах детского возраста (ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый), в том числе у детей с ОВЗ; выявление ее механизмов и последствий в разном возрасте. Методы и материалы. В данной статье применялся метод теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Результаты. Анализ выявил возрастные особенности травматизации: младенчество и ранний возраст — расстройство привязанности, замедление развития эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности ребенка; регрессия, двигательное возбуждение или заторможенность; дошкольный возраст — симптомы интернализации (самообвинение, социальная замкнутость, низкая самооценка) и экстернализации (агрессия, гиперактивность), появление специфических страхов, сепарационной тревоги, обидчивости и раздражительности, физиологические проявления (нарушения сна, расстройства ЖКТ, головные боли, энурез); школьный возраст отмечается снижением успеваемости, мотивации, избеганием, агрессией; подростковый возраст — депрессией, рискованным поведением, самоповреждением. Выводы. Переживание психологической травмы в детстве — это динамический процесс, последствия которого зависят от возраста, типа травмы и социального контекста. Независимо от возраста, травма нарушает базовое чувство безопасности, искажает самооценку и затрудняет социальную адаптацию, провоцирует тревожность, страхи, чувство вины и депрессивные состояния. Также отмечаются когнитивные последствия (снижение познавательной активности, нарушения памяти и внимания, пессимистическое мышление). Однако механизмы и последствия травматизации различаются на разных этапах развития. Эффективная помощь требует не только работы с ребенком, но и изменения семейной системы, а также создания поддерживающей среды в образовательных учреждениях. Раннее вмешательство и учет возрастных особенностей позволяют минимизировать долгосрочные негативные эффекты и способствовать посттравматическому росту.

Издание: СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ И ДЕТСТВО
Выпуск: № 2, Том 6 (2025)
Автор(ы): Кочетова Юлия Андреевна, Климакова Мария Вячеславовна, Емельянова Елизавета Андреевна
Сохранить в закладках
ВНУТРИГРУППОВОЕ И МЕЖГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ РАЗНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА (2025)

В статье анализируется проблематика внутри- и межгруппового взаимодействия членов современных студенческих групп. Приведены результаты эмпирического исследования студенческих учебных групп, имеющих разный социально-психологический статус. Установлено, что студенческие учебные группы с разным социально-психологическим статусом различаются по уровню сплоченности и проявлениям межгруппового взаимодействия их членов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Логвинова М. И., Сарычев Сергей Васильевич
Сохранить в закладках
РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (2025)

В статье анализируется актуальность социально-психологического исследования студенческих семей в современном российском обществе, поскольку они служат важным социальным ресурсом развития института семьи в России. Охарактеризованы такие «сильные стороны» студенческой семьи, позволяющие ей преодолевать вызовы современности, как: социальная активность, мобильность и открытость новому опыту, идентичность жизненных целей и установок молодых супругов, социальный оптимизм, социальное равенство, антиципационные способности как «взгляд в будущее». Вместе с тем обращается внимание на то, что студенческая семья сталкивается с социетальными (имеющими внешние источники и причины) и локальными (имеющими внутрисемейную природу) проблемами, что требует от нее определенного уровня социально-психологической зрелости, позволяющей находить конструктивные способы их преодоления.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Пашкова Яна Андреевна, Гайдар Карина Марленовна
Сохранить в закладках
Социально-психологический портрет осужденного, склонного к побегу из мест лишения свободы (2025)

Цель — выявление социально-психологических особенностей осужденных, склонных к побегу из мест лишения свободы. Материалы и методы. Для исследования выбраны: методика «Акцент — 2-90»; методика психологической диагностики механизмов психологических защит; психодиагностическая система Келлермана-Плутчика для исследования механизмов психологических защит осужденных; методика исследования уровня субъективного контроля; анкета для выявления уголовно-правовых и социально-демографических особенностей личности; анкета для экспертов в целях выявления особенностей поведения осужденных в местах лишения свобод; методика выявления ценностных ориентаций личности. Результаты и обсуждение. Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей осужденных, состоящих на профилактическом учете как склонные к побегу. Проведен сравнительный анализ исследования данной категории осужденных с осужденными, состоявшими на профилактическом учете по другим причинам и не состоявшими на профилактическом учете. Выводы. Осужденные, склонные к побегу, имеют как общие черты с осужденными, состоящими на профилактическом учете, так и специфические, которые могут детерминировать данный вид пенитенциарного преступления.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 3 (102), Том 30 (2025)
Автор(ы): Качкина Лилия Сергеевна
Сохранить в закладках
Методологические аспекты управления социальными конфликтами (2025)

Цель — анализ аспектов управления социальными конфликтами. Материалы, результаты и обсуждение. Рассмотрены понятие конфликта, его функции и виды. Раскрыты сущность и содержание управления социальным конфликтом в узком и широком смыслах. Показаны некоторые аспекты использования методологии системного, исторического, деятельностного подходов в системе управления социальными конфликтами. Выводы. В условиях цифровизации социальных отношений необходимо создание оптимальных механизмов социального управления противоборствами, которые явятся источником обновления и развития социума.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 3 (102), Том 30 (2025)
Автор(ы): Кильмашкина Татьяна Николаевна, Забегалина Светлана Викторовна
Сохранить в закладках
Самоактуализация личности курсантов (2025)

Проблема изучения самоактуализации личности курсантов — будущих специалистов экстремального профиля выступает актуальной научно-практической задачей, так как от особенностей ее проявления зависит эффективность профессиональной деятельности по спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций. Материалы и методы. В контексте обучения курсантов в вузе пожарно-технического профиля на выборочной совокупности гомогенной группы 69 обучающихся произведена диагностика самоактуализации личности. В исследовании использовались методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина (тест — САМОАЛ) и проективная слабоструктурированная методика Х. Ньюттена в целях определения структуры ценностно-смысловой сферы личности. Была разработана авторская анкета для определения критериев самообразования. Исследование проводилось в феврале–июне 2024 г. Результаты и обсуждение. Изучается самоактуализация курсантов как один из важнейших аспектов их профессионального становления. Самоактуализация личности является осознанным процессом развития обучающихся и формирования у них устойчивой платформы удовлетворения от собственных достижений — сначала в учебной деятельности, затем в профессиональной и в дальнейшем — в их жизни в целом. Была определена структура ценностно-смысловой сферы, в сравнительном анализе которой выявлены определенные различия. В целом она представляет собой поликомпонентную систему: учеба; удовлетворение базисных потребностей, удовлетворение потребностей роста. Проведенное анкетирование профессионального самообразования курсантов старших и младших курсов показало значимость самообразования именно для курсантов старших курсов. Обучение в Академии ГПС МЧС России выступает для них возможностью проявить себя, реализовать интересы, сформировать склонности к будущей профессиональной деятельности. Выводы. Выделена иерархия ценностей и смыслов курсантов младших и старших курсов. Наиболее важным для курсантов является получение профессии и стремление найти свое место в жизни. Проведенное анкетирование помогло изучить специфику, формы и приемы самообразования курсантов, позволяющие им реализовать свои способности и интересы.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 3 (102), Том 30 (2025)
Автор(ы): Киселева Елена Александровна, Кузьмина Ольга Анатольевна, Горбунова Марина Иосифовна
Сохранить в закладках