В статье анализируется миграционная обстановка Южной Осетии, приведены мнения экспертов о факторах и причинах оттока населения. Целью работы является проведение краткого сравнительного анализа основных параметров занятости, безработицы и уровня жизни в Южной Осетии и в ее основных миграционных реципиент-партнерах. Результатом анализа состояния миграции населения является обоснование необходимости разработки и реализации государственной миграционной политики, основанной в первую очередь, на всестороннее обследование подготовительной стадии миграции населения. При разработке государственных программ развития важно обращать внимание на то, что неконтролируемые миграционные процессы могут помешать устойчивому развитию экономики страны.
Авторы в статье приводят причины и мотивы миграционного поведения населения Республики Южная Осетия. Авторы статьи пришли к выводу, что неэффективное функционирование рынка труда, безработица, неудовлетворительный уровень жизни, и т. д., способствуют оттоку населения, а миграция населения остается серьезной проблемой для современной Южной Осетии. Решения вопросов можно искать в: увеличении темпов экономического развития (отраслей материального производства), повышение эффективности функционирования рынка труда; разработка и реализация обоснованной государственной миграционной политики и т. д.
В статье охарактеризованы показатели динамики населения и влияющих на нее демографических процессов в Южной Осетии в разрезе город – село. В этой сфере особой остротой выделяется проблема интенсивного оттока населения из сел республики. С помощью социологического исследования установлены основные причины этого негативного процесса. Среди названных респондентами причин часто фигурирует неразвитость социальной инфраструктуры села. Нами проанализирован уровень обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры сельского населения республики и его влияние на интенсивность оттока населения по административным районам и размерам сел. На фоне общей малоразвитости социальной сферы особенно сложная ситуация фиксируется в малолюдных селах. Исследование показало, что количество малолюдных сел растет ежегодно. Основными причинами являются: деформированная возрастная и социальная структура населения, нарушенная система расселения и др., что является серьезным препятствием для социально-экономического развития села и региона в целом.
С целью выявления факторов и причин интенсивного оттока сельского населения Южной Осетии в 1980, 2010 и 2020 гг. были проведены социологические опросы. Сравнительный анализ результатов этих опросов и данных, полученных из сельских администраций, проводится впервые.
Статья посвящается анализу некоторых аспектов этнодемографического поведения населения регионов Северо-Кавказского федерального округа. А именно, характеризуется численность и динамика наиболее многочисленных национальностей СКФО, их структура по трем крупным возрастным группам: дети, родители, прародители. На основе материалов Всероссийских переписей населения 2002, 2010 и 2020 гг. оценена репродуктивная активность женщин за весь фертильный период, а также уровень и динамика многодетности в Северо-Кавказском федеральном округе в этническом разрезе. С использованием данных указанных переписей нами рассчитано число детей в возрасте 0-4 лет на 100 женщин фертильного возраста (15-49 лет). В условиях отсутствия текущей этнодемографической статистики, полученные данные можно использовать для сравнительного анализа уровня рождаемости среди отдельных национальностей. Они сильно варьируют у изученных нами 17 наиболее многочисленных народов Северного Кавказа. Полученные нами результаты исследования можно использовать при изучении этногеографической ситуации и разработки демографической политики в регионах СКФО.
Статья посвящается обоснованию необходимости учёта влияния демографического фактора при разработке приоритетных нормативно-правовых актов в сфере социально-экономического развития и, в первую очередь, регулированию рынка труда, целесообразности их максимального подчинения интересам региональной демографической политики. Такая необходимость остро стоит в таких регионах со сложной демографической ситуацией, как Республика Северная Осетия-Алания (РСО-Алания). По данным Росстата, республика находится в категории субъектов РФ, в которых население сокращается как за счёт естественной убыли, так и за счёт отрицательного сальдо миграции. По мнению специалистов, улучшение параметров естественного и механического (миграционного) движения населения с учётом реализации лишь специальных проектов, программ и стратегий, невозможно. Важным аспектом решения указанных задач является демографическая экспертиза нормативных актов, регулирующих те или иные направления общественной жизни региона. С помощью демографической экспертизы можно определить, насколько актуально были учтены демографические особенности региона, тенденции и перспективы воспроизводства населения и его отдельных сегментов при подготовке нормативно-правовых актов. Соответственно, предоставляется возможность своевременного внесения изменений в те или иные акты. В ходе экспертизы даётся также профессиональная оценка возможному влиянию реализуемых специальных проектов, программ и стратегий на характеристики воспроизводства населения. Такая экспертиза не проводилась в большинстве регионов России и, в том числе в, РСО-Алании.