Проблема эффективного использования ресурсов становится все более актуальной в связи с популярностью концепции устойчивого развития и вызовами биологического, климатического и геополитического характера, тем или иным образом связанными с отношением общества к таким важным элементам природной среды, как земельные угодья, водные ресурсы, воздух и др. Исследование, результаты которого представлены в данной статье, связано именно с вопросами эффективного использования данных ресурсов в пределах сельских территорий. Основной научный вывод, предложенный в работе, сводится к тому, что ресурсосбережение является неизбежным следствием негативных проявлений изменения климата, влечет за собой, в свою очередь, положительные эффекты для сельхозтоваропроизводителей и сельского населения, во многом зависит, во-первых, от мотивации сельских предпринимателей, во-вторых, от инициатив государства, зафиксированных в институциональных документах, в-третьих, от предпочтений сельских сообществ и их активного участия в реализации рассматриваемой концепции.
Цифровая трансформация экономики оказывает значительное влияние на занятость населения, трансформируя структуру рынка труда, профессии и формы трудовой деятельности. Внедрение технологий автоматизации, искусственного интеллекта и цифровых платформ приводит к вытеснению ряда традиционных профессий, одновременно способствуя росту новых сфер занятости, связанных с цифровыми компетенциями и гибкими формами трудовой активности. В статье рассматриваются основные тенденции изменений в занятости под воздействием цифровизации, выделяются риски, связанные с ростом неравенства и структурной безработицы, а также определяются приоритетные направления государственной политики в сфере адаптации рынка труда. Обоснована необходимость инвестиций в развитие цифровой грамотности, реформирования институциональной среды и выстраивания инклюзивной модели занятости.
Цель. Изучение причин и последствий девиантного поведения подростков в современном обществе, а также разработка рекомендаций по его профилактике.
Процедура и методы. Исследование основано на анализе статистических данных, нормативно-правовых актов и научных трудов, посвящённых девиантному поведению. Применён системный подход, включающий сравнительный и структурно-функциональный анализ.
Результаты. Выявлены основные факторы, способствующие девиантному поведению подростков, включая влияние семейной среды, сверстников и социальных ожиданий. Определены направления государственной политики, направленные на снижение уровня подростковой девиантности, а также предложены меры для совершенствования профилактических программ.
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование способствует углублению понимания механизмов девиантного поведения подростков и разработке эффективных мер его предотвращения, что может быть использовано в социальной, педагогической и правовой практике.
Статья посвящена рассмотрению особенностей административно-правового регулирования вопросов режимной организации и направлений реализации государственно-правовой политики в области физической культуры и спорта на примерах законодательства Российская Федерация и Республики Казахстан. При этом в сравнительно правовом ключе рассматриваются принципы и особенности государственной политики в области физической культуры и спорта, субъектный состав физической культуры и спорта. Подчеркивается, что государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов и создает для этого благоприятные условия, обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения, принимает участие в финансировании строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
Автор статьи ставит цель выделить особенности применения санкций в международном сообществе в контексте эволюции политического дискурса о санкционной политике. В своей работе автор опирается на концепцию «трех больших споров» исследователя Питера Валленстина, используя ее в оценке изменения политической ситуации вокруг использования санкций и причин, которые к ним приводят. В качестве основных примеров анализируются санкции как Лиги Наций и ООН, так и отдельных государств. Автор рассматривает изменение политических причин, приводящих к санкциям, а также превращение их в действующий политический инструмент, который активно используют в первую очередь международные организации. Анализируются вопросы эффективности и неэффективности санкций. Выводы, к которым приходит автор, свидетельствуют о том, что для успешной реализации санкционной политики необходима поддержка достаточно широкого числа государств. Таким образом в деле использования санкций против определенных государств роль международных организаций не оспорима. Развитие и формирование мировой политики и ее тенденции привносят новые причины для использования санкций. Не стоит также не учитывать ведущие мировые державы, которые достаточно активно используют санкционную политику в своих целях.
Настоящее исследование посвящено анализу влияния цифровизации на структурные изменения российского рынка труда в условиях технологической трансформации экономики. Рассматриваются ключевые тенденции цифровой трансформации отраслей, формирование новых профессиональных компетенций и изменение требований к квалификации работников. На основе статистических данных и экономических показателей проанализированы структурные сдвиги в занятости населения, выявлены отрасли с наибольшим потенциалом цифровизации и сопутствующие риски технологической безработицы. Исследование демонстрирует неравномерность цифровой трансформации в различных секторах российской экономики и региональные диспропорции в адаптации к новым технологическим условиям. Предложены рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере регулирования рынка труда и развития человеческого капитала в условиях цифровой экономики.
Цель. Выявление специфики исторических этапов государственной стратегии Туркменистана по реформированию высшего образования.
Процедура и методы. Проведены качественный анализ нормативных правовых актов и статистических данных, экспертный опрос.
Результаты. В политической истории развития государственной политики в сфере высшего образования независимого Туркменистана выделяется два этапа, особенности которых определяются личными предпочтениями президентов. Первый этап приходится на период правления С. Ниязова в 1991–2006 гг. и характеризуется укреплением таких сложившихся в позднесоветский период негативных черт, как жёсткая централизация и закрытость высшего образования для большинства граждан, которые происходят на фоне общего упадка. Второй этап приходится на правление Г. Бердымухамедова и его сына С. Бердымухамедова и характеризуется относительными подъёмом высшей школы, её оформлением в компактную модель, отвечающую интересам правящей группы, а также формированием относительно явного курса на интернационализацию и ориентации на стандарты и принципы Болонского процесса. Вместе с тем сохраняются жёсткая централизация и закрытость высшего образования.
Теоретическая и/или практическая значимость заключаются в концептуальном обобщении новых данных о высшей школе Туркменистана, в рекомендациях по оптимизации высшего образования Туркменистана и в авторском прогнозе дальнейшего развития системы высшего образования Туркменистана.
Противодействие кибертерроризму в современных условиях является одной из актуальных проблем государства, где наблюдаются высокие темпы цифровизации. Информация становится с каждым годом все более ценным ресурсов, инструментом дестабилизации политической, социально-экономической ситуации в отдельно взятом государстве, так и во всем мире. Кибертерроризм является одним из самых быстро развивающихся видов преступлений, борьба с которым осложняется проблемами как технического, так и юридического и профессионального характера. В складывающихся условиях гарантией безопасности государства является совершенствование государственной политики в сфере противодействия киберртерроризму. Каждое государство имеет свои инструменты борьбы с киберртерроризмом, учитывая особенности политического строя, исторического и экономического развития. В данной статье рассмотрены направления повышения эффективности противодействия кибертерроризму в Российской Федерации, которые имеют свои особенности. Противодействие терроризму необходимо выстраивать на основе комплексного подхода с использованием практики противодействия других государств. Одним из направлений противодействия информационному терроризму является организация и проведение комплекса профилактических мероприятий с участием государственных структур, правоохранительных органов и образовательных организаций. В данном направлении государство усиливает свою работу, так как профилактика распространения информационного терроризма позволяет нейтрализовать действия кибетеррористов. Учитывая скорость происходящих изменений с сфере информационных технологий, государственные органы обязаны проводить качественный и детальный мониторинг ситуации для разработки и применения незамедлительных действий. Деятельность государства в данной сфере осложняется отсутствием географических, информационно-телекоммуникационных ограничений. Важнейшим элементом противодействия информационному терроризму является использование научных знаний в отрасли информационных технологий и разработка новых технологических решений.
Введение. Проблемы промышленного развития Арктической зоны Российской Федерации в условиях геополитического давления приобретают особую значимость. Цель исследования – описание экономических и социальных эффектов проекта «Арктик СПГ 2» в контексте государственной стратегии освоения Арктики.
Материалы и методы. Материалами исследования послужили документы стратегического планирования (Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 г.), отчеты компании «НОВАТЭК» и статистика инвестиций. Методология включает системный анализ, сравнительную оценку воздействия на социально-экономическую среду и хронологический подход.
Результаты исследования. Установлено, что проект способствовал росту региональных инвестиций, созданию 25 тыс. рабочих мест и развитию портовой инфраструктуры, обслуживающей суда, следующие по Северному морскому пути. Санкции 2023 г. привели к ограничению экспортного потенциала, однако государственная поддержка позволила сохранить ключевые мощности.
Обсуждение и заключение. Необходимо подчеркнуть важность достижения баланса между промышленным развитием и защитой прав и интересов коренных народов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования арктической политики РФ.
Статья посвящена актуальной проблеме политической социализации молодежи в условиях быстрого развития цифровых технологий: рассматриваются современные подходы к изучению ценностных приоритетов молодежи и различные концепции ее социализации в контексте влияния цифровизации на политическую социализацию молодых поколений; рассмотрены сложившиеся подходы к трактовке «цифрового общества» и обоснован запрос на выбор такой концепции, которая бы отражала реальное положение дел и способствовала более стабильному и самостоятельному политическому развитию общества; обозначены ключевые аспекты цифровой социализации как основания для более глубокого изучения молодежной политической социализации. Структурно статья состоит из трех частей: в первом разделе кратко охарактеризована специфика социологической трактовки социализации в отношении молодежи как особой социально-демографической группы; во втором разделе обоснован «статус» цифровизации как нового социализационного фактора (и даже альтернативы традиционным агентам социализации) в современном обществе на микрои макроуровне благодаря сложному переплетению очевидных преимуществ и значительных рисков; в третьем разделе перечислены ключевые особенности, механизмы и последствия воздействия цифровизации на особый аспект взросления молодых поколений - политическую социализацию (в узком и широком смысле данного понятия) в ее массовых проявлениях. В итоге автор приходит к выводу, что сегодня политическая социализация представляет собой междисциплинарный объект научного интереса, изучение которого должно учитывать формирование новой социальной реальности под воздействием тенденций цифровизации на технологическом и социально-символическом уровнях. Соответственно, необходима обновленная концепция цифровой политической социализации молодежи, которая бы стала теоретико-методологической основой для дальнейших фундаментальных и прикладных исследований. Такая концепция призвана помочь в обеспечении стабильного политического развития общества, адаптируя молодежь к вызовам, обусловленным динамичными изменениями в политической сфере.
На примере Кабардино-Балкарии и на базе архивных и опубликованных данных предпринят исторический анализ государственной политики России в отношении исламских праздников на протяжении последнего столетия. Автор выделяет фактор исторического наследия, которое сформировалось в советскую эпоху. Сообщается, что в 1920-х годах исламские праздники в Кабардино-Балкарии впервые получили статус нерабочих дней. Уделено внимание периоду деятельности уполномоченных Совета по делам религиозных культов и Совета по делам религий в 1940-1980-х годах. Благодаря отчетным документам в оборот вводятся данные о тактике властей, а также количестве участников, местах проведения, гендерном составе мусульман, соблюдавших пост и участвовавших в коллективном проведении праздников. Утверждается, что для мусульман советской Кабардино-Балкарии праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам стали институтами сохранения религиозных обрядов в условиях жесткого секуляризма. Рассмотрен период исламского возрождения в постсоветский период, в ходе которого праздники вернули себе статус нерабочих дней регионального уровня. Показано, что органы власти и местного самоуправления, политические акторы активно включаются в организацию праздников с точки зрения политики идентичности и обеспечения рамок проведения общественных мероприятий.
Статья посвящена меняющемуся процессу формирования и реализации государственной политики. Анализируя классическую и новейшую литературу в области исследований государственной политики (policy studies), авторы показывают, что вне зависимости от политического контекста процесс изменения той или иной государственной политики происходит на фоне выполнения государственными и негосударственными акторами новых ролей и создания концептуально новых форматов взаимодействия между ними. Авторы используют потенциал концепций многоуровневого управления (МУ) и сетевого управления для того, чтобы определить новые функции участников политического процесса и охарактеризовать основные направления дальнейших исследований в этой области. Анализ исследовательской литературы показал повсеместное увеличение созависимости всех заинтересованных стейкхолдеров, которые становятся неотъемлемой частью государственной политики, начиная от социальной повестки дня и заканчивая глобальными экологическими вызовами. Такие феномены как «соуправление», «регулирующее государство» и «частное управление» становятся экстремальными проявлениями происходящих качественных сдвигов в системах МУ. Для недемократических и нерыночных контекстов эти изменения также свойственны, хотя и ограничены определенными сферами государственной политики и производят иные эффекты. Неизбежными издержками в системах МУ являются подчинение политики частным интересам, потеря легитимности и размывание ответственности, а также обострение проблемы принципала-агента. Важным объяснением эффективности второго типа МУ является непротиворечивость распределения полномочий между уровнями управления, справедливое распределение издержек и возникновение дополнительных стимулов для сотрудничества между уровнями власти первого типа МУ. Последовательно данная статья, во-первых, рассматривает трансформацию функций государства и правительственных акторов в контексте МУ; во-вторых, демонстрирует влияние негосударственных акторов (бизнеса, некоммерческих организаций, а также международных и транснациональных структур) на разработку и / или корректировку государственной политики; в-третьих, фокусируется на эволюции действий различных участников МУ на этапах воплощения политических решений в жизнь и получения обратной связи; наконец, в-четвертых, анализирует степень влияния развития инструментов многоуровневого управления на государственную автономию как фундаментальную черту современных государств.