История любой науки - это во многом история развития научной школы. Принадлежность отдельного ученого к той или иной школе позволяет характеризовать те идеи, принципы и методологические установки фундаментальных и прикладных научных отраслей, которыми он руководствуется в своих исследованиях. В данной статье рассматривается роль известного советского ученого-микробиолога З. В. Ермольевой в создании и развитии научной медицинской школы по антибиотикам. Будучи первым советским ученым, получившим отечественный антибиотик пенициллин-крустозин, она стояла у истоков исследования антибиотиков с позиций микробиологии, фармакологии и медицины. Также она приняла участие в организации советской антибиотической промышленности. На протяжении тридцати лет научная биография ученой была связана с изучением, производством, совершенствованием и применением данных антибактериальных препаратов. На основе анализа документов федеральных архивов (Российского государственного архива экономики, Российского государственного архива научно-технической документации, Российского государственного архива в г. Самаре), а также авторефератов диссертаций учеников, сотрудников и последователей З. В. Ермольевой анализируются основные направления ее научной школы медиков по антибиотикам, а также рассматривается вклад отдельных ученых в экспериментальное и клиническое изучение антибиотиков.
Статья посвящена вопросам реализации гуманитарной политики в сфере образования и науки, анализу позиций России в глобальных рейтингах «мягкой силы», динамике изменений ключевых параметров ««мягкой силы» в период 2020-2023 годов и воздействующим на нее факторам. Представлен анализ перспективных направлений гуманитарной политики, которые оказывают значительное влияние на повышение привлекательности России в глобальном рейтинге «мягкой силы», особое внимание уделено политике в области высшего образования и науки.
Редакционная коллегия журнала в настоящей статье обращается к важному событию в истории Саратовского университета – 90-летию открытия исторического факультета, который стал третьим истфаком в РСФСР. Рассмотрены обстоятельства учреждения факультета, начало и основные этапы его деятельности. Показан вклад в подготовку специалистов с высшим историческим образованием, важнейшие научные достижения и роль ведущих ученых.
Представлена рецензия на сборник избранных выступлений ректора Московского государственного университета В. А. Садовничего, посвященных актуальным проблемам российского высшего образования. Рецензия содержит анализ проблем, находящихся в центре внимания В. А. Садовничего, его размышлений об образовании, в которых он предстает как ученый, педагог, общественный деятель.
Исследована тропологическая природа личностного языка. Личностный язык представляет собой то имплицитное содержание грамматических структур, которое выходит за рамки словарных значений употребляемых в речевой практике слов и выражений. На основе разработок представителей Харьковской лингвистической школы делается вывод о метафорическом характере личностного языка. Личностные смыслы, которыми субъект наделяет используемые им общезначимые понятия, могут рассматриваться как метафорические, переносные значения этих понятий, поскольку являются результатом соотнесения нового изучаемого явления действительности с наличным субъективным опытом и переноса значений с уже известного на познаваемое. Тропологический характер личностного языка проявляется как в художественном творчестве, так и в научном познании, что указывает на их глубинную связь. Иносказательное употребление научных терминов продемонстрировано на примере классификации живых организмов. При отнесении той или иной особи к определенному виду ученый-таксономист обнаруживает у нее признак, который он считает существенным для данного вида. Таким образом, характеристики конкретной таксономической группы применяются к наблюдаемому животному или растению, значения известных терминов переносятся на новый исследуемый объект. Описанный представителем Харьковской школы А. А. Потебней механизм возникновения нового слова в иносказательном значении позволяет объяснить и метафорическое употребление научных терминов. В основе любой классификации лежит «сдвиг» исходных смыслов используемых понятий, распространение их на новое явление. В процессе отнесения изучаемого объекта к некой категории выделяются его свойства, которые сопоставляются с отличительными особенностями данной категории объектов.
В представленной статье намечаются возможные пути рецепции философии Шопенгауэра в теоретических работах Малевича и проводится сравнительный анализ философских воззрений данных мыслителей по ряду ключевых вопросов. В свете многочисленных попыток обнаружить исток философских взглядов Малевича, предпринятых за последние два десятилетия в современном малевичеведении, подобное исследование представляется не только актуальным, но и новым, поскольку версия о влиянии Шопенгауэра до сих пор не получила в отечественных исследованиях достаточной разработки. Материалами для данного исследования послужили теоретические трактаты и программные статьи Малевича разных лет, а также его письма, записи и заметки. В качестве ведущего метода при подготовке исследования был выбран компаративистский метод, а также были использованы такие методы, как историко-философское обобщение и реконструкция. В первой части исследования автор, опираясь на анализ ряда писем и записок Малевича к М. О. Гершензону, а также на макеты первого выпуска журнала «Супремус» и переводы рукописей Малевича, подготовленные А. фон Ризеном для публикации в серии книг издательства «Баухауз», документально подтверждает версию о длительном влиянии философии Шопенгауэра на генезис теоретических взглядов Малевича в период с 1918 по 1927 г. Во второй части исследования, опираясь на результаты сравнительного анализа философских работ Малевича и Шопенгауэра, автор указывает на ряд проблемных сюжетов, таких как проблема взаимоотношения интуитивного и рационального познания, искусства и науки, воли и интеллекта, мистики и эстетики, в которых следы влияния Шопенгауэра на теоретические построения Малевича наиболее очевидны. В заключении на основании полученных результатов автором намечается ряд перспективных направлений для проведения дальнейших исследований по данной проблеме.
5 января 2025 года на 86 году ушел из жизни видный деятель педагогического образования, ученый, географ, замечательный педагог, одаренный руководитель, общественный деятель - Вячеслав Витальевич Подколзин. В статье раскрыт жизненный путь В. В. Подколзина со школьной скамьи и до ректора Воронежского государственного педагогического университета.
Введение. В современном мире наука становится тем социальным инструментом, который позволяет решать приоритетные задачи инновационного развития и благосостояния общества. При этом на фоне кризисного состояния российской науки и падения престижа научной деятельности по-прежнему сохраняется уважительное отношение к результатам труда ученых, особенно среди людей с высоким образовательным уровнем. Однако в то же время как среди обывателей, так и в самой академической среде достаточно широко распространены консервативные негативные установки в отношении женщин, приводящие к недооценке их исследовательского потенциала и практике обесценивания их научного вклада. Наука традиционно считается мужской сферой деятельности, и в ней по-прежнему наблюдается гендерная асимметрия в пользу мужчин. Результаты зарубежных и отечественных исследований показывают, что до сих пор существует множество препятствий на пути женщин в науку, в связи с чем многие девушки не рассматривают науку как сферу своей будущей профессиональной самореализации. Что же касается юношей, то относительно их желания заниматься научными исследованиями на сегодняшний день имеются противоречивые данные. В этой статье представлены результаты сравнительного исследования, посвященного изучению специфики восприятия научной деятельности и отношения к науке и ученым женского и мужского пола девушек и юношей – старшеклассников и студентов вузов с учетом субъективной привлекательности для них профессии ученого.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие учащиеся старших классов в количестве 112 человек (57 юношей и 55 девушек) и студенты вузов разных факультетов и направлений подготовки (гуманитарные, технические, медицинские) в количестве 122 человек (56 юношей и 66 девушек). Для сбора эмпирических данных использовался комплекс методик, включающий шкалу для оценки вклада в науку ученых женского и мужского пола, а также интереса к науке и степени субъективной привлекательности для респондентов научной деятельности в качестве возможной сферы профессиональной самореализации; авторскую анкету; модифицированный вариант методики исследования профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер для изучения образов женщины-ученого и мужчины-ученого; модифицированный вариант методики С. Бем для определения степени идентификации (отождествления) респондентов с образом ученого.
Результаты исследования. Установлено, что более выраженный интерес к науке и занятию научной деятельностью демонстрируют учащиеся высшей школы, нежели старшеклассники, что особенно ярко прослеживается у девушек. При этом степень привлекательности научной деятельности в качестве возможной сферы профессиональной самореализации для девушек и юношей, хотя и растет при переходе из средней общеобразовательной школы в высшую школу, в целом оказывается относительно невысокой. И девушки, и юноши мало информированы о деятельности женщин-ученых и их научных достижениях, а также в большинстве своем, за исключением девушек-студенток, по-разному характеризуют образу ченого женского и мужского пола, гораздо чаще наделяя чертами профессионала исследователей мужского пола. В то же время обнаружено наличие гендерных различий в степени выраженности самоидентификации с образом ученого в пользу юношей у учащихся старших классов и отсутствие аналогичных гендерных различий у учащихся вузов. В студенческие годы как юноши, так девушки склонны отождествлять себя с ученым примерно в равной степени, которая значительно превышает самоидентификацию с этим образом у старшеклассников.
Обсуждение и заключения. Полученные в исследовании результаты могут косвенно свидетельствовать о внутренней готовности современных девушек и юношей включаться в научную деятельность не только в рамках учебной, но и на профессиональном уровне.
В статье исследуется проблема влияния санкций на национальную систему университетского образования и академической науки России. Актуальность темы обусловлена тем, что санкционное давление Запада распространилось не только на финансово-экономическую сферу, но и на гуманитарные аспекты развития страны, в частности на систему высшего образования. До недавнего времени российское образование развивалось в русле глобализации, а в процессе отказа от этой парадигмы столкнулось с рядом ограничений. Автор отмечает, что санкции не смогли оказать существенного прямого воздействия на систему университетского образования, однако их влияние на состояние российской науки и образования носит многогранный характер. Для системного представления ситуации в статье применяется методология SWOT-анализа, позволяющая структурировать последствия, возникающие в системе академической науки и высшего образования под воздействием санкций. Проведенный анализ показал, что санкции в отношении национальной системы университетской науки и образования несут в себе отложенные риски и косвенно влияют на социально-экономическую систему, а также на обороноспособность государства. В статье представлены рекомендации, которые, по мнению автора, должны лечь в основу антисанкционной политики России в сфере образования. В их числе переход к этапу «индустриализации образовательной системы», создание национальной научно-производственной базы для снижения импортозависимости университетского образования от зарубежных технологий; использование потенциала различных институциональных структур для организации межвузовского сотрудничества; переосмысление исторического опыта российской педагогики высшей школы с целью обеспечения реальной суверенизации национальной системы университетского образования.
Статья посвящена группе научных специальностей 5.1 «Право», которая является составной частью номенклатуры научных специальностей, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24.02.2021 № 118. Авторы статьи принимали непосредственное участие в формировании данной группы научных специальностей. Работа шла в обстановке широкой дискуссии в научном юридическом сообществе. Учитывались мнения и практических работников. Основная цель состояла в увеличении потенциала и максимальном использовании возможностей юридической науки, в которой к этому моменту обнаружились очевидные признаки кризиса. Представляется, что были созданы условия для более свободного научного поиска, поскольку сознательно пришлось отказаться от излишней детализации направлений исследований. С момента утверждения новой номенклатуры прошло определенное время, и уже можно подводить некоторые итоги. Разумеется, какие-то проблемы есть и будут. Но для того и существует наука, чтобы их решать.
Наука и научно-технологическое развитие являются сегодня ключевым фактором обеспечения суверенитета, безопасности и благополучия государства, создания условий для достойной жизни граждан. С учетом стоящих перед страной исторических вызовов, преодолеть которые возможно только путем мобилизации интеллектуального и ресурсного потенциала страны, необходимо сфокусироваться на поиске подходов и решений, которые позволили бы максимально задействовать ресурсы права для стимулирования научного прогресса, устранить накопившиеся регулятивные факторы его торможения. Это предполагает не просто актуализацию, а переход к новому уровню качества законодательства о науке, его интеграцию и социальную ориентацию через придание закону о науке качеств системообразующего непосредственного регулятора соответствующих отношений в целях достижения общественно значимого эффекта. В статье, призванной оживить и структурировать дискуссию относительно перспектив развития законодательства о науке, ставятся на обсуждение некоторые основные, на взгляд автора — концептуальные, вопросы, в том числе о смысле и пределах нормативно-правового воздействия в сфере науки, в частности в соотношении с иными социальными регуляторами, о предметной, методологической, структурной специфике регулирования соответствующих отношений, организационно-управленческих, финансовых и иных составляющих государственной политики в области науки и научно-технологического развития.
В современном мире, где данные и информация становятся важными ресурсами, обладание навыками вероятностного мышления играет ключевую роль в принятии решений и оценке риска. Исследуется влияние образовательных методов и приемов на развитие вероятностного мышления у учащихся, а также рассматриваются вопросы интеграции теоретических аспектов вероятности и практических задач, способствующих улучшению понимания этой темы. В ходе работы анализируются существующие подходы к обучению, выявляются основные трудности, с которыми сталкиваются школьники при изучении вероятности, и предлагаются рекомендации по изменению образовательной практики для повышения эффективности обучения. Современная школа активно внедряет вероятностные и статистические понятия начиная с младших классов, что способствует успешной адаптации детей к вызовам окружающего мира. Статья раскрывает ключевые аспекты стохастического мировоззрения и соответствующей культуры учащихся. Исследование доказывает, что степень развития элементов стохастической культуры напрямую влияет на формирование стохастического мышления школьников. Стохастическая культура выступает одним из решающих факторов, определяющих становление и эволюцию вероятностно-статистического мировосприятия у обучающихся. Мировоззренческие установки учащегося формируются в особой среде, именуемой стохастической культурой, когда он осваивает компоненты вероятностно-статистического направления математики в школьной программе. Значимость изучения данной проблематики связана с формированием у учащихся особого типа мыслительной деятельности - вероятностно-статистического мышления, представляющего собой комплексный компонент математического интеллекта, который должен быть полноценно развит к моменту завершения школьного образования. В современном быстро трансформирующемся информационном пространстве даже дошкольникам необходимо ориентироваться с ранних лет, что выдвигает на передний план образовательного процесса по естественнонаучным и математическим дисциплинам вопросы и трудности, связанные с развитием этого специфического типа мышления.