В статье обсуждаются вопросы исследования нейродинамических характеристик психической деятельности у детей дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза в процессе коррекционно-развивающей работы. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке 40 детей в возрасте 4 и 5 лет, осуществленного с помощью специально разработанного варианта корректурной пробы для дошкольников и последующего расчета балловых оценок по возрастной группе по Ж. М. Глозман. Исследование проводилось в начале госпитализации в стационарное отделение Центра патологии речи и нейрореабилитации, затем при выписке, спустя 30 дней. За период госпитализации с детьми провели 6-8 индивидуальных нейропсихологических занятий. Исследование выявило статистически значимые различия ( p < 0,05) между показателями детей в начале госпитализации и в конце нее во всех возрастных группах. Шесть человек из общей выборки показали такие же результаты на итоговом нейропсихологическом обследовании, как и на первичном, при этом у большей части их них были изначально хорошие результаты по корректурной пробе. Большинство детей из выборки (34 человека из 40) демонстрировали увеличение энергетического потенциала и снижение уровня нарушений регуляторно-нейродинамического компонента психической деятельности. Исследование роли последствий перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза у детей дошкольного возраста в процессе нейропсихологической коррекционно-развивающей работы представляется актуальным и соответствует практическим целям современной нейропсихологии, требует более глубокого изучения для дальнейшей комплексной медико-психолого-педагогической профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Статья посвящена теоретическому исследованию особенностей эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра и роли интегративной психотерапии в их коррекции. Во введении рассматривается значимость изучения особенностей и нарушений эмоционально-личностной сферы у подростков с расстройствами шизофренического спектра, подчеркивается их прогностическая роль для социальной адаптации и общего качества жизни, поднимается вопрос целесообразности рассмотрения диагностики и терапии с позиций дименсионального подхода. Далее подробно анализируется специфика нарушений эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра, в том числе в контексте их влияния на социальное функционирование. В следующем разделе раскрываются возможности интегративной психотерапии при работе с исследуемой целевой группой, описываются преимущества и ограничения конкретных методов, обосновывается необходимость корректного комбинирования методов для достижения наилучших терапевтических результатов, подчеркивается, что комплексное применение интегративных методов позволяет улучшить социальную адаптацию и качество жизни подростков с заболеваниями шизофренического спектра. Наконец, обсуждаются преимущества и ограничения психотерапевтической работы с подростками с заболеваниями шизофренического спектра в условиях психиатрического стационара, предлагаются стратегии минимизации указанных ограничений. В заключение рассматриваются возможные перспективные направления исследования эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра, которые сосредоточены на создании комплексной, научно обоснованной системы долгосрочной реабилитации, учитывающей возрастную специфику эмоционально-личностных нарушений при расстройствах шизофренического спектра у подростков.
Обоснование: разработка проблемы аффективных нарушений у больных с шизотипическим расстройством с ведущими расстройствами пищевого поведения (РПП) в детско-подростковом возрасте является неизменно актуальной. Однако сопутствующие ему расстройства и их динамика исследованы недостаточно.
Цель работы: изучить клинико-психопатологическую структуру аффективных нарушений у пациентов с шизотипическим расстройством и ведущими в клинической картине расстройствами пищевого поведения.
Пациенты и методы исследования: в исследование включены 50 пациентов (9 мальчиков, 41 девочка) в возрасте от семи лет до 16 лет (средний возраст 13,2 ± 2,7 года) в соответствии с диагностическими критериями включения: 1) шизотипическое расстройство; 2) расстройства пищевого поведения; 3) аффективные расстройства. В исследовании применяли соматический, клинико-психопатологический, клинико-катамнестический, психометрический (шкала Гамильтона для оценки депрессий, the Hamilton Depression Rating Scale, HDRS), шкала оценки позитивных и негативных синдромов (Positive and Negative Syndrome Scale, PANSS) методы.
Результаты: у пациентов с шизотипическим расстройством и аффективными нарушениями наблюдались следующие варианты РПП: нервная анорексия (НА — первый тип), нервная анорексия с доминированием булимии (НАНБ — второй тип), нервная анорексия с доминированием булимии и вомитоманией (НАНБ + В — третий тип). Аффективные нарушения при первом типе течения РПП отличались выраженной депрессивной триадой, суицидальными мыслями и ступором на кахектическом этапе болезни. Аффективные нарушения при втором типе течения РПП характеризовались смешанным аффективным состоянием: короткой непродуктивной манией c идеями дисморфофобии и идеями отношения, сменяющейся затяжным депрессивным состоянием с сенесто-ипохондрическими нарушениями, астенией, нарастанием когнитивных нарушений. Аффективные нарушения при третьем типе течения РПП характеризовались, помимо тимического компонента, наличием выраженных бредовых и дисморфофобических расстройств и идей отношения, психопатоподобным поведением, деперсонализационно-дереализационными нарушениями, астенией и когнитивными нарушениями. Аффективная патология при шизотипическом расстройстве с РПП так же, как и дисморфофобический синдром, сохранялась длительное время. Наиболее тяжелое течение наблюдалось у третьей группы пациентов (НАНБ + В), что было обусловлено значительной долей психотических расстройств в структуре синдрома и соматическими осложнениями вследствие рвотного поведения.
Выводы: пациенты с шизотипическим расстройством и ведущей симптоматикой в виде РПП и аффективных нарушений требуют комплексного подхода к терапии, включающего соматическое и психофармакологическое лечение.