Научный архив: статьи

Рубрика: 378.147. Методы обучения. Формы преподавания
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОЙ МНОГОРЕСУРСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (2025)

В статье представлены результаты экспериментального исследования по созданию иноязычной профессионально ориентированной смешанной многоресурсной образовательной среды. Предложены дидактические принципы, учитывающие интеграцию физического и цифрового пространств и их ресурсов при обучении иностранному языку. Анкетирование подтвердило эффективность данного подхода для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов, а также их критического мышления, цифровых компетенций и навыков научной коммуникации.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (855) (2025)
Автор(ы): МЕЛЬНИКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, Соболева Александра Владимировна
Сохранить в закладках
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИНГАФОННЫХ КЛАССОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕВОДЧИКОВ (2025)

В статье рассматриваются способы специализации компьютерных лингафонных классов для подготовки переводчиков. Авторы отмечают ориентированность современных лингафонных решений на экстенсивный путь развития функциональных возможностей для охвата более широкой номенклатуры предметов обучения, в том числе точных. Ввиду отсутствия готового специализированного решения для переводчиков авторы разрабатывают программное обеспечение (ПО). Оно дополняет функционал компьютерных лингафонных классов, способствует выработке методических рекомендаций по подготовке комплексов заданий с использованием решений ИИ (искусственного интеллекта) и современных возможностей по редактированию аудио и видео, а также проведению анализа результатов работы.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (855) (2025)
Автор(ы): ГРУЗДЕВ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ, МАКАРЕНКО АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, ШЕШИН ВАЛЕРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ СИНОНИМИЧЕСКИМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЕДИНИЦАМ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА (2025)

В статье показано, что в целях элиминации интерферентных ошибок у обучающихся в процессе усвоения синонимических лексических единиц китайского языка на практических занятиях по иностранному языку необходимо вводить информацию о концептуальных представлениях, которые регулярно воспроизводятся в семантике лексемы. Материалом исследования послужили синонимические китайские глаголы 穿 и 戴. Для решения лингводидактических задач предлагается моделировать концептуальную структуру лексической единицы, в основе которой лежат концепты, мотивирующие ее сочетаемость с разнородными существительными.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (854) (2025)
Автор(ы): Красикова Елизавета Александровна, ОЗОЛИНА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА
Сохранить в закладках
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ (2025)

Цель. В статье рассматривается процесс организации самостоятельной работы иностранных слушателей образовательной организации МВД России на этапе довузовской подготовки. С опорой на опыт изучения взрослыми обучающимися лексического минимума по русскому языку как иностранному элементарного уровня представлена последовательность организации направляемой преподавателем самостоятельной работы указанной категории обучающихся и типы заданий, доказавшие свою эффективность.

Методология и методы. В результате проведения пробного обучения, хронометрирования и бесед с участниками исследования, в процессе обобщения опыта обучения были выделены наиболее эффективные приёмы организации самостоятельной работы взрослых обучающихся, направляемой преподавателем.

Результаты. Сравнительная оценка результатов выполнения теста элементарного уровня до и после апробации предложенного процесса организации самостоятельной работы продемонстрировала рост количества набранных баллов на десять процентов, при этом качественный рост отмечается у обучающихся возрастной группы от 40 лет, которые ранее набирали количество баллов, не соответствующее требованиям. Теоретическая и/или практическая значимость.

Теоретическая значимость заключается в том, что раскрыта специфика организации самостоятельной работы иностранцев вуза МВД России на этапе довузовской подготовки по русскому языку, заключающаяся в необходимости подчиняться служебному распорядку при планировании времени на самостоятельную работу. С учётом этого уточнены цель и задачи организации самостоятельной работы на указанном этапе обучения; разработана последовательность создания учебно-диагностических материалов для самостоятельной работы. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов для разработки учебно-методических материалов, направленных на устранение лексико-грамматических ошибок иностранных обучающихся на довузовском этапе подготовки.

Выводы. Описанные особенности организации самостоятельной работы иностранных слушателей доказали свою эффективность для пополнения знаний, необходимых обучающимся для качественного овладения русским языком как иностранным.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Красикова Ольга Григорьевна
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (2025)

В статье исследуются вопросы анализа влияния индивидуального стиля преподавателя на организацию проектной деятельности студентов. Рассматриваются основные типы преподавательских стилей (авторитарный, демократический, либеральный, коучинговый), анализируются их характеристики и роль в постановке целей, организации работы, поддержке студентов и оценке результатов. Особое внимание уделяется важности адаптации стиля преподавателя к уровню подготовки обучающихся для повышения эффективности обучения и качества образовательного процесса. Определена роль преподавателя в постановке задач, обеспечении взаимодействия и оценке результатов. Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: гибкое сочетание различных стилей преподавания в зависимости от уровня подготовки студентов и специфики проекта позволит повысить качество образовательного процесса и результативность проектной деятельности. Целью данной статьи является выявление особенностей взаимодействия преподавателя с обучающимися на различных этапах проектной работы, а также разработка рекомендаций по адаптации преподавательского стиля для повышения качества обучения. Конкретные задачи заключаются в анализе основных типов преподавательских стилей, определении факторов, влияющих на формирование индивидуального стиля преподавателя, исследовании влияния различных стилей преподавателя на организацию проектной деятельности студентов.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): САДОВСКАЯ МАРИЯ ВИКТОРОВНА, ЗОЛОТОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА
Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ВУЗЕ (2025)

Одной из актуальных проблем педагогической практики в вузе является эффективная организация практических или лабораторных занятий. Возможным решением упомянутой проблемы является эффективная организация самостоятельной работы учащихся во время таких занятий. Модульная технология является одним из инструментов, позволяющих развивать и активно использовать в образовательном процессе навыки самостоятельной работы учащихся. Данная технология используется как на уровне общего образования, так и в профессиональном образовании. Анализ источников по теме применения модульной технологии в образовании свидетельствует о том, что вопросы, связанные с применением указанной технологии для организации самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении, слабо изучены. Как правило, исследования, затрагивающие проблемы применения модульной технологии в вузе, посвящены различным аспектам разработки модульных программ. В предлагаемой статье описан опыт практического применения модульной технологии на ступени высшего образования для решения проблемы эффективной организации самостоятельной работы учащихся. На примере практического занятия, проведенного со студентами физико-математического факультета, обучающимися по направлению «Педагогическое образование», показан один из возможных вариантов применения модульной технологии при изучении дисциплины «Технологии цифрового образования». Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что применение модульной технологии обеспечивает рациональную организацию аудиторной самостоятельной работы учащихся в вузе, позволяет индивидуализировать обучение.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ЖИТЕНЕВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА, Смирнова Лидия Викторовна
Сохранить в закладках
Методические рекомендации по созданию эффективного контента при разработке онлайн-курсов по английскому языку (2025)

В условиях активной цифровизации образования создание эффективных онлайн-курсов по английскому языку требует научно обоснованных методических решений. Данная статья посвящена проблеме разработки качественного контента онлайн-курсов по английскому языку. В связи с ростом спроса на дистанционное обучение и недостатком практических рекомендаций по их проектированию вопрос об оптимальной структуре онлайн-курсов сегодня особенно актуален. Целью статьи является разработка методических рекомендаций по созданию педагогически эффективного контента онлайн-курсов по английскому языку. Наличие логичной структуры онлайн-курсов по английскому языку, которые бы учитывали современные цифровые технологии, способствует качественному усвоению материала. Необходимо также особо выделить особенности восприятия информации современным поколением обучающихся (поколения Z («зумеры»), «Альфа»). В статье поставлены и решены следующие задачи: проанализировать актуальные требования к разработке цифровых курсов английского языка, выявив существующие проблемы и методические пробелы; определить оптимальную структуру онлайн-курса, соответствующую принципам современного педагогического дизайна; разработать практические рекомендации по созданию эффективного учебного контента с учетом мультимедийности; изучить особенности восприятия информации современным поколением учащихся (для оптимальной адаптации образовательных материалов). Методы исследования включали анализ научной литературы по цифровой педагогике и методике преподавания языков; обзор успешных кейсов онлайн-обучения иностранным языкам. Результаты позволили сформулировать ключевые принципы создания контента: модульность, мультимедийность, интерактивность и геймификация. Также предложена трехуровневая структура курса (вводный модуль, основное содержание, итоговый контроль). Выводы. Проведенное исследование подтвердило эффективность разработанных методических рекомендаций по созданию онлайн-курсов английского языка. Применение в рассмотренных в кейсах курсах предложенных принципов (модульности, мультимедийности и интерактивности) демонстрирует значительное повышение вовлеченности учащихся, улучшение показателей усвоения учебного материала. Эти результаты важны в условиях массового перехода на дистанционные формы обучения. Полученные данные согласуются с выводами современных исследований в области цифровой дидактики. Считаем, однако, что необходима дополнительная адаптация методик для различных уровней языковой подготовки. Особого внимания требует разработка дифференцированных подходов к обучению студентов с разным исходным уровнем владения английским языком. Этот момент открывает новые направления для дальнейших исследований.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 15, № 4 (2025)
Автор(ы): Дигтяр Олеся Юрьевна
Сохранить в закладках
Применение концепции социального стиля для организации взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях (2025)

Актуальность статьи обусловлена необходимостью установления гармоничных межличностных отношений в контексте преподавательской практики и разработки эффективных стратегий взаимодействия со студентами на основе концепции социального типа человека. В публикации рассматривается концепция, определяющая четыре стиля поведения, которые отражают поведенческие особенности индивидов, приоритеты их действий в отношении достижения цели и установления взаимоотношений. Отмечается необходимость использования этой информации в процессе проведения занятий по английскому языку. Приводятся виды заданий, которые более успешно выполняются студентами — представителями того или иного социального типа в силу особенностей их восприятия и анализа материала, а также специфики взаимодействия с окружающими. Делается вывод о том, что полученные данные можно использовать с целью повышения эффективности учебного процесса.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 15, № 2 (2025)
Автор(ы): Логина Мария Владимировна, Максимова Ольга Игоревна
Сохранить в закладках
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА: ФОРМАЛЬНЫЙ, НЕФОРМАЛЬНЫЙ И ИНФОРМАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ (2025)

Излагаются результаты исследования формального, неформального и информального компонентов иноязычной подготовки студента неязыкового вуза и их связи с методическим инструментарием преподавателя иностранного языка. Приводятся результаты анализа смысловой нагрузки ключевых терминов и понятий, информационно-аналитического обзора открытых источников по теме, а также оценки потенциала формального, неформального и информального компонентов для эффективной иноязычной подготовки в целом, отдельных ее этапов и практического применения в образовательном процессе наиболее подходящих для этого технологий, методических подходов и приемов.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 3 (2025)
Автор(ы): ЛЕУШИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, РЯБОВА ЛЮБОВЬ ИГОРЕВНА
Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ КОНТЕКСТНО-РЕФЛЕКСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ (2025)

В статье рассматриваются особенности развития коммуникативной компетенции студентов медицинского вуза в условиях контекстно-рефлексивной технологии. Коммуникативная компетенция в образовательном пространстве медицинского вуза рассматривается как ключевой элемент профессиональной подготовки будущей профессиональной деятельности, необходимый для эффективного взаимодействия с пациентами, коллегами и сотрудниками здравоохранения. В статье обосновываются педагогические условия, способствующие успешному развитию коммуникативной компетенции, среди которых выделяются сами мотивы студентов медицинского вуза, активное использование интерактивных методов обучения, внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности, поддержка со стороны преподавателей и наставников. Особое внимание уделяется рефлексии в контекстно-рефлексивной технологии как осмыслении студентами медицинского вуза своих профессиональных действий, их анализ и прогнозирование. Обозначена перспектива дальнейших исследований в данной области.

Издание: ВЕСТНИК АРМАВИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): АЛЕКСЕЕВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ (2025)

В статье рассматриваются методологические подходы к исследованию поликультурной подготовки психолога. На общенаучном уровне исследование обосновывается с позиций системного, аксиологического, культурологического, личностного и деятельностного подходов, на конкретно-научном уровне рассматривается компетентностный подход. В качестве целей воспитательной составляющей подготовки будущих психологов к поликультурности рассматриваются этнокультурная и национальная идентичности, традиционная культура сообществ, культура межнационального общения и уважительного отношения к религии, культуре, традициям, обычаям и языкам народов страны, а также ряд аспектов жизненной самореализации.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 1 (2025)
Автор(ы): Милюкова Татьяна Викторовна
Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА (2025)

В статье рассматривается проблема развития языковой личности специалиста средствами учебной дисциплины. На основе системы личностных и профессиональных психологических особенностей обучающегося составляется модель его языковой личности; раскрываются методы и способы развития ее компонентов для обеспечения успешной самореализации индивида в профессиональной деятельности. Обозначены предпосылки и условия эффективности коммуникативного взаимодействия. Выделены аспекты коммуникативной личности говорящего: ценностный, отвечающий за оценку речевой ситуации с точки зрения нормы и морали и соответствующий моральным установкам в структуре языковой личности; понятийный аспект, определяющий стандартный и креативный модусы поведения (следование модели и нестандартное поведение), и поведенческий аспект — речевые действия (способы их реализации), продиктованные мотивами, целями и стратегиями общения. Рассмотрены особенности и своеобразие профессиональной языковой личности. Обозначены критерии оценки уровня профессионализма, показатели которых составляют речевой имидж индивида. Предложены некоторые типы заданий, применение которых разнообразит традиционные способы формирования знаний, умений и навыков. Определены способы и средства перевода специалиста на более высокий уровень профессионализма. Предложены перспективные области разработок по развитию профессионализма и речевого имиджа специалиста средствами дисциплины.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Цупикова Елена Викторовна
Сохранить в закладках