В статье, используя метод анализа предлагаемых административно-правовой наукой концептуальных подходов в вопросе формирования современной отрасли административно-процессуального права, рассматриваются проблемы соотношения понятий «административный процесс» и «административное производство». Административное производство рассматривается нами в виде самостоятельной процессуально-правовой формы (конструкции), являющейся, с одной стороны, частью системы административного процесса, с другой – имеющей свое содержание и структуру. Административное производство как процессуально-правовая конструкция с позиции широкого методологического подхода представляет собой две части: регулятивную (регламентарную, неюрисдикционную) и правозащитную (правоохранительную, юрисдикционную). Каждая из частей в своем содержании представляет собой однородную административную процедуру, имеющую свои особенности. Обосновывая необходимость правового регулирования, автор предлагает для формирования современной доктрины административно-процессуального права одновременное принятие законов «Об административных процедурах» и «Об административном производстве».
Статья посвящена проблеме терминологической неопределенности и отсутствия единой классификации криптовалют и цифровых активов в современном российском законодательстве. Несмотря на принятие Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в правоприменительной практике остается множество спорных вопросов относительно правового статуса криптовалют и их места в финансовой системе. В статье проанализированы существующие подходы к определению цифровых активов в российских и международных нормативных актах, а также в научной литературе. Отмечено разнообразие классификаций и функциональных характеристик, присущих различным видам криптовалют и токенов. Выявлены ключевые противоречия между децентрализованной природой криптовалют и попытками государственного регулирования. Сформулированы авторские определения цифровой валюты, криптоактива и криптовалюты, учитывающие технологические, экономические и правовые аспекты. Предложены рекомендации по совершенствованию законодательства и выработке согласованных стандартов в сфере цифровых финансовых активов. Авторы подчеркивают необходимость достижения баланса интересов государства, бизнеса и общества для успешного развития цифровой экономики в России.
Цель исследования. Целью настоящего исследования является анализ и сравнение действующих международных и российских нормативно-правовых актов, регулирующих сферу охраны труда и здоровья работников угольной отрасли, выявление недостатков и выработка рекомендаций по совершенствованию российского законодательства. Помимо российского законодательства для регулирования охраны труда и здоровья работников угольной промышленности значительную роль играют международные правовые нормы, которые вырабатывались десятилетиями и аккумулировали в себе наиболее ценный и значимый опыт различных национальных норм. В статье выявляются современные тенденции и приоритеты, дается оценка соответствия национального законодательства в области охраны труда международному, выявляются достоинства и недостатки. Разработка и принятие новых национальных нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности в соответствии с учетом мировой практики должны способствовать повышению производительности труда угольных предприятий и увеличению их конкурентоспособности.
Цель данного исследования заключается в проведении анализа современного состояния правового регулирования оценки результативности и эффективности технологической политики Российской Федерации, в том числе в сфере развития искусственного интеллекта и в разработке предложений по формированию комплексной системы такой оценки для повышения действенности инструментов государственного управления.
Методы исследования включают формально-юридический метод, который применялся для анализа системы нормативного правового регулирования как в сфере технологической политики в целом, так и в отношении инструментов государственного управления для развития искусственного интеллекта, сравнительно-правовой анализ существующих и проектируемых элементов оценки результативности и эффективности в отношении технологической политики в целом и развития искусственного интеллекта в частности, а также метод правового моделирования для разработки соответствующих рекомендаций по развитию указанной оценки результативности и эффективности.
Результаты исследования показали, что действующее правовое регулирование не содержит единого подхода к оценке результативности и эффективности мер государственной поддержки и стимулирования технологического развития в целом и развития искусственного интеллекта в частности, ориентированной на достижение конечного общественно значимого результата такого развития (технологическое лидерство России, в том числе в сфере искусственного интеллекта). Выявлена терминологическая неопределенность и преобладание оценки выполнения плановых мероприятий над оценкой их реального вклада в достижение и обеспечение технологического суверенитета и технологического лидерства России.
Выводы исследования заключаются в том, что для достижения и обеспечения технологического суверенитета и технологического лидерства России, в том числе в сфере развития искусственного интеллекта, реализация инструментов и мер государственного управления (стимулирования и поддержки развития) должна быть обусловлена внедрением и применением системной оценки результативности и эффективности таких инструментов и мер, включая соответствующий терминологический аппарат, показатели и методику оценки. Обоснован комплекс предложений по совершенствованию проектов нормативных правовых актов в этой сфере, разрабатываемых Минэкономразвития России в 2025 г.
В данной научно-аналитической работе изучаются и анализируются существующие и перспективные решения в сфере правового регулирования майнинга криптовалют в иностранных государствах и Российской Федерации. В рамках научно-аналитического аспекта данной работы рассматриваются юридические и социально-экономические аспекты правового регулирования майнинга криптовалют в России, а также даётся характеристика существующему законопроекту, призванному выстроить систему законодательства вокруг деятельности по майнингу криптовалют.
Предметом настоящего исследования стали нормы российского финансового законодательства и научные источники, содержащие в себе сведения позволяющие определить формы и направления поведенческого надзора Банка России, в частности, по защите прав потребителей финансовых услуг. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении банковского надзора и поведенческого надзора Центрального Банка Российской Федерации. Автор подробно рассматривает формы поведенческого надзора Центрального Банка Российской Федерации, а также анализирует одно из направлений их реализации это защита прав потребителей финансовых услуг. Особое внимание уделяется, формам поведенческого надзора и как они реализуются по направлению защиты прав потребителей финансовых услуг. Основные выводы проведенного исследования - это установление из совокупности доктринальных взглядов и эмпирического опыта классификации форм и направлений поведенческого надзора Банка России. Новизна исследования заключается в том, что ранее до автора тема форм и направлений поведенческого надзора Банка России конкретно не рассматривалась. Автор предпринимает попытку определить классификацию форм и направлений явления, заявленного в теме статьи.
Цель исследования. В статье рассматриваются проблемы совершенствования механизма правового обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации при использовании информационных и цифровых технологий в киберпространстве. Для достижения поставленной цели в работе были использованы совокупность широко известных науке методов исследования, включая анализ научной литературы, законодательных актов и нормативных документов, а также изучение опыта других стран и международных организаций в области правового регулирования киберпространства. Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в киберпространстве Выводы. В ходе проведенного исследования автор приходит к выводу, что для совершенствования механизма правового обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации в киберпространстве необходим комплексный подход, включающий актуализацию законодательства, развитие международного сотрудничества, повышение правовой грамотности населения, развитие судебной практики и правоприменительной деятельности, а также внедрение инновационных технологий для обеспечения прав граждан. Разработка нормативных актов, регламентирующих использование передовых технологий, потребует привлечения компетентных экспертов и ученых, способных выработать оптимальные механизмы правового регулирования таких инноваций. Так же необходимо внедрение принципа ответственности за соблюдение прав и законных интересов граждан в киберпространстве на всех уровнях управления и принятия решений.
Ставится цель сформировать подходы к изучению правовой концепции социальной (личной) конкуренции. Отмечается, что социальная конкуренция – сложное явление, свойство социальных процессов, обеспечивающее устойчивое развитие общества, легитимность, безопасность и конкурентоспособность государства. Его важнейшей составляющей является личная конкуренция, направленная на справедливое и эффективное распределение социальных позиций в процессе социального отбора. Отношения, формирующиеся в рамках данного процесса, образуют особый предмет правового регулирования. Делается вывод о том, что в основе правовой концепции социальной (личной) конкуренции лежит типология социальных позиций, а также ряд ключевых факторов: оптимальный баланс селективных и неселективных социальных позиций; справедливая система личных преференций и ограничений при занятии социальных позиций; соотношение объективных и субъективных критериев конкурсного отбора; возможность и порядок защиты прав субъектов – участников конкурсных отборов.
В данной статье был проведён анализ попыток правового регулирования искусственного интеллекта в международном частном праве. Автор отмечает, что проблема взаимодействия искусственного интеллекта и права с каждым десятилетием становится всё более актуальной, а отдельного внимания при этом заслуживает тот факт, что в российском законодательстве отсутствует решение вопроса о правовом признании действий систем искусственного интеллекта. Автор обращает внимание на предпосылки возникновения искусственного интеллекта, изучает особенности его регулирования в международном частном праве, аспекты функционирования и пределы его применимости, а также юридической ответственности. Автор приходит к выводу о необходимости использовать гибкий подход, в котором объём ответственности, первоначально возложенный на создателей системы искусственного интеллекта, постепенно смещается с создателей на сами системы. Автор обращает внимание на то, что применение систем искусственного интеллекта представляется перспективным в сфере гармонизации и унификации норм международного частного права, а также контроля соблюдения этических принципов сторонами в международном арбитраже. По вопросу охраноспособности полученных с помощью искусственного интеллекта произведений автор полагает, что системы искусственного интеллекта представляется возможным признавать только лишь в качестве «фактического автора», а автором полученного объекта «с точки зрения права» должен являться человек. При этом применение концепции «коллективного субъекта» к «электронному лицу» представляет собой соотнесение правосубъектности искусственного интеллекта с правосубъектностью юридического лица и является наиболее конкретным и простым в реализации.
В статье обоснована необходимость повышения эффективности контроля и надзора за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания, а также отбывающими наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Авторами рассматриваются правовые основы и практические аспекты межведомственного взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при осуществлении контрольно-розыскной и профилактической работы. Проанализированы основные формы и методы совместной деятельности, выявлены проблемные вопросы организационного и правового характера.
На основе анализа правоприменительной практики сформулированы предложения по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а именно: по дальнейшему совершенствованию в части детализации механизмов информационного обмена и координации совместных действий; о недопустимости формального подхода к проведению совместных мероприятий; о недостаточном информационном и техническом обеспечении; об отсутствии системности в обмене информацией; о необходимости создания единых информационных баз данных; о необходимости совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников; о необходимости разработки четких критериев оценки результативности совместной работы и др. Особое внимание уделено развитию организационных механизмов взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы через создание постоянно действующих координационных органов и внедрение единой системы планирования совместных мероприятий.
В статье категория интереса анализируется с позиций происхождения данного термина и его понятийной структуры. Формулируется авторское определение цивилистического правового регулирования и показано соотношение частных и публичных интересов в данном процессе. Характеризуется состояние баланса интересов и выявлена разница между категориями баланса и солидарности для теоретических и практических нужд, связанных с выявлением соотнесенности частных и публичных элементов в цивилистическом правовом регулировании.
Научная статья посвящена проблематике правового регулирования использования технологий искусственного интеллекта в международном частном праве. Раскрываются основные риски, которые связаны с развитие искусственного интеллекта в современном мире и их нормативное регулирование. Кроме того, определены особенности международного законодательства в направлении перспектив регулирования развития и использования технологий искусственного интеллекта в практической деятельности.