Введение. Данная статья посвящена 160-летию Судебной реформы 1864 года. Реформирование современной судебной системы исторически связано с Судебной реформой Александра II, которая оказала большое влияние на процесс преобразования в сфере уголовного и гражданского судопроизводств России. Введение института принудительного исполнения в лице судебных приставов способствовало реальному воплощению в жизнь одного из главных принципов правосудия – достижения справедливости путем обязательности исполнения судебных решений.
Материалы и методы. При исследовании данной проблемы использованы материалы императорской России нормативные правовые акты, отражающие принципы устройства и деятельности института судебных приставов на рубеже XIX–ХХ веков.
Анализ. На основе Учреждении судебных установлений в статье представлен детализированный анализ результатов структуры и работы судебных приставов.
Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что создание структуры пореформенных правоохранительных органов второй половины XIX – начала ХХ вв., как для России в целом, так и для региона в частности, стало ядром «исполнительного» механизма судебной системы.
Введение. В статье рассматриваются вопросы становления и развития органов прокуратуры пореформенного периода второй половины XIX в. и их деятельности на территории Ставропольской губернии и Терской и Кубанской областей. Показаны процессы трансформации органов прокурорского надзора в соотношении с ростом преступности в регионе и стремлением местных властей к усилению состава служащих правоохранительных органов в целом и прокурорских работников в частности.
Материалы и методы. При исследовании темы использованы материалы, как центральных, так и местных архивов, а также часть источников, опубликованных в дореволюционной печати. Так, например, на основе статических данных ежегодных отчетов Министерства юстиции Российской империи о функционировании судебной системы страны в статье представлен детализированный анализ результатов их работы и сопряженной с нею деятельности органов прокурорского надзора и дана оценка как содержательной части их службы, так и численному составу.
Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что органы прокурорского надзора Северного Кавказа не только следили за исполнением российского законодательства, являясь «оком государевым», но и после проведения судебной реформы в России 1864 г. стали неотъемлемым элементом организации и проведения целого ряда уголовных и гражданских процессов, выступая в качестве стороны обвинения в суде. Состязательный процесс с участием прокурора и адвоката стал ярким примером нового пореформенного судебного законодательства, способствующего включению Северо-Кавказского региона в общероссийскую орбиту распространения гражданских прав на местное многонациональное население.