В статьях и монографиях, посвященных истории евразийского движения, стало общим местом утверждение о том, что евразийцы испытали влияние со стороны В. И. Ламанского и унаследовали от него идею единства евразийского мира. Это утверждение кочует из одной работы в другую, причем исследователи не приводят убедительных фактов, не дают цитат, подтверждающих это мнение, предпочитая ссылаться не на первоисточники, но на других исследователей. В настоящей статье предпринята попытка подойти к проблеме рецепции идей Ламанского или их предполагаемого влияния на евразийство путем анализа корпуса географических текстов П. Н. Савицкого. Были проанализированы все его важнейшие географические, геософские, историософские и экономические работы, а также все его опубликованные письма, ранние и поздние, на предмет упоминания трудов Ламанского. В статье приводится список цитируемых и упомянутых Савицким авторов, которые оказали влияние на его творчество. Среди множества имен в работах Савицкого Ламанский упомянут лишь однажды в статье «Евразийство» от 1925 г. Другие евразийцы не могли знать трудов Ламанского, поскольку их интересы лежали в совершенно иной области. Флоровский мог быть знаком с его текстами, но в его работах, посвященных славянофильству, нет упоминаний о Ламанском. Системы Ламанского и евразийцев оказались параллельны друг другу — очерчивая одно и то же пространство идейного поля, они остались все же разными духовными мирами с минимальным соприкосновением.
Настоящая публикация посвящена малоизученным страницам истории евразийства после 1956 г., когда П. Н. Савицкий возвратился в Европу из СССР. Впервые в научный оборот вводятся архивные материалы, которые показывают рецепцию идей от первого поколения евразийцев (основоположника движения П. Н. Савицкого и первого евразийского историка Г. В. Вернадского) к советским евразийцам Л. Н. Гумилеву и его ученику А. Н. Зелинскому. В архиве А. Н. Зелинского сохранились его письма и ответы Г. В. Вернадского, с которым его, тогда начинающего ученого, заочно познакомил П. Н. Савицкий. После возвращения из мест заключения в СССР Савицкий начинает масштабную переписку, связывая ученых в Европе, СССР и в США, распространяя евразийские идеи, которые в позднее время выкристаллизовались в методологию междисциплинарных исследований, в центре которых – судьба России-Евразии, ритмы истории, архитектура, география, русская духовная культура. После кончины Савицкого Вернадский и Зелинский продолжили эпистолярное общение. Вернадский и Зелинский осмысливали вклад в науку Савицкого и саму его незаурядную личность.