Рубрика: 159.9. Психология
ПСИХОТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РОБОТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (2025)

Приведены сведения о содействии проектам развития интеллектуальной экономики, оснащенной Искусственными Интеллектами. Статья призвана способствовать вдохновению к инвестированию в исследования и приложения Искусственного Интеллекта. Актуализирована диалектика явления «Искусственный интеллект и антропоморфизм», введен и обоснован постулат «Искусственный Интеллект – участник духовного производства». Предпринята презентация терминов «Интеллект – роботизированные производства», «Антропоморфизм психотипов искусственного интеллекта», «Психотип искусственного интеллекта».

Издание: МЕХАТРОНИКА, АВТОМАТИКА И РОБОТОТЕХНИКА
Выпуск: № 15 (2025)
Автор(ы): Рязанов Сергей Иванович
Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ПЛОВЦОВ С УРОВНЕМ ИХ СПОРТИВНИХ ДОСТИЖЕНИЙ (2025)

В настоящем исследовании была поставлена цель: определить наличие взаимосвязи между уровнем самооценки, уровнем притязаний и уровнем спортивных достижений пловцов.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 30 спортсменов-пловцов с разным уровнем спортивных достижений. Было проведено анектирование участников согласно методике Дембо-Рубинштейна. После анализа литературных источников полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу по различным критериям. Результаты исследования и их обсуждение. Несмотря на то, что многие авторы исследований говорят о наличии стойкой взаимосвязи между самооценкой и спортивными достижениями, анализ полученных данных не выявил зависимостей между показателями различных шкал и спортивными успехами испытуемых пловцов.

Выводы. Установлено, что статистические зависимости между выбранными показателями малы, чтобы их можно было считать значимыми, но близки к порогу значимости. Хотя прямая связь между самооценкой и достижениями не подтвердилась, выявленные тенденции требуют дальнейшего изучения. Рекомендуется расширить выборку и включить оценку самооценки психологической готовности перед соревнованиями. В более продолжительных исследованиях рекомендуется также изучение самооценки в комбинации с другими психологическими параметрами.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Выпуск: Т. 5 № 1 (2025)
Автор(ы): Шевченко Илья Алексеевич, Уляева Лира Гаязовна, Уляева Гульназ Гаязовна
Сохранить в закладках
РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ В МЕХАНИЗМЕ ПРОФИЛАКТИКИ КРИМИНОГЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМИ ВМЕНЯЕМОСТИ (2024)

В статье предпринята попытка раскрыть проблему учета резильентности (устойчивости, жизнеспособности, адаптивности) осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в деятельности исправительных учреж дений. Представлен анализ статистической информации ФСИН России, научных данных, а так же результатов собственного исследования, раскрывающих высокую степень распространенности у осужденных к лишению свободы психических отклонений различной степени выраженности, а также криминогенный характер поведения данных лиц. Подчеркивается необходимость учета резильентности рассматриваемой категории лиц в деятельности персонала исправительных учреждений, осуществляющего медицинские, надзорные, оперативные, психологические, воспитательные и иные функции. Приводится комплекс признаков, указывающий на ключевые моменты повышения эффективности профилактики криминогенного поведения и исправления данной категории лиц за счет их резильентности.

Издание: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Выпуск: Т. 19 № 1 (2024)
Автор(ы): КИСЛЯКОВ АНТОН ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НА ОСОБЕННОСТИ СОВМЕЩЕНИЯ УЧЕБЫ И СПОРТА В ШКОЛЕ И ВУЗЕ (2024)

Профессиональная спортивная карьера представляет собой многолетнюю спортивную деятельность, совпадая по времени с возрастными периодами детства, юности и ранней взрослости, поэтому студенты- спортсмены оказываются в ситуации совмещения учебы и спорта в течение длительного времени. Цель исследования заключалась в изучении взглядов студентов-спортсменов к построению «двойной карьеры».

Методы исследования. В качестве метода исследования использовалась авторская анкета, в ходе которой изучались ответы студентов-спортсменов на трудности сочетания спортивной карьеры с учебой в школе и вузе, а также факторы, способствующие или мешающие построению двух карьер. Выборка исследования составили 30 профессиональных студентов-спортсменов Уральского федерального университета, занимающиеся различными видами спорта. Результаты показали, что согласно студентам-спортсменам при сочетание учебы и спорта 46,7 % испытывали трудности, в то время как 46,7 % ответили, что не испытывали проблем с обучением в школе, 6,7 % затруднились ответить. Различия в ответах студентов связаны со способностями студентов, умением управлять своим временем, осознание значимости учебы, поддержкой родителей и тренеров по совмещению учебы и спорта. Студенты-спортсмены выделили условия, которые способствуют разрешению противоречий при совмещении двух карьер. Полученные данные могут быть использованы для разработки рекомендаций по улучшению условий обучения для спортсменов УрФУ, а также для создания более эффективных программ поддержки «двойной карьеры».

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Выпуск: Т. 4 № 3 (2024)
Автор(ы): Рунченек Эльвира Александровна, Михайлова Анастасия Викторовна, Антропова Анастасия Евгеньевна, Бессонова Алиса Александровна, Бухаров Евгений Александрович, Худышкин Александр Денисович
Сохранить в закладках
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ РУКОВОДИТЕЛЯ ВУЗА РАЗНЫХ ЛЕТ, ОТВЕЧАВШИМИ ЗА РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ (ПРИУРОЧЕНО К 90-ЛЕТИЮ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ) (2024)

Научная работа в Академии ФСИН России всегда занимала и занимает одно из ведущих мест в развитии вуза. Это обусловлено научной квалификацией профессорско- преподавательского состава образовательной организации, готовящей будущих специалистов для ФСИН России. В настоящее время в учебном процессе и научной работе академии принимают участие 50 докторов наук, 206 кандидатов наук, 31 профессор и 150 доцентов. Благодаря такому потенциалу ученых вузу удается демонстрировать высокие показатели и добиваться новых результатов, обеспечивать высокий уровень теоретической и практической значимости проводимых исследований, их востребованность на практике, необходимое количество и качество научных разработок.

Издание: ЧЕЛОВЕК: ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Выпуск: Т. 32 № 4 (2024)
Автор(ы): НИКИТЮК СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, Шурухнов Николай Григорьевич, АКЧУРИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (2024)

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Издание: ЧЕЛОВЕК: ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Выпуск: Т. 32 № 4 (2024)
Автор(ы): КИСЕЛЕВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ, ВОРОНИН РОМАН МИХАЙЛОВИЧ
Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ОСУЖДЕННЫХ (2024)

Статья посвящена одной из актуальных проблем пенитенциарной психологии - исследованию характеристики системы ценностей и жизненных ориентиров ВИЧ-инфицированных осужденных. В настоящее время есть все основания говорить о том, что ВИЧ-инфекция сопровождается стигматизацией, которая представляет собой сложный процесс социально-психологического взаимодействия, ведущий к отвержению лиц с определенными нежелательными признаками. В связи с этим работа с данной категорией лиц обладает определенной спецификой и требует принятия дополнительных организационных и иных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, формированию правопослушного поведения и социальной адаптации в условиях лишения свободы. Цель исследования - изучение особенностей ценностно-смысловой сферы ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении.

Издание: ЧЕЛОВЕК: ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Выпуск: Т. 32 № 4 (2024)
Автор(ы): Зауторова Эльвира Викторовна
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОБАЦИИ (2024)

Актуальность исследования обусловлена поиском психологических предикторов исправления наркозависимых несовершеннолетних осужденных к лишению свободы условно, которые могут быть использованы сотрудниками уголовно-исполнительной системы в рамках исполнительной пробации. С помощью факторного анализа выявлены следующие психологические предикторы исправления наркозависимых несовершеннолетних осужденных с противоправным поведением: автобиографический фактор; доминантно-поведенческий фактор; фактор правового нигилизма; фактор адаптации; фактор контроля наполненности жизни.

Издание: ЧЕЛОВЕК: ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Выпуск: Т. 32 № 4 (2024)
Автор(ы): СЕЛИВЕРСТКИНА АННА ЮРЬЕВНА, Ганишина Ирина Сергеевна, Марьин Михаил Иванович
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (2024)

Проблема предупреждения делинквентного поведения осужденных, создания условий для их психолого-педагогической поддержки, коррекции и снижения рецидивности является одной из приоритетных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Статья посвящена исследованию психолого-педагогических условий, необходимых для профилактики делинквентности осужденных. Такими условиями могут стать организация целенаправленного воздействия на уровень агрессивности, нейротизма осужденных, работа по саморегуляции их поведения, повышение уровня сотрудничества между осужденными и сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Издание: ЧЕЛОВЕК: ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Выпуск: Т. 32 № 4 (2024)
Автор(ы): МИШИН АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ, РОМАНОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, ТЮГАЕВА НИНА АЛЕКСЕЕВНА
Сохранить в закладках
НАУЧНАЯ ШКОЛА "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ" (2024)

В статье рассматриваются вопросы становления, развития и деятельности научной школы «Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», функционирующей на факультете психологии и пробации Академии ФСИН России. Отмечается, что в рамках научной школы действуют самостоятельные научные школы (направления). Раскрываются векторы деятельности их руководителей и ведущих ученых, обозначается роль в подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы, акцентируется внимание на преемственности поколений ученых, работе научных лабораторий и кружков, описании научно-представительских мероприятий, проводимых для ее популяризации.

Издание: ЧЕЛОВЕК: ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Выпуск: Т. 32 № 4 (2024)
Автор(ы): ШАТОХИНА ЛАРИСА ВАДИМОВНА
Сохранить в закладках
НАУЧНАЯ ШКОЛА "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ" (2024)

В статье рассматриваются вопросы становления, развития и деятельности научной школы «Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», функционирующей на факультете психологии и пробации Академии ФСИН России. Отмечается, что в рамках научной школы действуют самостоятельные научные школы (направления). Раскрываются векторы деятельности их руководителей и ведущих ученых, обозначается роль в подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы, акцентируется внимание на преемственности поколений ученых, работе научных лабораторий и кружков, описании научно-представительских мероприятий, проводимых для ее популяризации.

Издание: ЧЕЛОВЕК: ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Выпуск: Т. 32 № 3 (2024)
Автор(ы): ШАТОХИНА ЛАРИСА ВАДИМОВНА
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2024)

В статье раскрывается актуальность исследования социально-политической психологии, рассматривается сущность социально-психологического подхода к ее пониманию. Анализируются проблемы определения понятия, предмета, структуры социально-политической психологии.

Издание: ЧЕЛОВЕК: ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Выпуск: Т. 32 № 1 (2024)
Автор(ы): СУХОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках