ESG-менеджмент с применением искусственного интеллекта: подход к управлению устойчивым развитием бизнеса в условиях цифровой трансформации (2025)

Авторы преследуют цели научного обоснования наличия у технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ) потенциала наращения результативности ESG-менеджмента (англ. environmental, social, and corporate governance – экологическое, социальное и корпоративное управление), а также предложения рекомендаций для наиболее полной реализации этого потенциала в управленческой практике российских бизнес-структур. Для этого авторами обобщен передовой международный опыт топ-50 цифровых экономик с наибольшей распространенностью ESG-менеджмента в деловой среде в 2024 г. В итоге проведен мониторинг устойчивости развития российского бизнеса в условиях цифровой трансформации отечественной экономики, выявивший выдающуюся результативность ESG-менеджмента в деловой среде Российской Федерации (далее – РФ), активное использование ИИ и наличие значительного потенциала его дальнейшего распространения в отечественной деловой среде. Методом регрессионного анализа составлена эконометрическая модель влияния факторов применения ИИ на результативность ESG-менеджмента. С опорой на модель сделан авторский вывод о том, что факторы применения этой технологии оказывают на ESG-менеджмент противоречивое влияние, и для того чтобы оптимизировать последнее в интересах устойчивого развития бизнеса в условиях цифровой трансформации рыночной среды экономики, необходимо увеличивать производительность прикладных алгоритмов ИИ, масштаб национального финансирования развития технологии и стимулировать инициативность бизнеса в области внедрения ИИ. Эмпирическая ценность авторских предложений заключена в том, что они высветили перспективу наращения результативности ESG-менеджмента в РФ через повышение эффективности применения ИИ.

Издание: E-MANAGEMENT
Выпуск: Т. 8 № 1 (2025)
Автор(ы): Сметанин Антон Сергеевич, Морозова Ирина Анатольевна, Сметанина Анастасия Игоревна
Сохранить в закладках
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И БОЛЬШИХ ДАННЫХ ДЛЯ ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (2024)

Статья посвящена определению перспективы совершенствования управления конкурентоспособностью бизнеса через расширение использования технологий искусственного интеллекта и больших данных для его устойчивого развития в России. Методология исследования базируется на применении метода регрессионного анализа, с помощью которого осуществляется моделирование влияния факторов использования цифровых технологий в бизнесе на конкурентоспособность экономики. Временной период исследования охватывает границы Десятилетия науки и технологий: используется статистика за 2022 г. и составляется прогноз на период до 2031 г. В результате на основе опыта топ-30 стран с наиболее активным использованием цифровых технологий в бизнесе в 2022 г. авторами составлена эконометрическая модель конкурентоспособности экономики. С опорой на эту модель раскрыта перспектива использования искусственного интеллекта и больших данных в управлении конкурентоспособностью бизнеса России для его устойчивого развития в Десятилетие науки и технологий. Главный авторский вывод по итогам проведенного исследования сводится к тому, что перспектива укрепления конкурентоспособности и устойчивого развития бизнеса в России в Десятилетие науки и технологий связана с ростом активности использования бизнес-структурами технологий искусственного интеллекта и больших данных. Авторами обоснована целесообразность активной технологической модернизации бизнеса для укрепления технологических конкурентных преимуществ, обладающих большой ценностью в современной рыночной среде. Авторами приведена научная аргументация того, что технологии искусственного интеллекта и больших данных более предпочтительны (вносят гораздо больший вклад в конкурентоспособность), чем технологии Интернета вещей и облачные сервисы. Практическая значимость полученных авторами результатов связана с тем, что составленные рекомендации по повышению активности использования искусственного интеллекта и больших данных в российском бизнесе позволят наиболее полно раскрыть потенциал роста его конкурентоспособности. Предложенные контрольные значения соответствующих показателей послужат для этого ориентирами в поддержку устойчивого развития бизнеса России.

Издание: СОВРЕМЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Выпуск: Том 18 № 1 (97) (2024)
Автор(ы): Сметанин Антон Сергеевич, Сметанина Анастасия Игоревна
Сохранить в закладках