На основе анализа положений нормативных правовых актов (Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и других законов) выявляется ряд коллизий законодательства, регламентирующего применение режима особых условий в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы (преимущественно в исправительных учреждениях и следственных изоляторах). Акцентируется внимание на основаниях введения режима особых условий в рассматриваемых учреждениях, организации их деятельности, объеме ограничений, налагаемых на содержащихся лиц, процедуре введения режима особых условий. Отдельно отмечается отсутствие законодательного регулирования введения режима особых условий в исправительных центрах.
В статье анализируется значение различных оснований введения режима особых условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В результате дается их классификация с выделением трех групп: а) которые можно применять непосредственно для введения режима особых условий в исправительных учреждениях; б) двухэтапные, т. е. которые реализуются только после введения режимов ограничительных мероприятий (карантина) или чрезвычайного положения; в) трехэтапные, т. е. как причины чрезвычайной ситуации, на основе которой может быть объявлено чрезвычайное положение как основание введения режима особых условий в исправительных учреждениях.
В статье установлено, что уголовно-исполнительное законодательство недостаточно ориентировано на достижение целей введения чрезвычайного или военного положения. Выявлены недостатки законодательства, например не предусмотрены особенности исполнения большинства наказаний, кроме ограничения свободы и лишения свободы, ограничительные меры, относящиеся к режиму особых условий в исправительных учреждениях и т. д., При этом в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» и Федеральном конституционном законе «О военном положении» содержатся нормы, которые могут ограничивать правовое положение осужденных.