В статье рассмотрена реализация государственной программы по организации подготовки и повышения квалификации председателей колхозов в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы на примере Коми АССР. Показаны конкретные шаги по достижению данной цели органов власти как на уровне страны, так и республики. Выделены трудности, с которыми столкнулись организаторы рассматриваемого процесса в указанный период. Прослежена динамика учащихся средней сельскохозяйственной школы по подготовке председателей колхозов в Коми АССР в 1947/49 учебные годы.
В XVI-первой половине XIX столетия на Европейском Севере России (черносошное Поморье) действовала система государственного феодализма, основной составляющей которой было существование очень большой группы крестьянского населения, зависимой от государства, и обязанной платить государственные налоги и сборы и выполнять государственные повинности для реализации задач государственных программ. Одной из сторон данной системы было функционирование развитого местного самоуправления как нижней ступени общегосударственной пирамиды власти. Именно действия органов местного самоуправления по выполнению задач, которые ставило перед ними центральное правительство, способствовали развитию товарно-денежных отношений в черносошных регионах в целом и Коми крае в частности. Данный сюжет практически не исследован. В статье впервые в историографии в комплексном плане рассмотрен этот вопрос на материалах, относящихся к Яренскому уезду XVII в. В первой части автор исследует движение денежных сумм внутри волости при выполнении повседневной деятельности органов волостного (местного) самоуправления.
В представленной статье на материалах региональных статистических сборников и ежегодных отчетов средних специальных учебных заведений прослежен процесс развития вечерней формы обучения в данной системе на территории европейского севера России. Хронологические рамки исследования обоснованы проводимой в данный период в СССР реформой образования, одним из значимых аспектов которой являлось развитие рассматриваемой формы обучения. Удалось выявить, что к концу 1960-х гг. в системе среднего специального образования на европейском севере РСФСР заметно расширился список техникумов и училищ, в которых функционировали вечерние отделения, и значительно возросло количество учащихся на данных отделениях. Благодаря развитию вечерней формы обучения техникумам и училищам удалось существенно увеличить подготовку специалистов среднего звена.
В статье автор рассматривает важнейшие демографические вопросы жизни государственных крестьян начала XVIII столетия одного из районов Коми края - Вымских волостей Яренского уезда: дворность населенных пунктов, половой и возрастной составы, семейное положение и детность населения. Анализ указанных проблем проведен по переписной книге Яренского уезда 1710 г.
В представленной статье на материалах ежегодных отчетов средних специальных учебных заведений определены специализации, по которым проводилась подготовка специалистов в техникумах и училищах, действовавших на территории Коми АССР в границах современной Арктической зоны Российской Федерации. Хронологически представленное исследование охватывает 1950-1960-е гг. Кроме того, в работе приводится подробная характеристика преподавательского состава «Арктических» средних специальных учебных заведений в указанное время, в частности - численность, образовательный уровень и стаж работы преподавателей. Сделан вывод о подготовке в изучаемых учебных заведениях специалистов по обширному спектру специальностей, перечень которых значительно увеличился за очерченный период. Данный процесс был бы невозможен без солидного коллектива высококвалифицированных преподавателей.
Введение. Процессы реформирования системы образования в СССР во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. оказали определенное влияние на систему среднего специального образования, в том числе и в финно-угорских республиках РСФСР. Это отразилось на динамике насыщения народного хозяйства кадрами среднего звена. Цель исследования - изучение динамики численности специалистов со средним специальным образованием и их удельного веса среди всех рабочих и служащих в рамках обозначенной территории в контексте проводимой реформы образования и в последующие за этим годы.
Материалы и методы. Основу исследования составили статистические данные, позволившие проследить динамику изменения числа специалистов среднего звена и их удельного веса в народном хозяйстве финно-угорских республик РСФСР в середине 1950-х - середине 1970-х гг. Исследование базируется на сравнительно-историческом и системном подходах с использованием метода статистического анализа информации. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование динамики изменения числа и удельного веса кадров со средним специальным образованием в народном хозяйстве пяти финно-угорских республик РСФСР определило положительную закономерность, сохранявшуюся на протяжении всего изучаемого периода. Общий рост численности специалистов среднего звена зафиксирован на отметке более чем в 4 раза. Показатель удельного веса этой группы в общем объеме рабочих и служащих увеличился на 6 %. Имеющиеся статистические данные позволили зафиксировать наибольший прирост как численности, так и удельного веса изучаемых специалистов в первые годы проведения реформы образования в стране, когда народное хозяйство имело максимальный приток выпускников, прошедших обучение в дореформенный период. В 1960-1965 гг. динамика увеличения этих показателей существенно замедляется, что свидетельствует о влиянии негативных факторов проводимой реформы. В постреформенный период отмечено усиление темпа роста численности и удельного веса специалистов среднего звена.
Заключение. Полученные результаты могут быть использованы в качестве основы для изучения вопросов государственной политики комплектования народного хозяйства профессиональными кадрами в обозначенный период, а также при исследовании истории системы среднего специального образования в целом. Обозначенные в результате исследования общие закономерности изменения численности кадров среднего звена, занятых в народном хозяйстве пяти финно-угорских республик РСФСР в 1955-1975 гг., а также отмеченные особенности данного процесса в отдельных республиках на фоне проведения реформы образования в стране и в постреформенные годы позволяют в дальнейшем провести анализ схожих процессов в других регионах страны.