Цель статьи — ознакомление с понятием «мягкая сила», методиками его применения и ролью данного инструмента в решении задач мирового сообщества. Неясная и противоречивая формулировка понятия «мягкая сила» породила огромное количество мнений относительно содержания его целей, задач и инструментов. В настоящий момент, с опорой на культурную дипломатию, выстроено огромное количество рейтингов, лидерство в которых дает возможность каждой стране реализовать свои цели в международной политике. В 90-х гг. влиятельный политолог и государственный деятель США Д. Най в своей книге свободного жанра ввел довольно противоречивое понятие «мягкая сила», которое быстро распространилось в публицистике и научно-популярных статьях. Сейчас это предмет изучения науки. Многие страны соревнуются в применении этой самой «мягкой силы»: в мире работает более десятка крупных международных аналитических рейтинговых агентств. Поэтому вполне закономерно ознакомиться с тем, что вкладывает в термин «мягкая сила» его автор, и как понимают его остальные. В ходе исследования были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и дедукции. Изучение работ Ная, его предшественников и современных авторов, развивающих его идеи, показало, что «мягкая сила» — мощный инструмент влияния на массовое «мировоззрение», его могут применять правящие круги высшего уровня для продвижения своей повестки, результат же будет зависеть от их изначальных целей. «Мягкая сила» — это набор разнообразных параметров рейтингов, свое образная ревизия материальных и нематериальных ресурсов, позволяющая судить о возможности ее применения для влияния в международной политике теми или иными странами и, исходя из этого, прогнозировать мировые события. По мнению автора, понятие «мягкая сила» включает в себя идеологический инструмент, оказывающий влияние на самом высоком международном уровне — ц ивилизационном. Этот инструмент можно применить как для выстраивания взаимовыгодных культурных связей, которые позволят найти новые пути развития народов, так и использовать для манипуляции и тотального контроля путем ментального программирования огромных масс населения.
Начиная с 1950-х гг. информационные технологии (ИТ) активно внедряются во все сферы жизнедеятельности человечества, в том числе в сферу государственного управления как развитых, так и развивающихся стран. С помощью ИТ создаются государственные информационные системы (ГИС), которые облегчают принятие управленческих решений, а также обеспечивают объективность и прозрачность сбора статистической инфор - мации об их исполнении. Настоящая статья ставит своей целью ознакомить читателя с подходами, стратегиями Российской Федерации (РФ), Исламской Республики Иран (ИРИ) и Королевства Саудовской Аравии (КСА) к созданию и совершенствованию ГИС, дать объективную оценку результатам работы по внедрению ГИС, а также общее представление о созданных и функционирующих ГИС с наибольшим числом пользователей из числа граждан (подданных), иностранцев или лиц без гражданства, проживающих на территории указанных стран. В исследовании были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и дедукции. Необходимость внедрения ГИС как неотъемлемого условия развития экономики и обеспечения внешнего и внутреннего суверенитета осознана в равной степени руководством РФ, ИРИ и КСА. Однако условия для ведения данной работы сильно отличаются, что обусловлено географическими, демографическими и политическими факторами. Тем не менее, стратегии по внедрению ГИС в рассматриваемых странах имеют схожую тенденцию. Во всех трех рассматриваемых странах проделана серьезная работа в данной области, однако авторитетные международные статистические исследования не всегда учитывают реальные достижения стран. Авторами выявлены косвенные признаки искажения статистики с целью возможной дискриминации отдельных стран. По мнению авторов, необходимо создание независимого органа сбора статистики и построения общей стратегии внедрения ГИС в рамках БРИКС.