ОЦЕНКА ТУРБУЛЕНТНОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ СРЕДЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ (2024)

В последние годы при описании состояния среды хозяйствующих субъектов все чаще используется термин «турбулентность». Анализ выявленных подходов к определению его сути дал основание трактовать турбулентность как неотъемлемую, существенную и, главное, комплексную характеристику внешней среды. Актуальность ее исследования обусловлена возрастанием скорости изменений, усложнением и ростом неопределенности, взаимовлиянием изменений в национальной экономике и ее отдельных отраслей и, как следствие, необходимостью учета уровня турбулентности при обосновании стратегических решений любого уровня. При этом в современных публикациях не удалось обнаружить исследований, сфокусированных на особенностях оценки турбулентности отрасли и, соответственно, корректных количественных подходов к ее реализации. Чтобы восполнить этот методический пробел, в качестве цели настоящего исследования принята разработка метода количественной оценки уровня отраслевой турбулентности на примере машиностроительных производств. Научная гипотеза исследования: уровень турбулентности отдельной отрасли современной российской промышленности определяется вариабельностью показателей, характеризующих ее состояние. Методами исследования послужили структурно-логический и матричный анализ, инструменты статистической обработки данных. Разработанный количественный метод оценки отраслевой турбулентности включает такие шаги, как выбор, с учетом принятых допущений, показателей оценки, обоснование решения относительно использования коэффициента вариации как инструмента оценивания их изменчивости, сбор необходимой информации, расчет и интерпретацию результатов. Апробация на примере 17 подотраслей машиностроения путем оценки турбулентности каждой за 10-летний период подтвердила выдвинутую гипотезу исследования и показала существенную дифференциацию отраслей по уровню турбулентности (отличие между максимальным и минимальным значением более чем в пять раз). Показано, что ключевую роль в формировании уровня турбулентности современной российской отрасли машиностроения играет степень ее технологичности и импортозависимости. Полученные результаты позволяют достаточно объективно оценить состояние среды различных отраслей, что должно повысить степень обоснованности принятия стратегических решений на всех уровнях хозяйствования.

Издание: JOURNAL OF APPLIED ECONOMIC RESEARCH
Выпуск: Т. 23 № 1 (2024)
Автор(ы): Вайсман Елена Давидовна, Железнова Татьяна Юрьевна
Сохранить в закладках
Исследование стратегического поведения малых промышленных предприятий в контексте концепций жизненного цикла организации и отрасли (2024)

В отличие от бизнес-моделей крупных корпораций, которые уже тщательно изучены и классифицированы, стратегии малого бизнеса остаются в значительной степени неисследованными. Статья посвящена изучению стратегического поведения малых промышленных предприятий в России в рамках концепций жизненного цикла организации и отрасли. Методологический каркас работы включает теорию стратегического менеджмента и концепцию жизненного цикла. Методы исследования – анализ панельных данных, расчет бета-коэффициента, матричный метод. Информационная база охватывает данные отчетности 134 малых предприятий из отраслей, находящихся на разных стадиях жизненного цикла: литье металлов (стадия роста) и печатание газет (стадия зрелости). Статистика для анализа извлечена из базы СПАРК Интерфакс за период 1999–2021 гг. Авторами выделены три типа стратегического поведения малых предприятий – «агрессор», «защитник» и «контрстратегия», – а также выполнена оценка их распространенности в изучаемых отраслях. Исследование показало, что зрелые малые предприятия с «агрессивным» интуитивно стратегическим поведением – пре- обладающий тип бизнеса в зрелой отрасли, в то время как для предприятий в растущей отрасли «защита» и «контрстратегия» являются ключевыми на всех этапах жизненного цикла. Этот парадокс дополнительно подтверждает валидность авторской идеи об интуитивном стратегическом поведении малого бизнеса. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории жизненного цикла малого и среднего бизнеса и стратегического менеджмента, могут быть использованы для корректировки отраслевой политики и мер государственной поддержки, а также могут быть полезны руководителям малых предприятий.

Издание: УПРАВЛЕНЕЦ
Выпуск: № 6, Том 15 (2024)
Автор(ы): Вайсман Елена Давидовна, Пылаева Ирина Сергеевна, Подшивалова Мария Владимировна
Сохранить в закладках