Научный архив: статьи

Представление башкортостанского духовенства о духовно-нравственном просвещении (2025)

Духовно-просветительской работе как внерелигиозной социально ориентированной деятельности религиозных организаций в современных исследованиях уделяется недостаточное внимание, хотя духовные просветители испытывают высокую потребность в освоении компетенций в этой сфере. Учитывая актуальность вопроса, в работе представлены результаты научного исследования представлений о духовно-нравственном просвещении у служителей религиозных организаций Республики Башкортостан. Исследование проведено в рамках проекта «Центр компетенций «Мы просвещаем»: комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просвещения» при содействии Фонда Президентских грантов. Опрос по актуальным вопросам духовно-нравственного просвещения показал, что для башкортостанского духовенства приоритетным в просветительской работе является нравственное направление. Просвещение, в отличие от образования и миссионерства, направлено на достижение уникальной цели и имеет своеобразное содержание. Одна категория респондентов характеризует духовно-нравственное просвещение со светской точки зрения, другая – с религиозной. В этом вопросе у духовенства пока нет единого мнения. Служители религиозных организаций Республики Башкортостан (персонал и волонтеры) испытывают потребность в освоении духовно-просветительских компетенций.

Издание: MINBAR. ISLAMIC STUDIES
Выпуск: № 1, Том 18 (2025)
Автор(ы): Батурина Оксана Сергеевна
Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2025)

Современное российское общество сталкивается с множеством новых вызовов в области здравоохранения, таких как появление новых заболеваний, увеличение продолжительности жизни и рост числа хронических заболеваний. Все это требует нового подхода к формированию медицинской грамотности населения. Большой объем информации о здоровье и медицине определяет значимость важно обучения населения критическому мышлению и способности отличать достоверную информацию от недостоверной. Задачи по формированию у населения ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, привитию навыков здорового образа жизни, развитию культуры здоровья приводят к необходимости поиска эффективных способов их достижения, одним из которых, по мнению авторов, является медицинское просвещение. Методология, методы и методики исследования базировались на системных и кластерных подходах как ключевых, основополагающих подходов медицинского просвещения в российском современном обществе. В работе представлена авторская педагогическая модель медицинского просвещения населения, включающая целевой, содержательный и результативный блоки. В целевом блоке модели определены цели, подходы и принципы в соответствии с базовым понятием. Дается описание функций, задач, каналов и направлений медицинского просвещения, которые были размещены в содержательном блоке модели. Исследователями выделены и описаны критерии и уровни сформированности медицинской грамотности населения. В модели также представлены этапы просветительской работы с населением и организационно-педагогические условия. Разработанная педагогическая модель медицинского просвещения населения может быть реализована как в практике подготовки специалистов медицинской сферы к медицинской просветительской деятельности, так в рамках совершенствуя профессиональных компетенций специалистов социального и гуманитарного профиля профессиональной деятельности.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Выпуск: № 1 (69) (2025)
Автор(ы): Батурина Оксана Сергеевна, Садыкова Зиля Раисовна
Сохранить в закладках
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Раскрыта значимость в современном российском обществе специфической области образования - духовно-нравственного просвещения как способа преодоления духовного кризиса. Выявлены его концептуальные основы, проанализированы соответствующая нормативно-правовая база и научные исследования, выделены ключевые особенности просветительской деятельности, такие как широкий охват аудитории, многообразие функций и отсутствие жестких временных рамок. Отмечено, что духовно-нравственное просвещение взаимосвязано со многими смежными понятиями, что подчеркивает его комплексный и многоаспектный характер, подчеркнута важность просветительской деятельности в контексте неформального образования. Определены и описаны функции духовно-нравственного просвещения. Внимание к духовно-просветительской деятельности в сфере образования является важным шагом к развитию духовности и культуры в современном обществе.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 3 (19) (2024)
Автор(ы): Батурина Оксана Сергеевна, Сидоренко Денис Петрович
Сохранить в закладках
Отношение башкортостанского духовенства к духовно-просветительской деятельности (2024)

В статье описывается духовно-просветительская деятельность как одно из условий решения стратегической задачи по защите традиционных духовно-нравственных ценностей. Служители (персонал, волонтеры) религиозных организаций рассматриваются в качестве потенциальных специалистов в сфере духовно-нравственного просвещения. Свое отношение к новому виду внерелигиозной деятельности выразило башкортостанское духовенство, приняв участие в специально разработанном опросе. Исследование показало, что представители духовенства Республики Башкортостан, считая себя носителями духовных, религиозных знаний, способны поделиться с прихожанами своим опытом, готовы формировать у молодого поколения умения и навыки религиозного способа познания мира, умеют прививать ценностные установки вероучения, имеют опыт проведения просветительских мероприятий и проявляют высокую готовность к ведению просветительской деятельности. Но при этом понимают, что могут удовлетворить образовательные потребности и интересы в сфере религиозных культур лишь частично. Выявленная высокая потребность духовенства в освоении духовно-просветительских компетенций приводит исследователя к выводу о необходимости включения специального курса в образовательный процесс православных и мусульманских высших учебных заведений, более того, разработки программы магистратуры «Духовно-нравственное просвещение».

Издание: MINBAR. ISLAMIC STUDIES
Выпуск: № 3, Том 17 (2024)
Автор(ы): Батурина Оксана Сергеевна
Сохранить в закладках