Сопоставляются современные концепции сущностных оснований формирующегося миропорядка. Анализируются вопросы исторической эволюции мироустройства. Отмечается, что заметной тенденцией современного мирового развития является укрепление возможностей стран, представляющих феномен мирового большинства, выделяются его противоречивые особенности. Раскрываются роль России как составной части мирового большинства, возможности БРИКС как перспективной переговорной платформы стран данного геополитического пространства. Обосновываются цивилизационный подход в объяснении кризиса миропорядка и стратегические нарративы России, направленные на достижение полифонического мира.
Политические перемены в мире, характер и признаки политических изменений альтернативно понимаются и интерпретируются западными и отечественными исследователями. Автор обосновывает неизбежность кризиса западной модели политического развития для России. Сделан вывод о нецелесообразности продолжать следовать в фарватере универсального процесса либеральной западной демократии и модернизации. В современных условиях наиболее перспективной, по мнению автора, может быть модель консервативной модернизации, сочетающая почвенные традиции с назревшими переменами в стране и мире. В статье рассматриваются основные компоненты государства-цивилизации, лежащие в основе цивилизационной модели политического развития России, делается вывод, что жизнеспособность России сопряжена именно с моделью государства-цивилизации. Автор пытается найти ответ на вопрос, какой должна быть адекватная данной модели общенациональная идеология. Во внешней политике заявляемый ориентир установления модели многополярного мира также корреспондирует с типом государства-цивилизации, который как концепт может транслироваться и в страны - партнеры России, выступающие сторонниками системы многополярной модели развития.
Рассматриваются наиболее актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности пограничных субъектов Российской Федерации в условиях политического конфликта вокруг Украины. Обоснованы содержание и особенности политики защиты российского-украинского пограничья, реализуемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления. Новизна исследования состоит в выявлении специфики внешних и внутренних угроз безопасности приграничных муниципальных территорий, определении ведущих тенденций в реализации политики безопасности российского пограничья. Основной вывод заключается в том, что противодействие этим угрозам требует обновленных подходов к стратегии согласованных действий всех органов публичной власти и общества.