Статья посвящена анализу состояния молодежной политики в России, целью исследования является определение проблемных мест реализуемой деятельности в условиях новых вызовов. Выделены ключевые проблемы: отсутствие целеполагания и адекватных мероприятий для развития данной социально-демографической группы; неопределенность критериев эффективности; выборочный характер, в результате чего незначительная часть молодёжи вовлечена в реализуемые мероприятия. Проблемой является слабая информированность молодежи о имеющихся возможностях и реализуемых программах органами молодежной политики. Выявлено преобладание разовых мероприятий над системной деятельностью. Акцентировано внимание на необходимости разрешения существующих проблем и потребности разработки стратегии действий с четкими показателями выполнения и обозначением критериев их достижения, что может привести к повышению качества молодежной политики в России; также предложены рекомендации по совершенствованию.
Системно и подробно изложена концепция политической социализации, сформулированы ее суть и сущность. Определены основные участники данного феномена и процесса - субъекты, объекты и агенты, описаны их роли цели и задачи. Описаны условия ее эффективности и достижения соответствующей направленности. Выявлена природа политсоциализации, среда ее реализации, заинтересованные стороны, непосредственные и опосредованные участники и организаторы. Показана роль в организации процесса социализации систем общего и специального образования и массовой коммуникации. Рассмотрены этапы политической социализации человека через распространенные исследовательские концепции, использующие различные основания для своей классификации. В круге внимания находятся уровни и модели политсоциализации. Отмечено, что в рассмотренных подходах исследователей ключевым элементом является их идеологическая позиция, зачастую обусловливающая выделение сомнительных и мнимых свойств, присущих описываемым ими моделям. Указана ключевая роль политических идеологий в процессе политической социализации как индивидов, так и социальных групп.