Научный архив: статьи

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ С УЧЁТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ (2025)

В условиях глобального изменения климата и стремительного роста интереса к устойчивым технологиям, электромобили рассматриваются как одно из ключевых решений для снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду. Настоящее исследование направлено на всестороннюю оценку экологических и экономических последствий использования электромобилей по сравнению с автомобилями, оснащёнными двигателями внутреннего сгорания. В работе проводится анализ жизненного цикла транспортных средств, включая производство, эксплуатацию и утилизацию, с учётом региональных различий в энергетическом миксе. Также рассматриваются аспекты совокупной стоимости владения, влияние на качество воздуха в городах, а также социально - политические факторы, определяющие динамику перехода к электрическому транспорту. Результаты исследования могут быть полезны для формирования эффективной государственной политики, направленной на развитие экологически устойчивой мобильности.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 4 (2025)
Автор(ы): Бутаков Валерий Михайлович, Киснеева Лейля Нургалиевна
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ ОТРАСЛИ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ХОЛДИНГА 1AK-GROUP (2025)

В статье рассмотрены глобальные и региональные тенденции развития аккумуляторного рынка с акцентом на сегмент систем накопления электроэнергии (СНЭЭ, ESS), стартерные и тяговые аккумуляторные батареи (АКБ). Особое внимание уделено оценке динамики рынка и рыночным драйверам. Отдельно рассмотрены перспективы развития рынка аккумуляторов в СНГ и Беларуси, а также стратегия перехода к инновационным и энергоэффективным решениям холдинга 1AKGROUP как крупнейшего белорусского производителя аккумуляторных батарей.

Издание: МЕХАНИКА МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Выпуск: № 3 (72) (2025)
Автор(ы): ЛЕМЕШЕВСКИЙ В.М.
Сохранить в закладках
СОПРЯЖЕННЫЙ МКЭ-МБЭ-АЛГОРИТМ ДЛЯ ЧИСЛЕННОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МЕХАНИКИ МАССИВОВ ГОРНЫХ ПОРОД С ПОДЗЕМНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ (2025)

В работе предложен сопряженный алгоритм, представляющий собой комбинацию метода конечных элементов (МКЭ) и метода блочных элементов (МБЭ), для моделирования механического поведения массивов горных пород в окрестности глубоких подземных сооружений. МКЭ используется для расчета напряженно-деформированного состояния (НДС) вмещающего массива горных пород и выявления зон предельного состояния (ПС) в окрестности подземного сооружения посредством использования комплексного критерия предельного состояния. В таких зонах в дальнейшем применяется МБЭ для моделирования механического состояния области массива дискретной структуры с использованием деформируемых блочных элементов, что позволяет точно описывать локализованные зоны нарушения сплошности в массиве (разрушения, сдвигов и вывалов породных масс). Эффективность алгоритма подтверждена численным решением двух классических задач геомеханики: задачи об устойчивости одиночной выработки и задачи моделирования обрушения породных масс при ведении горных работ лавами применительно к месторождениям калийных солей Беларуси. Верификация результатов моделирования данными натурных замеров показала погрешность 5–17 % в количественных показателях при адекватном качественном повторении исследуемых геомеханических процессов. Среди преимуществ разработанного алгоритма учет неоднородности породных массивов (за счет использования методов механики дискретных сред), экономия вычислительных и временных ресурсов при проведении численных расчетов.

Издание: МЕХАНИКА МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Выпуск: № 3 (72) (2025)
Автор(ы): ЛОПАТИН С.Н., ЖУРАВКОВ М.А., ПЕРЕДРИЙ П.С., АВДЕЕНКО М.А.
Сохранить в закладках
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗГИБНОГО НЕИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ВЯЗКОУПРУГО-ВЯЗКОПЛАСТИЧЕСКОГО ДИНАМИЧЕСКОГО ДЕФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОГИХ АРМИРОВАННЫХ ОБОЛОЧЕК. ЧАСТЬ 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТОВ (2025)

Выполнены расчеты и проведен анализ их результатов для случаев изо- и неизотермического вязкоупруго-вязкопластического и вязкоупругопластического изгибного деформирования цилиндрических панелей из стеклопластика, имеющих прямоугольную удлиненную форму в плане. Сравниваются пологие оболочки с традиционной 2D-структурой армирования и с пространственной 4D-структурой при одинаковом расходе волокон. Стеклопластиковые конструкции жестко закреплены по всей кромке и фронтально нагружаются избыточным кратковременным давлением высокой интенсивности со стороны вогнутой или выпуклой лицевой поверхности. Продемонстрировано, что в процессе осцилляций при отсутствии внешних источников тепла немеханического происхождения температура достигает таких пиковых значений, которые всего на 8–17 °C больше температуры естественного состояния композитной панели. Стабилизированные максимальные значения температуры (после затухания осцилляций конструкции) всего на 3–10 °C превосходят температуру естественного состояния. Пологие оболочки с 4D-структурой армирования нагреваются несколько больше, чем конструкции с 2D-структурой. Показано, что, несмотря на столь незначительный нагрев, расчет неупругой динамики таких панелей обязательно нужно проводить, учитывая не только чувствительность пластических свойств их компонентов композиции к скорости деформирования, но и температурный отклик. Продемонстрировано, что при динамическом нагружении искривленной панели со стороны любой из лицевых поверхностей в процессе осцилляций она прощелкивает в сторону вогнутости. В результате чего после затухания колебаний удлиненная цилиндрическая стеклопластиковая панель приобретает гофрированную форму со складками, ориентированными в продольном направлении. Показано, что в относительно тонкой пологой оболочке замена 2D-структуры армирования на пространственную 4D-структуру является неэффективной.

Издание: МЕХАНИКА МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Выпуск: № 3 (72) (2025)
Автор(ы): Янковский Андрей Петрович
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТА ЭЖЕКТИРОВАНИЯ НА ПАРАМЕТРЫ И ВИД ГАЗОГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ПОТОКА ВОДЫ, СОЗДАВАЕМОГО ИСКУССТВЕННОЙ КАВИТАЦИЕЙ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2025)

В данной работе представлены результаты новаторского исследования, направленного на повышение эффективности жидкостных подшипников скольжения путем применения кавитационно-волновой технологии обработки смазочной среды. Описана уникальная методика создания газогидродинамического потока в специально разработанном модельном устройстве, имитирующем гидродинамическую канавку упорного подшипника скольжения. Эта модель позволила детально изучить процессы, происходящие в подшипнике при воздействии кавитации. В ходе экспериментов были установлены важные закономерности, характеризующие изменения структуры газожидкостных потоков, распределение статического давления (разряжения) вдоль канала, расход смазки и интенсивность звуковых колебаний. Исследовано влияние таких параметров, как входное давление, расход балластной жидкости и подача воздуха в систему. Проведенный анализ позволил определить оптимальные значения этих параметров для достижения наилучших характеристик смазочного слоя. Результаты показали, что существует определенный, оптимальный для данной конструкции уровень входного давления, расхода балластной жидкости и воздуха, при котором статическое давление газожидкостной среды в канале модельного устройства распределено наиболее равномерно по длине, а звуковые колебания, отражающие эрозионное воздействие кавитации, достигают минимальных значений. Важным наблюдением стал эффект отсутствия снижения расхода жидкости при возникновении кавитации и введении балластной воды и воздуха. Это открывает перспективы применения искусственной кавитации и воды в качестве смазки для повышения работоспособности жидкостных подшипников скольжения, что может превзойти традиционные методы смазывания и материалы. Полученные данные являются основой для дальнейших исследований в области разработки подшипников с улучшенными характеристиками

Издание: МЕХАНИКА МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Выпуск: № 3 (72) (2025)
Автор(ы): ВОРОНИН Н.А.
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПО КОЭФФИЦИЕНТУ ТРЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ КОНСТРУКЦИИ РАДИАЛЬНОГО ПОДШИПНИКА ПРИ ТУРБУЛЕНТНОМ ТЕЧЕНИИ СМАЗКИ (2025)

В данной работе представлена математическая модель для анализа работы модифицированного радиального подшипника скольжения, функционирующего на истинно-вязком смазочном материале. Модифицированная конструкция подшипника отличается нестандартным профилем опоры подшипниковой втулки и наличием полимерного покрытия с осевой канавкой на поверхности вала. Разработанная математическая модель учитывает ключевые факторы, влияющие на работу подшипника: вязкость смазочного материала, параметры конструкции подшипника (включая геометрические характеристики полимерного покрытия с канавками и форму опорного профиля втулки), а также влияние тепловых и механических нагрузок на величину рабочего зазора. Для моделирования гидродинамических процессов в смазочном слое использованы методы вычислительной гидродинамики и численные методы, позволившие получить детальные данные о распределении давления и скорости. В основе математической модели лежат уравнение движения жидкого смазочного материала в приближении «тонкого слоя» и уравнение неразрывности. Валидация модели проведена путем сопоставления результатов расчетов с данными лабораторных испытаний, что подтверждает ее адекватность и применимость для анализа и оптимизации характеристик подобных подшипниковых узлов. Результаты исследования подчеркивают значительную роль ширины канавки в полимерном покрытии и адаптации профиля опорной поверхности под реальные условия эксплуатации. Полученные данные могут быть использованы для проектирования и оптимизации подшипниковых узлов с улучшенными характеристиками трения.

Издание: МЕХАНИКА МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Выпуск: № 3 (72) (2025)
Автор(ы): Болгова Екатерина Александровна, Мукутадзе Мурман Александрович
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛЯ ПОВЕРХНОСТИ В УПРАВЛЯЕМЫХ ИМПУЛЬСНЫХ РЕЖИМАХ ЭЛЕКТРОЛИТНО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКИ (2025)

Для повышения эффективности методов электролитно-плазменной обработки разработаны режимы, основанные на использовании управляемых импульсов. Режимы реализуются за счет чередования импульсов высокого напряжения, соответствующего электролитно-плазменной области, и бестоковых пауз между ними. В начальный момент включения импульса высокого напряжения действует электрохимический процесс (в стадии формирования парогазовой оболочки). Повышение эффективности импульсного процесса достигается за счет интенсивного съема металла при протекании электрохимического процесса и оптимизации продолжительности электролитно-плазменного процесса, при котором обеспечивается высокое качество поверхности. По результатам исследований установлено, что разработанный импульсный метод за счет совмещения преимуществ как электролитно-плазменного, так и электрохимического процессов обеспечивает формирование поверхности с более гладким и пологим профилем микронеровностей по сравнению с традиционной электролитно-плазменной обработкой на постоянном токе. Наличие электрохимической составляющей приводит к преимущественному растворению высоких выступов и интенсивному сглаживанию неровностей, что способствует снижению угла наклона профиля и уменьшению количества выступов на единицу длины (параметр HSC). Акцентированное растворение выступов в импульсном процессе, по сравнению с обработкой на постоянном токе, подтверждается динамикой изменения параметра Rsk, определяющего асимметричность профиля (преобладание выступов или впадин) — для импульсного режима параметр Rsk выше, что свидетельствует о более интенсивном сглаживании выступов.

Издание: МЕХАНИКА МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Выпуск: № 3 (72) (2025)
Автор(ы): КОРОЛЁВ А.Ю., ТОМИЛО В.А., НИСС В.С.
Сохранить в закладках
ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ПРУЖИННОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ (2025)

В данной научно-теоретической работе представлена концепция модульной тормозной системы низкого давления для железнодорожного подвижного состава. Эта система предназначена для эффективного регулирования скорости движения и надежного удержания состава на месте в течение длительного времени. Проведен анализ существующих тормозных систем, используемых в современных грузопассажирских перевозках. Рассмотрено их историческое развитие, выявленные недостатки и современные подходы к модернизации, применяемые различными производителями. Разработанная тормозная система получила название «модульная тормозная система» (МТС). Она отличается использованием для создания тормозного нажатия мощной сжатой пружины, а ее поворотом достигается плавное изменение тормозной силы. Существенное преимущество МТС — работа при пониженном давлении. Это не только снижает интенсивность износа компрессорного оборудования, что приводит к уменьшению эксплуатационных расходов, но и способствует существенной экономии энергоресурсов, что полностью соответствует современным мировым тенденциям в области энергосбережения. Модульная конструкция системы обеспечивает возможность интеграции в существующие системы как грузового, так и пассажирского подвижного состава. При этом сохраняется важная функция автоматического срабатывания в случае несанкционированного расцепления вагонов, что гарантирует высокий уровень безопасности.

Издание: МЕХАНИКА МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Выпуск: № 3 (72) (2025)
Автор(ы): БЫКОВСКИЙ Е.В.
Сохранить в закладках
СИСТЕМА ПОЛУНАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ КОМБИНИРОВАННЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК АВТОМОБИЛЕЙ НА ОСНОВЕ АРХИТЕКТУРЫ COMPONENT-IN-THE-LOOP С ВИРТУАЛЬНОЙ ТРАНСМИССИЕЙ (2025)

В статье предложена и верифицирована концепция системы типа Component-in-the-Loop (CiL), предназначенной для лабораторных виртуально-физических испытаний автомобильных комбинированных (гибридных) энергоустановок (КЭУ). Особенностью концепции является модульная архитектура с унифицированными способами взаимодействия между физической и виртуальной частями системы, а также между виртуальными компонентами. Основу виртуальной части CiL-системы составляет модель трансмиссии, тип которой может быть выбран в зависимости от схемы исследуемой энергоустановки. Взаимодействуя с установленными на стенде силовыми агрегатами посредством динамометров, модель согласует их нагрузочные режимы в соответствии с имитируемыми режимами функционирования КЭУ и движения автомобиля. Данный подход позволяет строить масштабируемые CiL-системы для энергоустановок с произвольным числом агрегатов. Верификация концепции выполнена посредством вычислительных экспериментов с математической моделью CiL-системы на основе КЭУ Toyota Hybrid System с двухпоточной бесступенчатой трансмиссией. Результаты моделирования показывают, что CiL-система адекватно воспроизводит работу КЭУ в заданных режимах движения автомобиля, а ее управляющая структура функционирует в соответствии с заложенными принципами и является устойчивой.

Издание: МЕХАНИКА МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Выпуск: № 3 (72) (2025)
Автор(ы): КУЛИКОВ И.А., ФИСЕНКО И.А.
Сохранить в закладках
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ФРИКЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (2025)

Рассматриваются математические и компьютерные модели, которые могут быть использованы при анализе долговечности элементов тормозных систем железнодорожного подвижного состава и систем «токоприемник - контактный провод». Представлена теоретическая модель, позволяющая оценивать значения температур, возникающих в элементах конструкции колодочного тормоза при длительном торможении. Выполнен конечно-элементный анализ пластических деформаций, возникающих в деталях дискового тормоза при его включении. Разработана связанная конечно-элементная модель взаимодействия токосъемной вставки и контактного провода, позволяющая определять температуры и механические напряжения в них при перемещении транспортного средства.

Издание: МЕХАНИКА МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Выпуск: № 3 (72) (2025)
Автор(ы): ШИМАНОВСКИЙ А.О., ГАЛАЙ Е.Э., СУХАНОВА О.А., КАПЛЮК И.И.
Сохранить в закладках
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ И ТЕПЛОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОХЛАДИТЕЛЕ МАСЛА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ: ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (2025)

В настоящей статье представлены результаты, служащие методической основой при создании цифрового двойника маслоохладителя системы смазки дизельного двигателя. На первом этапе проведена декомпозиция маслоохладителя на отдельные узлы, а также созданы математическая и компьютерная модели узлов маслоохладителя системы смазки двигателя. На втором этапе проведено численное моделирование гидродинамических и тепловых процессов при работе узлов маслоохладителя с целью верификации и валидации моделей с привлечением экспериментальных данных. На основе результатов расчетов выработаны рекомендации по повышению точности построения математической и компьютерной модели цифрового двойника маслоохладителя, а также предложены подходы к усовершенствованию конструкции.

Издание: МЕХАНИКА МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Выпуск: № 3 (72) (2025)
Автор(ы): ПОПОВ И.А., ЖУКОВА Ю.В., ЧОРНЫЙ А.Д., БАРАНОВА Т.А., КУХАРЧУК И.Г., ГУРЕЕВ В.М., МЕДВЕДЕВ В.М., ПОПОВ-младший И.А.
Сохранить в закладках
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОСЬМИОСНЫХ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (2025)

В статье рассматриваются методические подходы к оценке экономического эффекта от эксплуатации грузовых железнодорожных восьмиосных вагонов нового поколения. Отмечено, что изменение количества осей грузового вагона приводит к изменению трудоёмкости его осмотра в пути следования, что приводит к изменению расходов владельца инфраструктуры. Повышение массы грузовых поездов, вызванное увеличением грузоподъёмности восьмиосных вагонов нового поколения, предъявляет новые требования к магистральным локомотивам, так, увеличение массы поезда на Восточном полигоне свыше 7100 т приводит к необходимости использовать дополнительную секцию существующих серий локомотива или новый, более мощный локомотив. Этот фактор существенно влияет на себестоимость грузовых перевозок, что целесообразно учитывать при определении экономического эффекта от эксплуатации грузовых вагонов повышенной грузоподъёмности и осности. Также в статье отмечается, что внедрение грузовых вагонов нового поколения оказывает влияние на экономический результат не только владельца инфраструктуры и владельца (оператора) подвижного состава, но и компании-грузовладельца, приводятся предложения по оценке экономического эффекта для компании-грузовладельца.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 1 № 9 (2025)
Автор(ы): Стельмашенко Константин Владимирович
Сохранить в закладках