В статье с учетом особенностей китайского государственного устройства и законодательства, раскрываются основные направления современной уголовно-исполнительной политики Китайской Народной Республики, заключающейся в сочетании наказания и исправления с целью ресоциализации осужденных в контексте предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений. Среди них улучшение организации взаимосвязанного профессионального обучения и трудоиспользования осужденных; обеспечение безопасности и стабильности деятельности администрации пенитенциарного учреждения; усиление психологического обеспечения исполнения наказания и пр. Отдельно обращается внимание на повышение эффективности взаимодействия пенитенциарных учреждений с местными органами власти, хозяйствующими субъектами, образовательными и иными организациями и другими представителями общественности с целью интеграции в общество лиц после освобождения от наказания через практику их профессионального обучения и трудоустройства, оказания им социальной и иной помощи, а также контроля за их постпенитенциарным поведением.
В статье с учетом положений международных актов аргументируется необходимость разработки концептуального обоснования введения в России досудебной пробации, не включенной в Федеральный закон от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Анализируются три предыдущие законопроекта о пробации, обсуждавшиеся в нашей стране во втором десятилетии ХХI века. Рассматриваются три модели досудебной пробации, общепринятые в мировой практике, и приводятся аргументы для реализации в России ее судебной модели как наиболее отвечающей сложившейся правоприменительной практике в сфере уголовного судопроизводства.
В статье путем анализа Уголовного кодекса Китайской Народной Республики и Уголовного кодекса Российской Федерации выявляется ряд отличий в регулировании условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Особо выделяются направленность рассматриваемого институтав китайском законодательстве на предупреждение совершения новых преступлений, особенности условно-досрочного освобождения членов организованных преступных групп, а также наличие уголовной ответственности за незаконное условно-досрочное освобождение.
В статье выявляется ряд коллизий и иных недостатков законодательства, которые могут выступать коррупциогенными факторами при отсутствии надлежащего ограничения субъективного усмотрения лиц, участвующих в решении вопроса о досрочном освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью осужденного (судей, сотрудников учреждения или органа, исполняющего наказание, и пр.). Автором акцентируется внимание на отсутствии единых подходов к определению оснований освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью осужденного, порядку признания у него тяжелого заболевания, процедуре возбуждения производства по рассматриваемому вопросу в стадии исполнения приговора и т. п.
В статье описывается Прокурорский надзор за соблюдением законодательства в сфере пробации: организационно-правовые аспекты развития.