Актуальными задачами профилактической медицины являются оценка риска здоровья работников промышленных предприятий и разработка мер по предотвращению профессиональных и производственно-обусловленных болезней. Цель работы - на основе комплексного исследования условий труда на Куйбышевском нефтеперерабатывающем заводе (г. Самара) провести оценку профессиональной заболеваемости у его работников, отличающихся условиями труда.
Материалы и методы. Изу-чались санитарно-гигиенические условия производственной среды на Куйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, а также медико-биологические показатели его сотрудников за период с 2012 по 2023 год, после чего на основе данных о случаях заболеваемости, полученных из электронной базы предприятия, с опорой на Международную классификацию болезней 10-го пересмотра была проведена оценка риска здоровью работников. Анализ профессионального риска развития нарушений здоровья осуществлялся по методике Р.2.2.1766-03. Обследовано 2089 чел. в возрасте 29-60 лет (67 % мужчин, 33 % женщин; средний стаж - более 20 лет), которые были разделены на две группы: основная - 1411 чел., условия работы которых классифицировались как вредные (3-й класс опасности), сравнения - 678 чел. с допустимыми условиями труда (2-й класс).
Результаты. Согласно гигиеническим критериям, условия труда на исследуемом предприятии относятся к классу 3.1-3.2. Оценка производственных факторов показала, что содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны, воздействие интенсивного производственного шума в сочетании с тяжелыми физическими нагрузками выступают в качестве пусковых механизмов развития производственно-обусловленных патологий пищевари тельной (34,9±1,1 % случаев, при p < 0,05), дыхательной (16,9±1,2 % случаев, при p < 0,05), опорно-двигательной (13,4±0,9 % случаев, при p < 0,05) си стем. Выявлены причинно-следственные связи между неблагоприятными производственными факторами и развитием болезней слухового анализатора и органов дыхания (этиологическая доля составила 93,59 и 72,63 % соответственно).
В итоговой оценке степень риска развития профессиональной патологии в целом характеризуется как средняя, что обуславливает необходимость разработки комплекса мер по снижению профессионального риска.
Одним из актуальных направлений при изучении механизмов развития патологий, возможности тестирования новых фармакологических препаратов, а также внедрении альтернативных способов терапии болезней является использование лабораторных животных, среди которых чаще всего выбираются грызуны. Расстройства аутистического спектра требуют изучения не только генетических и нейробиологических механизмов возникновения, но и возможности ранней диагностики и облегчения симптоматики. Цель представленной работы — провести обзор имеющихся методов создания экспериментальных моделей расстройств аутистического спектра и современных тестов, необходимых для оценки поведенческих паттернов животных при проведении биомедицинских исследований по изучению аутизма. Поиск источников литературы осуществляли в базах данных PubMed и РИНЦ по следующим словарным запросам: «расстройства аутистического спектра», «модели на грызунах», «поведенческие модели», «фармакологические модели расстройств аутистического спектра», «autism», «autism spectrum disorder» и др. Временной горизонт поиска распространялся на 2016–2023 гг. Рассмотрены современные подходы к моделированию расстройств аутистического спектра на грызунах. Отдельное место занимает описание фармакологических и поведенческих моделей. Большое внимание уделяется комплексному изучению поведения животных для оценки степени выраженности симптомов аутизма, а именно нарушений социального поведения, проявлений стереотипного поведения и расстройств коммуникационных способностей.
Распространение инфекции COVID-2019 обусловило появление новых трудностей в адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузах, связанных с дистанционным обучением. Цель статьи - исследование показателей психоэмоциональной сферы студентов в условиях физиологической и психофизиологической адаптации при переходе вузовского обучения к дистанционной форме.
Материалы и методы. Участниками исследования стали студенты I курсов Самарского государственного медицинского университета. Для сбора материалов статьи использовались базовые и расчетные методики, характеризующие состояния сердечно-сосудистой системы и адаптационные возможности студентов и их влияние на психоэмоциональную сферу студентов.
Результаты: выявлены совершенно новые данные в отношении физиологической и психофизиологической адаптации студентов первого года обучения. Переходы обучения с очной формы на дистанционную и обратно в течение первого семестра 2020 года обусловили значимое снижение возможностей организма в процессе физиологической и психофизиологической адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе, что также обусловило снижение показателей умственной работоспособности, произвольного внимания на фоне более выраженного психоэмоционального стресса, связанных с переходом вузовского обучения к дистанционной форме и обратно. Результаты станут научной основой для разработки педагогами вузов мер по снижению напряженности адаптации у первокурсников.