В статье проанализированы основные подходы к изучению аутоагрессии как психологического феномена, выявлены детерминанты возникновения аутоагрессивности подростков. Показано, что в основе проявления самоповреждающего поведения лежат социально-психологические факторы, которые непосредственно связаны с условиями жизнедеятельности семьи, с характером отношений в супружеской и детско-родительской подсистемах. Наиболее вероятными в контексте появления аутодеструктивного поведения у подростков являются ригидно-разобщенные семьи, поскольку суровые методы воспитания, строгие правила, жестко соблюдающийся принцип единоначалия, страх наказания формируют чувство отверженности и безысходности, которое в сочетании с гневом вызывает вину и депрессию.
В исследовании приняли участие 480 обучающихся 7-9-х классов московских школ. Сбор данных производился с использованием опросника «Ауто- и гетероагрессии» Е. П. Ильина, методики «Изучение склонности подростков к суицидальному поведению» М. В. Горской, опросника «Взаимодействие “родитель - ребенок”» И. М. Марковской, методики «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» П. В. Трояновской. У подростков с высокой аутоагрессией преобладает высокий уровень тревожности, фрустрац ии, импульсивности. Подтверждена связь между аспектами аутоагрессивного поведения подростков и взаимоотношений подростков с родителями. Аутоагрессивное поведение прояв ляют подростки, у которых не удовлетворены потребности в принятии и одобрении родителями, во внимании, эмоциональной близости. Анализ детско-родительских отношений показал, что основные дисфункции семейных отношений связаны с высокой эмоциональной дистанцией, низким уровнем сотрудничества, высокой конфликтностью. Родители подростков с аутоагрессивным поведением проявляют высокий контроль, авторитарность, жесткие меры психологического и физического воздействия, которые виктимизируют личность подростка. Среди факторов, которые препятствуют формированию аутоагрессивного поведения у подростка, следует выделить активную родительскую позицию, внимание, поддержку, вовлеченность в жизнь своего ребенка, обоюдное доверие, высокий уровень сплоченности семьи. Доказано, что удовлетворенность отношениями в семье выступает в качестве мощного защитного фактора от аутоагрессии у подростков.
Проанализированы психологические аспекты различных подходов к проблеме взаимоотношений в семье, теоретически обоснована связь характера эмоциональных отношений и особенностей самоактуализации личности супругов. В исследовании приняли участие 100 респондентов (50 супружеских пар) в возрасте от 23 до 60 лет. Сбор данных производился с использованием опросника диагностики самоактуализации личности САМОАЛ Э. Шострома; теста-опросника удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко); опросника ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волковой. Установлено, что самоактуализация супругов является фактором позитивной динамики близких супружеских отношений, а благоприятные взаимоотношения, в свою очередь, создают условия для развития личности супругов. Наиболее определяющими характер взаимоотношений супругов являются следующие параметры самоактуализации: креативность, самопонимание, контактность, гибкость в общении. Удовлетворенность браком женщины в большей степени зависит от ее самоактуализации и других аспектов личности, нежели у мужчин. Влияние, оказываемое уровнем самоактуализации жены на удовлетворенность браком мужчины больше, чем в аналогичной ситуации с женщинами и их супругами. Выявлена специфика взаимосвязей самоактуализации супругов и их взаимоотношений в семье в зависимости от стажа семейной жизни. На разных этапах жизненного цикла семьи происходит перестройка взаимосвязей показателей самоактуализации супругов и их взаимоотношений от максимальной интегрированности к относительной автономности.