Научный архив: статьи

Гибридные правовые режимы: проблемы обеспечения занятости (2025)

Приводятся результаты исследования доктринальных проблем особого вида специального смешанного временно действующего, в том числе на ограниченной территории, межотраслевого (междисциплинарного) правового режима, вынужденно оперативно формируемого государством в ответ на не спрогнозированную заранее и не обеспеченную нормативными правовыми средствами противодействия угрозу масштабного нарушения прав граждан и безопасности государства, называемого гибридным правовым режимом. Рассмотрение его особенностей в контексте обеспечения занятости и социальной защиты позволило обосновать вывод о том, что элементами фундамента гибридных правовых режимов должны стать базирующиеся на закрепленных в Конституции РФ традиционных духовно-нравственных ценностях институты, исторически обусловившие возникновение трудового права как самостоятельной частно-публичной отрасли, распространяя их на новые формы организации труда: охраны труда, социального страхования и социального партнерства.

Издание: ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ
Выпуск: Том 9, № 3 (2025)
Автор(ы): Чуча Сергей Юрьевич
Сохранить в закладках
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ УСТОЙЧИВОМ КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ: ИДЕОЛОГИЯ МЯГКОГО И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (2023)

Традиционная для российского предпринимательства благотворительность, наряду со спонсорством и меценатством исторически базировались на идеологии, уходящей в догматику христианских добродетелей, сегодня вытесняемой идеологией pr-стратегий и, в меньшей степени, устойчивого развития. В России сформирована правовая основа и институциональная среда для корпоративной и иной благотворительной деятельности, потребность в их совершенствовании существует, но производна не столько от дефектов или недостаточности законодательства, сколько от слабости гражданского общества, падения авторитета традиционных ценностей и меркантильного понимания целей устойчивого развития как pr-стратегии. Корпоративная благотворительность, как и благотворительность в целом, была и остается исключительно добровольной, не предполагая императива государства, которое лишь пресекает попытки и практики использования благотворительности для прикрытия незаконной деятельности. В корпоративном сегменте приоритет остается за нормами мягкого регулирования, добровольно принимаемым предпринимательским сообществом. В рамках концепций корпоративной социальной ответственности благотворительность включается в стратегии устойчивого корпоративного управления, которое также во многом регулируется повсеместно признанными, но все же мягкими нормами. Развитие рассматриваемого социально-правового института в большей степени зависит от проникновения в предпринимательскую среду идеологии и целей устойчивого развития социальной рыночной экономики, понимания осознание ответственности в сфере. Возможности правового регулирования в данном случае востребованы для обеспечения свободного функционирования институтов гражданского общества, а также государственного стимулирования благотворительной деятельности. В этом смысле рекомендовано дополнить Указ Президента России от 9 ноября 2022 г., включив благотворительность, а перечень традиционных ценностей (п.5), к которым она, безусловно исторически, ментально и традиционно относится.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 6 (2023)
Автор(ы): Петрова Алина Викторовна
Сохранить в закладках
Стратегия апелляции к смущению / чувству вины (2024)

Введение. Статья посвящена комплексному анализу одной из наиболее эффективных стратегий технически опосредованного мошенничества, а именно Стратегии апелляции к смущению/чувству вины. Актуальность исследования основана на отсутствии научных работ, дающих комплексное представление о механизмах и коммуникативных инструментах, используемых в процессе осуществления манипулятивного воздействия и создания у жертвы мошенничества различных эмоциональных состояний. Целью исследования является описание этапов воздействия на жертву и подробное раскрытие характеристик каждого этапа в цепочке формируемых мошенником эмоций.

Материалы и методы. Проанализированы сообщения, размещаемые пользователями социальных сетей, тематических форумов, сайтов развлекательного характера, публикации пресс-служб ведомств на их официальных сайтах, тексты расшифровок видео по тематике мошенничества и комментарии к данным видео, размещенные на популярных видеохостингах, а также эмпирический материал, извлеченный из баз данных. В ходе проведения исследования использовались следующие методы анализа: сплошная выборка, обобщение, интерпретация, анализ и сравнение данных.

Анализ. Изучены особенности формирования специфического психологического состояния жертвы в ходе осуществления деструктивного коммуникативного воздействия. Систематизированы средства, используемые злоумышленником для создания соответствующего состояния, выявлены используемые темпоральные факторы, лексическая специфика, риторические приемы.

Результаты. Исследование позволило установить, как эксплуатация традиционных ценностей влияет на эффективность реализации данной стратегии в рамках мошеннического дискурса. Рассмотрены общие характеристики стратегии, выделены коммуникативные средства, специфичные для нее.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 11, № 4 (2024)
Автор(ы): Смирнова Ирина Валерьевна
Сохранить в закладках
Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей и готовность учащейся молодежи к их восприятию (2025)

Учащаяся молодежь является активным субъектом в процессе формирования традиционных ценностей, от позиции которого во многом зависит результат работы. Цель — установление степени готовности молодежи к признанию значимости традиционных ценностей в развитии современного общества. Материалы и методы. В качестве метода получения эмпирических данных был выбран опрос в форме анкетирования. Опрос проводился в апреле–мае 2024 г. Участвовали 216 респондентов, что составляет около 20% генеральной совокупности. Применялась случайная выборка. Среди опрошенных юноши составляли 48,1%, девушки — 51,9%. Возраст респондентов от 18 до 23 лет. Результаты и обсуждение. Среди опрошенной молодежи имеют широкое распространение гуманистические представления. Выявлено признание важности материального благополучия. Ценность патриотизма в целом нуждается в повышении признания. Низкий уровень признания получили ценности исторической памяти и служения Отечеству. Высокую значимость в формировании патриотического сознания, по мнению молодежи, имеют факторы, напрямую связанные с благополучием граждан. Словесная манифестация религиозности подтверждается менее чем в трети ответов на вопросы о ценностном и практическом ее воплощении. Выводы. Формирование традиционных ценностей в молодежной среде является сложной педагогической задачей в силу специфики аудитории. Молодые люди осознают свои собственные представления и ценностные предпочтения, критично воспринимают деятельность, направленную на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Поэтому перед научно-педагогическим сообществом стоит задача поиска оптимальных форм такой работы с учетом специфики молодежной аудитории.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Автор(ы): Морозов Андрей Анатольевич, Денисенко Снежана Валентиновна
Сохранить в закладках
Влияние традиционных ценностей на развитие принципов жилищного права Российской Федерации (2024)

В статье в контексте развития принципов жилищного права проанализированы такие традиционные ценности, как жизнь, достоинство, права и свободы человека. Сделан вывод о том, что одним из главных аспектов поддержки традиционных ценностей в жилищном праве является защита интересов семьи. В качестве основного способа решения жилищной проблемы автор предлагает рассмотреть возложение соответствующих обязанностей на государство, которое должно создать необходимые условия для реализации гражданами права на жилище. Автор заключает, что проблема ценностного отбора непосредственно связана с формированием целостной системы правовых принципов, что возможно лишь путем целенаправленной государственной правовой политики. Значительная часть населения испытывает серьезные трудности с приобретением жилья. С учетом приверженности государства принципам социальной ответственности особую важность имеет забота обо всех гражданах, а не об их отдельных категориях. Автор делает вывод о том, что государство должно законодательно гарантировать право каждого человека на жилье, отвечающее минимальным стандартам для достойной жизни, возложив на себя соответствующую обязанность. Для решения выявленных проблем требуется разработка дополнительных мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровне.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА. УПРАВЛЕНИЕ. ПРАВО
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Ключникова Ярославна А.
Сохранить в закладках
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ НА БАЗЕ ИСЛАМА В УСЛОВИЯХ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ (2025)

Статья посвящена комплексному рассмотрению проблемы укрепления национальной идентичности России на основе исторически сложившихся духовных ценностей, при этом особое внимание уделяется роли ислама в условиях конфессионального многообразия и светского характера государства. Автор ставит цель - выявить институциональные механизмы и общественные практики, способствующие сохранению и защите русской культуры и традиций, а также анализирует потенциал и ограничения интеграции ислама в общенациональную идентичность. При этом подчеркивается важность системных мер государственного регулирования, образовательной и миграционной политики, а также информационного сопровождения с целью предотвращения радикализации и сохранения приоритета русских ценностей. Значимость темы объясняется тем, что, с одной стороны, Россия исторически отличается многонациональным и многоконфессиональным составом, где ислам традиционно занимает весомое место; с другой - растущая глобализация, миграционные процессы и риск экстремистских проявлений ставят перед российским обществом задачу эффективно оградить свою культурную и цивилизационную самобытность от возможного негативного влияния внешних факторов. В заключение обосновывается необходимость сбалансированного подхода, сочетающего поддержку исконных религиозных конфессий и защиту русских духовно-культурных ценностей, что позволит гармонично укреплять национальную идентичность России без чрезмерного влияния ислама на общественно-политические процессы и традиционный уклад страны.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Олимзода Сорбони Шамсиддин
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК ИСТОЧНИК ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2025)

В статье представлены результаты прикладного исследования социальных медиа как одного из источников ценностных установок российской молодежи. Анализ информационных потоков в социальных медиа позволил выделить два основных типа сообществ: прогосударственные, которые являются цифровым плацдармом для продвижения ценностей, соответствующих указу Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а также оппозиционные сообщества, в т. ч. цифровые ресурсы ЛОМов и иноагентов, формирующие контрценностные потоки, базирующиеся на западных ценностях и нацеленные на вовлечение молодежи в них.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Давыдова Мария Александровна
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЯН (2024)

Рассматриваются основания и дискуссионные стороны социальной рекламы как фактора формирования мировоззренческих установок и ценностных ориентаций россиян в настоящее время в рамках реализации «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Национального проекта «Демография». На основе анализа демографических показателей государственной статистики обосновывается необходимость особого внимания к формированию традиционных семейных ценностей в российском обществе как основы развития современного социума. Одним из действенных инструментов реализации информационно-коммуникационной политики по сохранению и укреплению традиционных семейных ценностей при формировании ценностных ориентаций россиян является социальная реклама. Анализируются различные аспекты социальной рекламы как многогранного и сложного явления. Социальная реклама традиционных семейных ценностей анализируется в рамках национальных проектов с учетом соответствия направленности социальной рекламы, выявленной в ходе исследований российского социума. Контентанализ содержания социальной рекламы семейных ценностей выявил региональное разнообразие и одновременно ограниченность информационного наполнения рекламных посланий, реализуемых за последние годы в российском обществе. Анализ результатов реализации социальной рекламы семейных ценностей показал первоначально низкую эффективность рекламных компаний, проводимых в каждом регионе самостоятельно властными структурами в рамках Национальных проектов. Обосновывается необходимость усиления государственного контроля разработки и размещения социальной рекламы в рамках реализации рекламных кампаний. Анализируется опыт централизации разработки и размещения социальной рекламы традиционных ценностей в рамках Национального проекта «Демография» с учетом предпочитаемых россиянами актуальных направлений социальной рекламы, выявленных в исследованиях ВЦИОМ.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Толмачева Светлана Владимировна
Сохранить в закладках
II МЕЖДУНАРОДНЫЙ БУДДИЙСКИЙ ФОРУМ: ТЕМА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ (2025)

В статье рассматриваются мероприятия в рамках проведения II Международного буддийского форума в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) как события, целью которых является укрепление и сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей. Вместе с тем авторы рассматривают, как через риторику сохранения традиционных ценностей и общность буддийской традиции укрепляются уже существующие международные контакты с государствами Азии и создаются новые гуманитарные соглашения, а также оценивают перспективы создания международного альянса, где общим фундаментом станет понимание необходимости сохранения и защиты традиционных ценностей.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Давлетшина Диана Азатовна, Сукиасянц Николь Николаевна
Сохранить в закладках
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИСКУРСА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (2025)

Автор определяет, что ценности современной российской молодежи носят двойственный, гибридный характер, сочетая в себе традицию и модерн. Эффективность конкурирующих дискурсов в формировании образа будущего определяется масштабом и глубиной дискурсивных предпочтений референтных групп сверстников в онлайн- и офлайн-коммуникациях. Эффективность трансляции цивилизационного дискурса в рамках учебного курса «Основы российской государственности» зависит от объема пересечения (конгруэнтности) подмножества ценностей, транслируемых в учебном пособии, и подмножества ценностей молодежи. Ценностная основа образа будущего учебного пособия представляется как традиционная, консервативная, цивилизационная, суверенная, религиозная, патриотичная, антизападная. Она акцентирует достоинства исторического прошлого Российской империи. Цивилизационный дискурс в меньшей степени обращается к модернистскому блоку традиционных ценностей, таких как «жизнь», «права и свободы человека», «гуманизм». Эффективность цивилизационного дискурса в формировании образа будущего можно повысить путем интеграции доминирующих ценностей молодежи в привлекательные среднесрочные/долгосрочные нарративы и образы, основанные на гибридном сочетании элементов модерна и традиции.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): Расторгуев Сергей Викторович
Сохранить в закладках
СМЫСЛЫ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОФИЦИАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ (2025)

В статье методом дискурс-анализа исследованы смыслы традиционных духовно-нравственных ценностей, представленных в Конституции России, документах стратегического планирования и посланиях Президента России. На основе выявленных смыслов 17 духовно-нравственных ценностей были разделены на 3 группы. К собственно традиционным ценностям отнесены: патриотизм; служение Отечеству и ответственность за его судьбу; высокие нравственные идеалы; крепкая семья; приоритет духовного над материальным; милосердие, коллективизм; справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение. К модернистским ценностям отнесены: жизнь; права и свободы человека; гуманизм. В категорию переходных от собственно традиционных к модернистским ценностям попали: достоинство; гражданственность; созидательный труд; историческая память и преемственность поколений; единство народов России. Автор делает вывод, что объединение в одно множество ценностей трех различных групп позволяет проводить гибкую политику в зависимости от актуальных контекстов, внутренних и внешних вызовов.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Автор(ы): Расторгуев Сергей Викторович
Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ЯДРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2025)

В статье анализируются современные исследования ценностного ядра российской молодежи. На основе применения количественных и качественных методов российские исследователи выявили ценности и ценностные ориентации молодежи в период 2019-2023 гг. На основе анализа контента сообществ в социальной сети ВКонтакте и мессенджере Telegram в 2023-2024 гг. исследователи Финуниверситета определили иерархию ценностных ориентаций различных типов молодежных сообществ. Метаанализ литературы показал, что в ценностное ядро входят такие ценности, как любовь, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, права человека, свобода, справедливость, развитие, безопасность, самореализация. Исследователи Финуниверситета подтвердили присутствие в иерархии молодежных ценностей свободы, справедливости, безопасности, самореализации, здоровья, материального благополучия. Одновременно была установлена высокая значимость ценностей гедонизма, патриотизма, творчества, разнообразия, открытости западной культуре. Можно сделать вывод о гибридном характере ценностного ядра современной российской молодежи. Оно включает в себя как традиционные, так и модернистские ценности.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Расторгуев Сергей Викторович, Сучилина Анна Александровна
Сохранить в закладках