Представлена характеристика особенностей управления рисками проекта в условиях неопределенности. Определены усилившиеся в настоящее время проблемы экономики, что оказывает сдерживающее воздействие на устойчивость предпринимательского сектора и деятельность его субъектов. Обозначены сдерживающие факторы при разработке и реализации проектов по причине повышенных рисков, что требует выбора оптимальной методики реализации проектных решений. Важность реализации в процессе управления организацией практики проектного управления не вызывает сомнений, поскольку инвестиционные вложения дают возможность повышения инвестиционной привлекательности и, как следствие, стимулируют к развитию предпринимательской деятельности, расширению мощностей, обновлению и модернизации оборудования и т. д. Подчеркивается значимость адекватного управления рисками в проектах, особенно в условиях экономической неопределенности, которая усиливает важность выбора правильной методики для реализации проектных задач. Обоснована необходимость применения эффективных подходов к управлению рисками, что может способствовать повышению устойчивости и развитию предпринимательской деятельности, а также оптимизации инвестиционных процессов в условиях повышенной неопределенности. Выделена важность интеграции методов управления рисками в стратегическое планирование и управление проектами, особенно в сложившейся экономической ситуации. Применение систематического подхода к оценке и управлению рисками не только укрепляет позиции предприятий на рынке, но и способствует их долгосрочному развитию и конкурентоспособности. Предложены конкретные рекомендации по улучшению процессов управления рисками, что является критически важным для успешной реализации проектов и достижения стратегических целей организации в условиях неопределенности.
К нежелательным событиям на мостовых сооружениях относят наступление аварийного состояния, достижения показателей грузоподъемности на ось транспортного средства и на его максимально допустимую массу, обрушение мостового сооружения. В известных научных школах применяется 50%-ный риск для определения вероятностей нежелательных событий в виде отказов и также рассматриваются перехлесты «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей. Между тем подобные подходы для оценки предельного состояния именно мостовых сооружений по критериям допустимости риска нежелательного события, основанные на применении перехлестов «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей до настоящего времени не рассматривались. Новым является описание на диаграмме пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей объектов транспортного строительства центра пересечения, а также зон риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости), риска перенапряжения и избыточной прочности. Зона риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости) определяет влияние малых нагрузок, например тангенциальных, на существенное снижение общей способности конструкции сопротивляться нагружению. Зоны риска перенапряжения и избыточной прочности, наоборот, показывают, что перенапряжённые конструкции становятся хрупкими при приложении к ним деформаций, например температурных. В результате предложена классификация уровней риска потери несущей способности пролетных строений эксплуатируемых мостовых сооружений; дан вероятностный смысл центра равновесного состояния - центра зоны номинальной безопасности как точки пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей и решена задача о центре пересечения кривых аппроксимации гистограмм распределения нагрузок и прочности законом нормального распределения, решение которой позволяет перейти к расчету риска причинения вреда.
В процессе эксплуатации транспортно-технологических машин происходит ухудшение их технического состояния и потеря работоспособности, в том числе из-за внезапных отказов. Поддержанием и восстановлением работоспособного состояния машин занимаются службы технической эксплуатации предприятий путем применения различных стратегий технических воздействий в рамках системы технических обслуживаний и ремонтов. Оценку эффективности эксплуатации машин принято производить на основе фактических показателей надежности, основными из которых являются коэффициент готовности и средняя наработка между отказами, которые не в полной мере позволяют оценить уровень организации эксплуатации машин на предприятии. В данном исследовании для транспортно-технологических машин установлены варианты определения средней наработки между отказами и среднего времени восстановления работоспособного состояния в зависимости от технической или эксплуатационной производительности машины. На этой основе установлены четыре варианта определения коэффициента готовности транспортно-технологических машин, несущих различный технический смысл и характеризующих надежность машин в интенсивных условиях эксплуатации, при определенной стратегии технических воздействий и фактическом уровне организации технической эксплуатации на предприятии. В результате анализа показателей надежности транспортно-технологических машин разработано предложение о проведении оценки эффективности эксплуатации машин на предприятии по критерию надежности с учетом финансовых затрат на восстановление работоспособности машин после внезапных отказов на основании дополнительного критерия - «показателя весомости внезапного отказа» транспортно-технологических машин. Предлагаемый показатель учитывает коэффициент готовности, определенный на основании наработки между отказами по эксплуатационной производительности машины и общего времени восстановления ее работоспособного состояния, а также коэффициент, учитывающий размер затрат на восстановление работоспособности относительно балансовой стоимости машины. Показатель весомости внезапного отказа не противоречит общепризнанным теориям, в том числе теории риска, и может быть использован для оценки уровня надежности машин, обеспечиваемого принятой на предприятии стратегией технических воздействий в рамках системы технических обслуживаний и ремонтов.
Предлагаемый метод управления инновационными и страховыми рисками в транспортном строительстве заключается в количественной оценке вклада продуктовых и технологических инноваций в экономическую эффективность инновационно-инвестиционных проектов транспортного строительства и развития сети автомобильных дорог для повышения качества транспортной инфраструктуры. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Его преимуществом является то, что он базируется на методах разработки технико-экономической и бизнес-оценки, а также реализации инноваций, обеспечивающих экономию ограниченных ресурсов и повышение транспортно-эксплуатационных показателей транспортных сооружений на всех стадиях их жизненного цикла при реализации проектов в условиях экономической неопределенности и меняющихся условий эксплуатации в связи с появлением новых расчетных нагрузок и увеличением интенсивности транспортных потоков. Установлен перечень факторов, сдерживающих применение инновационных материалов и технологий при реализации проектов строительства транспортных сооружений с требуемыми показателями долговечности и безотказности. Инновационный риск в транспортном строительстве может быть оценен вероятностью и среднеквадратическим отклонением ожидаемого от продуктовой или процессной инновации дохода. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Впервые разработаны интегральный и дискретный виды расчетных формул вычисления риска через площадь «хвоста» гистограммы распределения. Авторы впервые предлагают расширить перечень этапов жизненного цикла транспортных сооружений этапом технического перевооружения, где как раз и может быть реализован риск-ориентированный подход, требования к исполнению которого установлены Налоговым кодексом. Методы оценки эффективности процесса управления на основе теоретико-вероятностного подхода предлагается рассматривать на основе оценки утолщенности и укороченности хвостов распределений управляемого и неуправляемого процессов.
Представлены обобщенные сведения о чрезвычайных ситуациях и пожарах, зарегистрированных в Российской Федерации в 2024 году. Проведен анализ динамики, структуры и последствий техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, а также пожарной обстановки. Отмечены расхождения между снижением общего числа происшествий (чрезвычайных ситуаций) и ростом тяжести их последствий. Особое внимание уделено выявлению факторов, влияющих на эффективность реагирования, включая межведомственное взаимодействие и временные характеристики оперативных мероприятий. По итогам анализа обозначены ключевые вызовы в сфере предупреждения и ликвидации происшествий (чрезвычайных ситуаций) и определены направления, требующие совершенствования.
В статье развивается проблематика критического освоения понимания принципов права. Автор осмысливает изменение принципов права в условиях быстротечности явлений и событий. В современном обществе риска ускорение реальности с помощью новых технологий отражается на динамике правовых принципов. В постоянно изменяющейся обстановке законодателем применительно к эволюционирующим условиям адаптируются не только правовые нормы, регулирующие объективно нуждающиеся в этом общественные отношения. Правовые принципы как более стабильные по отношению к нормам элементы права также подвержены развитию. В статье на примере развития основных принципов противодействия терроризму продемонстрирована их динамика в обстановке скоротечности реализации рисков. Критически проанализировано отражение правовой конструкции правовых принципов регулирования общественных отношений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в действующем законодательстве. Проведенный анализ показывает не только важность опоры на одни принципы международного права в правовом регулировании в этой сфере, но и значимость конституционно-правовых принципов, выработанных в Конституции Российской Федерации и активно внедряемых в России в последнее десятилетие. Эскалация рисков в условиях повышения конфронтации в мире создает правовые проблемы безопасности, включая правовые риски, что требует корреляции принципов права с динамикой рисков.
В статье представлено исследование концепта RISK в англоязычной профессиональной картине мира, основанное на дефиниционном анализе лексем, репрезентирующих данный концепт в дискурсе страхового права. Исследование направлено на выявление семантических характеристик и контекстуальных вариантов репрезентации концепта RISK, что способствует систематизации существующих знаний о нем и определению его значимости в юридическом дискурсе. Проведенный лексикографический и сочетаемостный анализ лексем, вербализующих концепт RISK, позволил выявить ряд концептуальных признаков, образующих разные слои исследуемого концепта, а также продемонстрировал разнообразие терминологических словосочетаний, содержащих лексему risk и участвующих в передаче дополнительных концептуальных признаков. Полученные в ходе исследования результаты дают полное основание рассматривать концепт RISK одним из ключевых концептов сферы страхового права, лежащих в его основе. Дальнейшее исследование концепта RISK будет способствовать расширению теоретических представлений о нем как важном элементе англоязычного юридического дискурса в целом и страхового права в частности, а также повышению эффективности функционирования страхового права.
В статье рассмотрена проблема измерения рисков и угроз, создаваемых природой и особенностями человеческого фактора и влияющих на эффективность и безопасность деятельности на микроуровне экономики, в частности, в среде научно-проектных организаций при разработках проектов реставрации на объектах недвижимого культурного наследия, что расположены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Проведен литературный обзор источников, освещающих изучаемую проблему. Сформулирована цель исследования, состоящая в попытках измерения влияния рисков ЧФ на эффективность научно-проектных работ, и намечены задачи, решение которых позволит достичь поставленной цели. Объектом предметного исследования назначена оценка комплексного ущерба и косвенных потерь, а предметом определены процедуры измерения эффектов указанных рисков. Определены методы и инструментарий намечаемого исследования. Получен ряд промежуточных авторских результатов, уточняющих природу человеческого фактора, понятийный аппарат тематики, классификацию рисков, угроз и опасностей, которые могут нанести заметный ущерб экономическому субъекту, вред его рыночной активности, урон его деловой репутации и стоимости брэнда. Проведено обсуждение частичных результатов, сделано несколько этапных выводов. Намечены направления дальнейших совместных исследований авторов статьи, которую можно счесть стартовой и началом пути в системном изучении проблемы угрозометрии со стороны человеческого фактора.
Предметом исследования является социально-психологическая безопасность студентов в образовательной среде вуза. Современный мир характеризуется высокой степенью изменчивости, динамичности и непостоянства, что проявляется в ускоренном развитии технологий, в разных социальных изменениях, в глобализации, в экологических вызовах и других ежедневных и ежечасных переменах. Актуализируются исследования в области безопасности на разных уровнях анализа. Цель статьи - изучить взаимосвязь социальной безопасности и личного благополучия студентов в образовательной среде вуза. Вуз является важнейшим институтом социализации студентов, где у них происходят значительные изменения в личности, выстраивается план дальнейшей жизни, происходит вхождение в профессиональное сообщество, поэтому важно и необходимо поддержание обстановки в образовательной среде вуза, способствующей ощущению безопасности студента в контексте их личного благополучия. Существует потребность социологического исследования взаимосвязи социальной безопасности и личного благополучия студентов в образовательной среде вуза. Важным этапом при изучении данного вопроса, заключается в апробации разработанной методики, поэтому в 2024 году было проведено пилотажное исследование, выбран количественный метод сбора информации - опрос, в форме анкетирования. Информационную базу исследования составили данные социологического опроса студентов Алтайского государственного университета. Новизна исследования заключается в расширении представлений о социальной безопасности студентов в образовательной среде вуза. Ключевые результаты проведенного пилотажного исследования состоят в следующем: существуют различия восприятия факторов обеспечения социальной безопасности студентами с разными уровнями личного (психологического) благополучия: успеваемость, риски образовательной среды, динамика здоровья, представления о здоровом образе жизни. Студенты с высоким уровнем (личного) психологического благополучия лучше учатся, реже становятся жертвами кражи, чаще соблюдают правила личной безопасности, проявляют бдительность, у них лучше здоровье, много знают о здоровом образе жизни. Студенты с низким уровнем (личного) психологического благополучия хуже успеваемость, рискуют стать жертвами кражи, здоровье в процессе обучение ухудшилось, меньше знают о здоровом образе жизни.
В настоящий момент проблема преодоления личностью последствий попадания в сложную (трудную) жизненную ситуацию, включая риск развития постравматического стрессового расстройства (ПТСР) является чрезвычайно актуальной, в том числе в связи с проведением СВО и иными социально-психологическими факторами. Предмет исследования - психологические закономерности, связанные с нахождением в трудной (сложной, стрессогенной) жизненной ситуации. Объект исследования - студенты МГУ им А. И. Куинджи (г. Мариуполь) и Герценовского университета (Санкт-Петербург). Целью настоящей работы является прояснение взаимосвязи степени риска развития ПТСР в трудной жизненной ситуации, сопряженной с нахождением в зоне военных действий, стратегий совладания, защитных механизмов и других проявлений личности, включая особенности сна и сновидений, а также идентификация соответствующих различий между жителями Мариуполя и Санкт-Петербурга. В рамках исследования использовались методы тестирования, анкетирования, математической статистики, интерпретации. В числе использованных методик: Опросник на скрининг ПТСР; методика А. Лазаруса «Стратегии совладающего поведения» (ССП); опросник структуры психологических защит М. Бонда, шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера; Госпитальная шкала тревоги и депрессии. Полученные результаты дают возможность подтвердить сделанные в рамках пилотажного исследования выводы, согласно которым высокий риск развития ПТСР взаимосвязан со стратегией «бегства-избегания» и неадаптивными защитными механизмами, и, напротив, развитие субъектности личности взаимосвязано со зрелыми стратегиями совладания и защитными механизмами. Также исследование показывает, что пережившие опыт нахождения на территории военных действий жители г. Мариуполь, в целом, и, в особенности, выбравшие профессиональную траекторию обучения психологии, выработали адаптивную модель совладания со стрессогенными факторами трудной (сложной) жизненной ситуации (в сравнении с жителями Санкт-Петербурга). Результаты исследования можно использовать как в практике психокоррекции личности и воспитательной работы, так и в области прикладной социальной психологии.
Введение. Современные глобальные политико-экономические события вызывают необходимость в формировании новых моделей и схем создания и капитализации технологических новаций. Возрастает значимость наиболее быстрого и наименее болезненного достижения результата, повышения управляемости технологическими изменениями. Аналитический инструментарий оценки реализуемости проектов требует уточнения. Более ранние исследования вопроса рисковости цифровых проектов, как правило, касались выделения либо отдельных рисков, либо групп, видов рисков и оценки их влияния на проект; вопрос оценки взаимного влияния разных рисковых факторов в разрезе долгосрочного потребления продукта был изучен недостаточно. Цель. В статье сделана попытка формирования концепции риск-ориентированного сценарного планирования, предусматривающего оценку проектных альтернатив с учетом влияния полярных значений, выявленных для конкретного проекта факторов. Определены 5 основных факторов и глобальных угроз новой нормальности: социальное дистанцирование, цифровое неравенство, поляризация рынка труда, регуляторные требования и экосистемные факторы. Анализ взаимосвязи факторов определил причинно-следственные связи между ними. Методы. Для целей исследования использован метод сценарного планирования (контрастных сценариев). Результаты. Исследование заключает, что для принятия решений о запуске инвестиционного технологического проекта необходимо сформировать от 4 до 10 контрастных сценариев, предусматривающих высокие и низкие значения выбранных факторов. Выводы. Целесообразно создать банк знаний корпорации по цифровым проектам технологического предпринимательства, который проектируется при помощи разработки классификаторов промышленных инвестиционных проектов и формирования типовых перечней значений факторов при помощи онтологических моделей предметной области. Актуализация банка должна проводиться в соответствии со средней продолжительностью жизненного цикла цифровых технологий. Результаты исследования призваны повысить реализуемость технологических проектных инициатив, могут быть использованы корпорациями при анализе и выборе инновационных цифровых проектов.
Целью работы является оценка изменений ветрового режима в морях России и выявление районов судоходства и рыболовства, в которых повторяемость опасных ветров статистически показала тенденции к повышению. Оценка выполнена на основе данных глобального атмосферного реанализа ERA-5 о среднечасовой скорости ветра в 1991-2020 гг. Методика исследования предполагала использование стандартных статистических методов обработки данных.
Результаты оценки роста штормовых рисков по всем морям России представлены в виде итоговой таблицы.
Подтверждено, что ветровой режим в российских морях не является стационарным и реагирует на глобальные климатические изменения. Наиболее динамичные изменения ветровой обстановки происходят в открытых морях (Берингово, Баренцево), имеющих свободное сообщение с внешними морями и океанами. Наибольшие риски для судоходства и рыболовства, связанные с повышением повторяемости опасных ветров при средней или высокой климатической норме данного показателя, выявлены в следующих районах: северо-восточная часть Черного моря, включая подходы и портам Новороссийск, Туапсе, район Керченского пролива (зимний сезон); Балтийское море, в том числе трассы центральной части моря и Финского залива (зимний сезон); Баренцево море (зимне-весенний сезон); юго-западная часть Берингова моря, включая участки трансокеанских трасс (зимний сезон); северо-западный сектор Тихого океана, включая участки судоходных трасс и районы промысла у восточных побережий Камчатки и Курильской гряды (зимне-весенний сезон).
Отмечается, что экипажам морских судов и персоналу судоходных компаний предложено учитывать возрастающие штормовые риски при планировании навигации в указанных районах (особенно с суровым климатом) и принимать меры по их минимизации, в том числе предусматривать альтернативные маршруты переходов.
Обращается внимание на то, что особую важность приобретает качество подготовки судовых экипажей при плавании в условиях шторма, обледенения, отказа рулевого управления, оказании помощи судам, терпящим бедствие.