Деятельность специалистов служебной сферы связана с различными стрессами и риском, что напрямую влияет на их психологическое состояние. В связи с этим актуальна разработка методов психологической саморегуляции для профилактики неблагоприятных изменений. Испытуемые офицеры запаса — 28 человек, мужчины, средний возраст 25 (+2,5) лет. Испытуемые были поровну разделены на 2 группы, экспериментальную и контрольную, случайном образом.
Методы: оценка состояния сниженной работоспособности (ДОРС), шкала нервно-психического напряжения НПН (Т. Н. Немчин), опросник «Степень хронического утомления» (А. Б. Леонова). Метод экспериментального воздействия: прогрессивная мышечная релаксация (в нашей модификации). Проводилось два занятия продолжительностью 20 минут по следующей схеме: сканирование, напряжение, а далее расслабление определенных групп мышц и повторное сканирование. Методы статистики: сравнительный анализ по критерию Манна-Уитни, дифференциальный анализ ANOVA (критерий Фишера) (независимая переменная: обучение мышечной релаксации — мы выделили в ней два уровня: первый — без обучения, второй — с обучением; зависимая переменная — неблагоприятные психические состояния), среднее арифметическое всех показателей, стандартное отклонение показателей, сравнительный анализ по критерию Вилкоксона. Все расчеты проводились при помощи программы STATISTICA.
Результаты: наиболее выраженные неблагоприятные состояния у офицеров запаса — нервно-психическое напряжение, монотония, пресыщение и стресс. После проведенного тренинга произошло достоверное снижение уровня монотонии и степени хронического утомления.
Вывод: метод прогрессивной мышечной релаксации (в нашей модификации) оказывает положительное влияние на такие неблагоприятные состояния, как пресыщение и степень хронического утомления, и может использоваться в качестве профилактики данных негативных состояний у офицеров запаса, проходящих обучение по военно-учетной специальности.
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обоснования педагогических условий и механизмов создания событийно организованного образовательного пространства, обеспечивающего формирование и развитие социальной ответственности и социокультурной идентичности современных подростков. Особенно остро эта проблема стоит в отношении программ поддержки и развития одаренных обучающихся, реализации их проектных активностей и социальных инициатив. В статье раскрывается типология социокультурной идентичности современных одаренных учащихся, обладающих различным опытом погружения в событийно организованное образовательное пространство. Теоретическое обоснование данной типологии, уточнение понятия «социокультурная идентичность», анализ возможностей коллективной творческой деятельности в контексте ее формирования составляют новизну исследования.
Материалы и методы. В исследовании были задействованы 53 обучающихся десятых и одиннадцатых классов. Организация исследования включала логико-психологический анализ ключевых понятий исследования, теоретическое моделирование, факторный анализ. Для эмпирической проверки типологии социокультурной идентичности использованы результаты исследования социально-психологических факторов личностной динамики одаренных подростков и старшеклассников – участников смен Международного детского центра «Артек».
Результаты. Уточнено понятие «социокультурная идентичность» личности (СКИ) – это «интегративная характеристика личности, заданная сопряженностью готовности к идентичности личности со своей культурой (субкультурой) с ее готовностью к социально-групповой идентичности, что задает открытость к личностному самоопределению и экзистенциальную открытость конструктивному социальному взаимодействию со значимыми другими». На основе теоретического моделирования и соотношения векторов готовности к культурной и социальной идентичности предложена типология социокультурной идентичности личности (ярко выраженная, ложная, незрелая, маргинальная, оптимально открытая психолого-педагогическим механизмам и условиям воспитания). Обозначены критерии СКИ.
Обсуждение и выводы. Результаты исследования позволят осуществить верификацию предложенной типологии социокультурной идентичности современных подростков и алгоритма определения обозначенных критериев СКИ. В качестве перспективы целесообразно обозначить изучение структуры социокультурной идентичности современных подростков, сравнение особенностей социокультурной идентичности как академически успешных подростков, так и демонстрирующих специальную успешность в сфере искусства.