Проблему исследования, представленного в статье, определило противоречие между условиями развития инклюзивных процессов и разного рода ограничениями, формирующими стиль жизни детей с инвалидностью в арктическом городе. Исследование направлено на выявление факторов, влияющих на формирование стиля жизни детей с инвалидностью в пространстве арктического города. Методом исследования выступило полуформализованное интервью. Выборку составили матери, воспитывающие детей с инвалидностью 4-13 лет, проживающие в Мурманске и Архангельске (n = 71). Основные результаты исследования состоят в том, что определены характеристики стиля жизни ребенка с ментальной инвалидностью в арктическом городе, независимые от территории проживания, а именно, ограниченность специфических детских видов активности, дистанцирование от сверстников, недостаточность возможностей для удовлетворения своих интересов и предпочтений, получения качественного образования, социокультурного и физического развития. Показана малая доступность для детей городского пространства, что приводит к ограничениям в формировании «территориального поведения» и отражает низкую эффективность инклюзивных процессов. В качестве ведущих причин такой ситуации определены два фактора: характер социальных взаимодействий и степень пространственной доступности городского ареала.
Статья отражает современную проблему поиска и обоснования механизмов развития инклюзивного образования. Актуальность исследованию придает также арктический контекст, что соответствует гносеологической потребности современного научного междисциплинарного знания в развитии проблемного поля инклюзивного образования, приоритетам государственной политики, ожиданиям и запросам региональных сообществ. Целью исследования выступило изучение социального взаимодействия субъектов сельских школ Арктики с позиции включенности как показателя социальной справедливости (на примере Мурманской области). Предмет изложения материала статьи раскрывается через построение конфигурации и описание моделей сельских школ на основе разработанных критериев, типологизации трудностей педагогов в социальном взаимодействии в ходе инклюзивного образовательного процесса, в том числе в процессе использования дистанционных технологий. Основные результаты исследования показали, что типичными моделями сельских школ в Мурманской области выступают: «пригородная школа» и «удаленная школа», включающая варианты: «школа — территориальная кооперация», «приграничная школа», «изолированная школа», «школа коренного населения». Во всех моделях сельских школ при успешном формировании внешних и внутренних социальных связей отражается кадровый дефицит специалистов дефектологического профиля, проявляются трудности педагогов методического, организационного и социального характера; имеется недостаточная физическая доступность образовательной среды, что служит барьером достижения социальной справедливости. Выявленная региональная специфика моделей сельских школ выступает обоснованием для проблематизации, понятийной и содержательной разработки арктической педагогики. Полученные результаты применимы для дальнейших теоретико-эмпирических изысканий в области инклюзивного образования, а также для разработки региональных программ развития инклюзивных образовательных практик с учетом дифференциации социальных условий.
Включение в социум детей с расстройствами аутистического спектра является актуальной социальной задачей, требующей в силу своей сложности новых ракурсов научных исследований для обоснованного регулирования инклюзивных процессов. Проблему исследования определило противоречие между социальной значимостью развития инклюзии и существующими в арктическом городе препятствиями включения детей с РАС в городское пространство. В исследовательское поле нами введена категория пространственной депривации детей с расстройствами аутистического спектра, предложена ее авторская интерпретация. Эмпирическое исследование было направлено на выявление состояния включения детей с РАС в пространство арктического города. Результаты исследования по[1]казали их существенную пространственную депривацию в арктическом городе. Она проявляется в отношении публичных, полупубличных пространств, пространств для перемещения, выражаясь как в их недостаточной доступности, так и в значительной ограниченности форм освоения ребенком с РАС. Сделан вывод о низком социальном статусе детей с РАС в арктическом городе, а также о наличии препятствий для реализации ими своих общечеловеческих потребностей. Данная ситуация преимущественно определяется социально-психологическими и организационными факторами и объективирует трудности развития инклюзивных процессов.