Актуальность: Поражение головного мозга плода во время беременности – это одна из основных причин смерти и инвалидности у детей раннего возраста, а также детского церебрального паралича. У детей с детским церебральным параличом наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности, которые оказываются вторичными по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в антенатальном периоде. Цель исследования: Анализ современных методов ранней диагностики поражений ЦНС плода в антенатальном периоде. Материалы и методы: Поиск в информационных базах по заданным ключевым словам: «плацентарная недостаточность», «магнитно-резонансная томография», «нейросонография плода», «ультразвуковая допплерография», «поражения головного мозга плода» выявил 1473 статьи, посвященные проблемам диагностики поражений ЦНС плода в антенатальном периоде. После исключения дублирующих публикаций (852) и публикаций давностью выхода более 10 лет (574) анализу подлежали 47 литературных источников. В исследовании использованы информационные базы: PubMed, PubMed Central, Scopus, MEDLINE, ScienceDirect, Cochrane Library, eLibrary за период с 2014 г. до ноября 2023 г. Результаты: Магнитно-резонансная томография (МРТ) позволяет определить у плода наличие врожденных аномалий развития ЦНС, аномалий белого вещества, количество дезоксигемоглобина в нервной ткани; а также выявить плацентарные нарушения. Нейросонография является методом пренатальной диагностики, который визуализирует внутримозговые кровоизлияния, структуру коры головного мозга, сильвиевой борозды и мозолистого тела. Последовательное применение данных методов диагностики у пациенток группы риска способствует персонификации тактики ведения и родоразрешения, что в перспективе позволит снизить частоту неблагоприятных перинатальных исходов и потерь. Заключение: При помощи МРТ возможно провести не только оценку состояния ЦНС плода, но и получить представление о состоянии плаценты. Данный метод исследования позволит по-новому взглянуть на проблему хронической плацентарной недостаточности и более качественно оценить степень влияния плацентарных нарушений на состояние плода. Нейросонография, в свою очередь, является более доступным методом диагностики патологических состояний ЦНС плода, который тоже имеет высокую чувствительность в рамках выявления ишемически-гипоксического повреждения головного мозга в антенатальном периоде.
Интранатальный период является одним из самых ответственных этапов как для матери, так и для плода.
В течение процесса родов могут развиваться осложнения, которые ухудшают состояние плода и угрожают его жизни, поэтому от эффективности диагностики состояния плода зависит исход родов. Цель исследования заключалась в изучении возможностей интранатальной диагностики состояния плода на современном этапе развития науки. В работе систематически проанализированы и обобщены литературные данные зарубежных и отечественных авторов за период 1997–2020 гг. Комплексный подход оценки состояния плода в интранатальном периоде позволит оптимизировать тактику ведения родов, что в перспективе улучшит перинатальные исходы.
Цель. Сравнить результаты применения традиционных и дистанционных образовательных технологий в рамках обучения врачей акушеров-гинекологов на циклах непрерывного медицинского образования.
Методы. На базе кафедры акушерства и гинекологии с курсом дополнительного профессионального образования Башкирского государственного медицинского университета проведена оценка результативности применения традиционных и дистанционных образовательных технологий в рамках обучения врачей акушеров-гинекологов на циклах непрерывного медицинского образования. Исследование включало оценку знаний врачей акушеров-гинекологов, прошедших обучение по программе 36 часов. Было выделено две исследуемые группы. Первая группа включала 28 врачей, обучение и оценку знаний которых осуществляли преимущественно с использованием традиционных образовательных технологий. Во вторую группу вошли 30 врачей, обучение и оценку знаний которых проводили с использованием дистанционных образовательных технологий. Итоговую результативность применения исследуемых технологий оценивали на основании анализа результатов итогового тестирования и решения ситуационных клинических задач в форме общего собеседования. Результаты исследования были обработаны с помощью пакета статистических программ IBM SPSS Statistics Version 25.0.
Результаты. В ходе исследования выявлено, что применение дистанционных образовательных технологий не приводит к снижению степени обученности врачей: в первой группе она составила 70,0%, во второй группе — 60,7% (χ2=0,11, df=1, p=0,74). Между тем, дистанционный формат обучения вызывает затруднения у врачей старшей возрастной группы: в первой группе между возрастом и результативностью обучающегося существует прямая умеренная корреляционная связь (r=0,497, p=0,007), во второй группе — заметная обратная корреляционная связь (r=–0,689, p <0,001).
Вывод. С учётом полученных результатов исследования в дальнейшем следует дифференцированно подходить к формированию групп для дистанционного обучения.
Ключевые слова: акушерство, гинек