Представленный текст даёт развернутый очерк политического аспекта 75-летних взаимоотношений КНР и КНДР, делая акцент на правлении Ким Чен Ына. Во взаимоотношениях Китая и Северной Кореи встречали и взлёты, и падения, однако после «олимпийского потепления» 2018 года они остаются на высоком уровне. Пекин и Пхеньян снова говорят об исторической дружбе, скреплённой кровью китайских добровольцев во время Корейской войны 1950-53 гг. и не зависящей от мировой политической конъюнктуры: две страны, строящие социализм, и их правящие партии вместе строят светлое будущее. Две стороны постоянно обмениваются благопожелательными посланиями и оказывают друг другу политико-дипломатическую поддержку. К нынешнему времени отношения КНР и КНДР можно описать как тактический союз, объединенный общей угрозой и обусловленный трендами глобальной турбулентности и повышением конфронтации Китая и Запада. И хотя в двусторонних отношениях есть трудности, они имеют меньший приоритет, чем вынужденная реакция на внешнее давление, которое, с учётом тренда на усиление противостояния КНР и США, останется важным фактором региональной архитектуры безопасности. Заключение Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и последующее резкое сближение Москвы и Пхеньяна вызывает в Китае некоторое раздражение, но раздражение это распространено скорее в обществе, в том числе среди некоторых экспертов. Признаков официального недовольства и релевантных мер давления - нет. В перспективе союз продолжится, так как международная обстановка будет удерживать Китай и Северную Корею «в одном окопе». Более того, весьма вероятно, что рано или поздно Китаю придётся идти на больший уровень сближения со своими союзниками.
В мае 2022 г. президентом Республики Корея (Южная Корея, РК) стал Юн Сок Ёль, представляющий консервативные политические силы. Он выступил за скорейшую нормализацию отношений с Японией, отдавая приоритет прагматичному сотрудничеству двух стран. Консервативные правящие круги в Южной Корее демонстрируют ориентированность на развитие и углубление сотрудничества со странами коллективного Запада, включая Японию, разделяющими ценности либеральной демократии. Президент Юн Сок Ёль считает Японию «партнером», с которым можно противостоять общим угрозам, в частности в лице Северной Кореи (Корейская НародноДемократическая Республика, КНДР). Основную ставку его администрация делает на расширенное сдерживание северного соседа, в реализации которого признается роль Японии в рамках трехстороннего формата сотрудничества РК – США – Япония. При этом администрация Юн Сок Ёля подчеркивает стремление развивать с Токио отношения, ориентированные на будущее, выражая готовность не поднимать спорные вопросы исторического прошлого. Вместе с тем, проблема оценки колониального прошлого РК и вопросы выстраивания отношений с Японией являются крайне чувствительным вопросом южнокорейской внутриполитической жизни. В связи с этим актуальным представляется проследить влияние внутренней политики на курс РК в отношении Японии.
В статье показано, что японское направление политики Юн Сок Ёля – часть внутренней борьбы за формирование исторической памяти, в то время как противостояние консервативных сил дискурсу прогрессистов служит в том числе цели легитимизации политического курса действующей администрации в отношении Японии. По мнению авторов, пропагандистско-исторический нарратив президента Юн Сок Ёля свидетельствует о попытке отхода от антияпонизма как ключевого элемента идеологии. Авторы рассматривают ключевые характеристики японского дискурса президента Юн Сок Ёля, а также причины, определившие его политику нормализации и укрепления отношений с Токио. В заключение представлены оценки относительно перспектив прояпонского курса Юн Сок Ёля и отношений Сеула и Токио, в том числе в свете итогов парламентских выборов, которые прошли в РК 10 апреля 2024 г.