В статье обсуждается проблема организации образовательной деятельности в детском загородном лагере. Представлены особенности формирования субъектно-ориентированных взаимоотношений педагогов и воспитанников, рассмотрены условия организации образовательного процесса в лагере, предложена классификация моделей детских загородных лагерей с подтверждением из опыта деятельности детского загородного лагеря Владимирской области.
В условиях современного развития общества вопросы воспитания подрастающего поколения имеют большое значение. В данной статье исследуются особенности влияния воспитания на развитие личности, её самоопределение, становление физического, творческого, интеллектуального потенциала. В статье также рассматриваются особенности воспитания детей в разные периоды их развития (дошкольный, школьный, среднее профессиональное и высшее образование). Также анализируются методы воспитания, исходя из методических рекомендаций учебного заведения, отражаются результаты воспитания на процесс социализации. В статье рассматриваются условия реализации личности в современном информационном пространстве, влияние информационных технологий на психоэмоциональное состояние подростка. В статье изучаются вопросы не только родительского воспитания, но также и государственных учреждений. Приводятся примеры позитивного влияния участия подростков в учебной, творческой, спортивной жизни школы, колледжа, университета. Также рассматриваются особенности деятельности педагога в процессе воспитания молодого поколения, умение общаться, оказывать помощь, достойно выполнять свои профессиональные обязанности. Исходя из анализа процесса воспитания в современных реалиях, хочется подчеркнуть, что процесс воспитания - это сложный, но нужный процесс. И только в процессе воспитания человек может овладеть культурными нормами, правилами поведения, ценностями и идеалами.
В статье представлены результаты исследования внутриличностного конфликта и его влияния на социальную адаптацию и самоактуализацию личности как факторов социализации. Вопросы изучения социальной адаптации, самоактуализации внутриличностного конфликта, по мнению автора, представляют интерес для работников помогающих профессий в социальной и психологической диагностике и помощи. Автор, опираясь на теоретические работы, предполагает, что социализация личности - это процесс приобщения, адаптации к нормам, ценностям общества, группы, где живет и развивается личность. Такое понимание процессов социальной адаптации и социализации личности позволяет поставить между ними знак равенства. При этом акцентируется внимание на том, что некоторые исследователи полагают, что процесс социальной адаптации и социализации личности протекает значительно успешнее у лиц с такими характеристиками ценностно-мотивационной сферы личности, которые определяют ее стремление к самоактуализации. Внутриличностный конфликт, то есть несовпадение целевой, ценностной и смысловой сфер, может привести к дезадаптации и нарушению процесса социализации. В результате исследования было доказано, что уровень проявления внутриличностного конфликта оказывает влияние на процесс социализации: именно испытуемые с высоким уровнем внутренней конфликтности меньше разделяют ценности самоактуализирующейся личности, испытывают эмоциональный дискомфорт в ситуации социального взаимодействия, избегают проблемных ситуаций, склонны к подчинению, принятию воли других. Также, было выявлено, что уровень внутриличностной конфликтности повышается и углубляется, когда у личности начинает разворачиваться конфликт вокруг экзистенциальных ценностей, что приводит к дезадаптации личности, ее закрытости от внешнего мира, снижению мотивации.
Статья посвящена анализу психологических аспектов социализации личности школьника в условиях современного образовательного пространства России с акцентом на процесс формирования и эволюции индивидуальности в контексте глобализационных и социокультурных изменений. Рассматриваются ключевые проблемы, связанные с трансформацией образовательной системы в условиях цифровизации и ускоренных изменений в социально-культурной среде, а также влияние этих факторов на процессы социализации и формирования национальной идентичности. Актуализируется роль психолого-педагогического сопровождения в процессе личностного развития школьников, а также необходимость интеграции традиционных культурных практик и ценностных ориентиров в образовательный процесс. Особое внимание уделено психофизиологическим и социокультурным метаморфозам, происходящим в младшем школьном возрасте, и формированию духовного иммунитета у молодежи как важнейшего условия адаптации к быстро меняющемуся миру. В статье рассмотрены теоретические основы личностно ориентированного подхода, который акцентирует внимание на субъектности школьников, их активной роли в познавательном процессе и важности взаимодействия с педагогом как коммуникативным субъектом.
В статье предпринята попытка анализа и обобщения отечественного наследия середины прошлого века в области социологических и социально-педагогических исследований. Рассматриваются работы учёных, внёсших значительный вклад в развитие социологии образования, социально-педагогических исследований и создавших базис для дальнейшего продуктивного развития актуальных направлений. Показана динамика взглядов учёных на роль образования в жизни общества и личности. На примере исследований и авторских позиций рассмотрена взаимосвязь таких ключевых понятий, как социализация и образование, а также проблемы профессиональной социализации и социализации педагогов на разных этапах профессиональной деятельности.
Обсуждается статья экономиста Стивена Хорвица «Сотрудничество вместо принуждения: важность детской игры…» с позиций антропологии современности. Опираясь подспудно на трансдисциплинарный подход, С. Хорвиц проанализировал множество источников из области социальных наук, исследующих проблемы социализации детей и подростков в условиях современности. Он пришел к выводу о важной роли игры без присмотра, или свободной детской игры, для развития навыков успешного социального взаимодействия в современном мире. С. Хорвиц убедительно доказывает, что неконтролируемая и неструктурированная детская игра спонтанно обучает детей социальной саморегуляции, непринужденным способам разрешения конфликтов, налаживанию отношений партнерства и сотрудничества друг с другом. Эти уроки чрезвычайно важны не только для благополучной взрослой жизни и психологической устойчивости перед лицом неопределенности, но и для поддержания культуры здорового демократического общества. Игра в широком смысле слова понимается как свободная деятельность людей, основанная на их взаимном согласии и структурированная правилами, которые создают сами игроки. В свободной детской игре формируются социальные навыки, необходимые для успешных человеческих взаимодействий в реальном мире. Напротив, практики игры под контролем взрослых ослабляют навыки социального взаимодействия, приучая детей ожидать, что взрослые вмешаются в разрешение их споров или станут использовать внешнее принуждение. Между тем именно способность субъектов самостоятельно вырабатывать правила для разрешения потенциальных конфликтов лежит в основе того, как свободные люди создают институциональные практики, снижающие в обществе уровень принуждения и насилия. Такие повседневные практики имеют истоки в детской игре, основаны на взаимном согласии игроков, эмпатии, заботе о чувствах удовлетворенности игрой другого человека и справедливости. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Антропология современности, социализация, конфликт, сотрудничество, детские игры, игра без присмотра, свободная игра.
Предлагаемая программа показывает разнообразие подходов к детской тематике в дискурсе гуманитарных наук, в этнологии / социальной антропологии, в истории, психологии, археологии, фольклористике. По мере возможности в ней реализуется междисциплинарный подход. Методологической базой выступает культурно-историческая теория Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии, позволяющая объединить широкий круг этнографических, исторических и психологических исследований. В программе затрагивается следующий круг вопросов: основные подходы и направления исследования детей и детства, существующие в зарубежной и отечественной науке; неоднозначность понимания в различных культурах в различные исторические эпохи таких универсальных явлений, как детство, взросление, социализация, развитие ребенка в когнитивном и в моральном плане, инновационный потенциал детства и его роль в развитии общества в целом. Также исследуются проблемы, связанные с детством в современном мире, а именно: отношения между поколениями; социализация в виртуальных сообществах; проблема школы и обучения; права ребенка; право общества вторгаться во внутрисемейные отношения и регламентировать их; молодежные субкультуры и их роль в жизни современного общества. Интерес к истории и этнографии детства - сегодня вовсе не досужее любопытство. В наше время, названное временем перемен, непредсказуемости, неопределенности, нарастающей сложности, тема «отцов и детей», разрывов между поколениями становится особенно актуальной. Современное общество сталкивается со многими вызовами: что такое детство и взросление? продолжается ли у нас «долгий век детства» и мы пугаемся инфантильности великовозрастных созданий - или, напротив, юные дарования, не успев окончить толком школу, включаются во взрослую жизнь, создают свои стартапы, продвигают новые технологии? как нашему поколению подготовить и обучить детей, когда мы не знаем, в каком мире они будут жить, какие знания и профессии будут востребованы? каким будет воспитание, обучение, взаимодействие в семье и в различных социальных группах в эпоху цифровых технологий?
Цель -анализ социально-политических аспектов воспитания современной российской молодежи в контексте формирования у молодого поколения российской гражданской идентичности, патриотизма, системы ценностных ориентаций и убеждений, выработки навыков политического участия и политической деятельности. Процедура и методы. В статье на основе методологии социологии воспитания рассматриваются теоретико-методологические аспекты политического воспитания молодежи. Предпринимается попытка измерения политического воспитания молодого поколения на основе аксиологического и деятельностного подходов. Показано, что результатом политического воспитания является уровень политической и правовой культуры личности, ее активная гражданская позиция. По итогам исследования авторы статьи отмечают, что назрела необходимость расширения спектра воспитательного компонента образовательных организаций на основе исторического и политического просвещения молодого поколения. Теоретическая значимость. Обосновано предположение о том, что в трансформирующемся обществе на первый план выходят политические и социокультурные аспекты происходящих изменений, поэтому вложения государства в человеческий потенциал общества (и прежде всего во всестороннее развитие российской молодежи) представляется приоритетом государственной политики. Проблемы теоретико-методологических аспектов политического воспитания как одного из важных социальных институтов требуют осмысления и разработки методологического инструментария.
Введение. Статья посвящена развитию эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью рабочих тетрадей, в которых дети могут заниматься самостоятельно, без сопровождения.
Постановка задачи. Цель исследования – разработка комплексного подхода к поддержке и развитию эмоционального благополучия, направленного на успешную адаптацию и интеграцию людей с ОВЗ в общество.
Методика и методология исследования. Проведено теоретическо-методологическое обобщение проблемы исследования, которое включает в себя анализ и интерпретацию зарубежного и отечественного опыта.
Результаты. Представлено практическое исследование, включающее диагностику, разработку формата занятий для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выводы. Приведены практические результаты. Даны рекомендации по созданию специализированных программ поддержки и тренировок, способствующих улучшению их эмоционального благополучия и социальной адаптации.
Формирование политической идентичности современной российской молодежи - динамичный процесс социализации, включающий постоянную коммуникацию с различными акторами и переоценку норм и убеждений в политическом и культурном медиадискурсах. Используя методы акторно-сетевой теории, мы можем лучше понять, как отдельные группы, аккаунты конструируют политическую идентичность через культурные нарративы и практики посредством своих аффордансов, таких свойств акторов, которые формируют доверие к ним в случае дискурсивных совпадений и общих рамок самоидентификации внутри сети. Изучая практики акторов и эффекты их аффордансов в политической социализации, мы сможем понять, как эти процессы формируют коллективные убеждения и следующие из них практики молодежи. Цель статьи - выявить источники политической социализации студенческой молодежи как акторов, вызывающих доверие и способствующих последовательным процессам формирования социализации. Применены методы опроса, фокус-групп, анализа текстов, методы акторно-сетевой теории, а также программы Python, Gephi, Google Excel для картирования и репрезентации результатов. В исследовании проанализированы эссе, опросы и интервью (всего 300 студентов) с целью квалифицированного выявления акторов, влияющих на политическую социализацию молодых людей. Среди этих акторов - официальная культурная политика, семья, школа, СМИ и соцсети, церковь, общество, политические лидеры и блогеры. Исследование позволило обозначить наиболее устойчивые когнитивные, аффективные и практические компоненты дискурсов этих акторов, подчеркивая особую значимость фактов культуры и истории в формировании политической идентичности. Процесс политической социализации начинается в детстве и продолжается на следующих этапах личного развития, всегда переплетенного с той или иной социальной рефлексией, формируя когерентную картину мира. Молодежь доверяет информации, подтвержденной фактами и соответствующей их мировоззрению; влияние на молодежь оказывают родители, официальные источники и блогеры. В политической сфере молодежь интересуется политическими лидерами, выборами, работой органов власти, влиянием политики на такие сферы жизни, как культура и экология. Проведенный анализ в оптике АСТ позволил выявить механизмы того, как студенческая молодежь подвергается влиянию различных акторов, и как это влияние формирует ее политические убеждения и поведение. Исследование подчеркивает важность постоянной коммуникации для формирования политической идентичности молодежи через влияние различных акторов медиадискурса.
Физическая культура и спорт играют важную роль в жизни молодежи, способствуя формированию здорового образа жизни, укреплению социальных связей и личностному развитию. Исследование посвящено изучению влияния спортивной активности на физическое, психологическое, социальное и интеллектуальное состояние молодежи города Барнаула. В работе рассматривается, каким образом регулярные занятия спортом влияют на уровень социальной вовлеченности, коммуникативные навыки, самооценку и стрессоустойчивость молодежи. Особое внимание уделяется восприятию спорта как не просто формы досуга, а как значимого ресурса для самореализации, социализации и повышения общего качества жизни, а также развитию навыков, необходимых в современном обществе, таких как целеустремленность, дисциплина и умение работать в команде. Кроме того, анализируются социальные механизмы, через которые спортивная активность способствует формированию позитивных моделей поведения и адаптации молодежи в условиях быстро меняющегося социального пространства. В рамках темы была разработана методика и проведено социологическое исследование среди молодежи г. Барнаула (18-35 лет). В опросе приняли участие 231 респондент, отобранный по полу и возрасту (квотная выборка). На втором этапе были проведены экспертные интервью (n=6) со специалистами в области физической культуры и молодежной политики. Данное исследование позволяет глубже понять влияние спортивной активности на различные сферы жизни молодежи города Барнаула. По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, регулярные занятия спортом значительно повышают уровень физического и психологического здоровья молодых людей. Во-вторых, спортивная активность способствует укреплению социальных связей и развитию навыков командного взаимодействия. В-третьих, участие в спортивных мероприятиях позитивно влияет на формирование ценностных ориентиров и мотивации к личностному росту. В-четвертых, спорт помогает молодёжи лучше адаптироваться к социальным изменениям и снижает уровень стрессовых состояний. Таким образом, исследование подчеркивает важность развития спортивной инфраструктуры и программ, направленных на вовлечение молодежи в активный образ жизни, как средства комплексного улучшения качества их жизни и социальной интеграции.
В статье проведен обзор современных исследований наставничества и сделан вывод о том, что с позиций социологии категория наставничества представляется недостаточно исследованной (в этом ключе ей уделяется значительно меньше внимания в научной литературе). Наставничество, изучаемое специалистами в рамках социологических наук, как правило, рассматривалось с позиции концепций структурного функционализма и социального обмена (А. Гоффман; Дж. Аллан; Э. Гардинер и др.). Для социологических концепций института наставничества базовым фактором является категория социализации. Наставничество, наряду с процессами обучения и воспитания, является составляющим компонентом социализации. Практика введения наставничества позволяет констатировать неясность и расплывчатость представлений наставника о себе и своей роли, равно как и образ наставника для его подопечных, что создает препятствия для прививания стандартов наставничества в части его организации и успешной реализации, как на индивидуальном, так и групповом уровнях. Следует констатировать смещение фокуса наставничества с его представления как проводника власти и держателя определенной структуры на его значение в образовании и развитии корпоративной культуры современной организации. Процессы социализации также связаны с механизмами адаптации и мотивации. Если адаптация рассматривается как часть социализационного процесса, то, что касается мотивации, ее роль в социологическом механизме института наставничества является дискуссионной.