Цель статьи заключается в обосновании, определении и описании социальных функций такого социального феномена, как иноязычное образовательное неравенство. Целевая ориентация определяется, с одной стороны, недостаточной релевантностью широко распространенного типичного набора социальных функций неравенства в образовании для исследования конкретного анализируемого феномена. С другой стороны, обоснование социальных функций любого социального феномена предопределено той теоретико-методологической конструкцией, на которую опирается исследователь. При этом нельзя отрицать того факта, что осмысление роли социальных функций как внешних проявлений свойств объектов, их назначения в функционировании целостной социальной системы всегда были и остаются актуальной научной задачей. В качестве методологической основы для определения основных социальных функций иноязычного образовательного неравенства автором была использована парадигмальная функциональная сетка AGIL, разработанная Т. Парсонсом. В статье обосновывается использование этой методологической схемы для анализа социальных функций, рассматриваемого с соблюдением базовых принципов структурно-функционального анализа. Реализуя эту методологическую модель и опираясь на дедуктивную логику теоретического анализа, были выявлены основные функции иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе: селективная, регулятивная, стимулирующая и стратифицирующая. В статье описаны и охарактеризованы выявленные функции анализируемого феномена. Выводы и умозаключения подтверждены многочисленными статистическими данными и анализом результатов эмпирических социологических исследований. Проанализированные функции подтверждают вывод об объективном существовании и функциональной заданности иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе. Реализация этих функций способствует сохранению социальной стабильности общества и воспроизводству его социальной структуры.
Цель статьи заключается в определении и систематизации основных понятий и категорий, характеризующих качество результатов социологического исследования. В последние годы в научном дискурсе заметно снизилось внимание к заявленной проблеме, в то время как современная наука и практика ищет пути обоснованной оценки результатов социологических исследований. Заимствованные с Запада профессиональные стандарты качества проведения некоторых разновидностей социологических исследований не только порою противоречат отечественным требованиям и ГОСТам, но переносят оценку качества на процедурно-методический этап реализации исследовательских методик. В то время как ясные и однозначно трактуемые критерии оценки качества результатов окончательно не сформированы. Они подчеркнуто вариативны, четко не определены и противоречиво систематизированы. Методика определения основных понятий, характеризующих качество результатов социологического исследования, основывалась на теоретическом анализе сущности и содержании уже имеющихся в отечественном научном тезаурусе понятий и категорий. В дальнейшем отобранные понятия и категории систематизировались, определялись в логическую систему их взаимосвязи, детерминации и описания. Сущность и содержание используемых понятий и категорий уточнялись и формулировались автором в зависимости от структурного наполнения составленной системы, подбирались новые понятия с учетом их содержания, релевантности, обоснованности системного описания качества результатов исследовательских социологических проектов. В результате была уточнена и дополнена система понятий и категорий, определяющих качество результатов социологического исследования, разработана схема, описывающая взаимосвязанные понятия, структуру их взаимной детерминации и содержательной характеристики. Такая схема, с одной стороны, позволяет как опытным, так и начинающим исследователям системно и объективно осмысливать результаты проделанной работы. А с другой - создает понятный теоретический и методологический базис системной оценки качества исследовательских проектов.