Наставничество: поиск и использование новых потенциалов (2025)

В статье исследуется роль наставничества как формы обучения, обосновываются его преимущества в развитии прикладных профессиональных компетенций. Рассмотрено содержание наставничества, его нацеленность на результат, описаны основные типы наставничества. Автор подчеркивает необходимость развития национальных традиций наставничества, важность трансформации практики наставничества в неотъемлемый элемент корпоративной культуры как важной предпосылки создания на предприятии климата, базирующегося на российских традициях творчества, с четкой ориентированностью на обучение, освоение необходимых для предприятия компетенций в процессе работы. Обосновывается, что использование практики наставничества повысит вовлеченность персонала в происходящие на предприятии процессы, обеспечит рост эффективности производства, формирование командного духа, повысит лояльность персонала к системе ценностей компании.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА. УПРАВЛЕНИЕ. ПРАВО
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Калинина Людмила Л.
Сохранить в закладках
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА И ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОЦЕНКЕ ЛИДЕРОВ ВУЗОВ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ (2024)

В статье представлены результаты аналитического обзора публикаций журнала «Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования» в 2023 году, авторами которых являются ректоры воронежских вузов. Контекст анализа - основные установки Года педагога и наставника. В качестве анализируемых позиций представлены: значение деятельности педагогов и наставников в системе высшего образования города и области, определение основных составляющих личностно-профессионального портрета преподавателя, содержание и направления его деятельности. Обращается внимание на четко обозначенные ключевые позиции, служащие основой для консолидации ректорского корпуса по отношению к миссии, роли и положению педагогов и наставников в системе высшего образования.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Шакурова Марина Викторовна
Сохранить в закладках
Создание региональной модели наставничества для реализации проекта «Школа Минпросвещения России»: из опыта работы (2025)

В статье описана региональная модель наставничества образовательных организаций в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», реализуемая на площадке государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (далее — Институт). В качестве ключевого аргумента актуальности проблемы приведены результаты самодиагностики общеобразовательных школ, показывающие снижение количества школ с показателем ниже базового уровня и увеличение в пять раз числа образовательных организаций с высоким уровнем соответствия эталонным требованиям. При разработке модели были учтены важные тезисы, сформулированные после изучения научно-педагогической и методической литературы по вопросам наставничества в системе образования. Анализ литературы показал, что важным компонентом наставничества видится трансляция ценностно-смысловых установок деятельности. Значимой характеристикой модели становится ее «внешний контур» как взаимодействие с другой образовательной организацией. Существенно, что имеющиеся методические рекомендации касаются внутренней системы наставничества, при этом «внешний контур» наставничества остается недостаточно проработанным. Проведенный в октябре 2024 года опрос директоров школ Пермского края, вошедших в состав федеральной «Наставнической лиги», показал возможные направления деятельности управленческих команд и их готовность представлять свой опыт для всех образовательных организаций. Результаты анализа литературы и опроса позволили рабочей группе Института разработать модель наставничества с учетом имеющегося в каждой школе опыта наставничества во «внутреннем контуре»; цикличной взаимосвязи целевого, организационного, содержательного, технологичного, результативного компонентов; возможностей адаптирования модели к каждой конкретной ситуации.

Издание: КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (26) (2025)
Автор(ы): Волкова Лилия Викторовна
Сохранить в закладках
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ (2025)

В статье рассматривается роль наставничества в процессе профессионального становления студентов высших учебных заведений. Анализируется значение наставнической деятельности в процессе формирования у студентов необходимых профессиональных компетенций, личностных качеств и навыков, способствующих успешной адаптации в профессиональной среде после окончания университета. Рассматриваются различные модели наставничества, их особенности и эффективность в зависимости от специфики учебного заведения и профиля подготовки. В статье представлены успешно реализуемые модели наставнической деятельности на примере нескольких высших учебных заведений России. Выводы исследования показывают, что грамотно организованная система наставничества способствует повышению уровня профессиональной готовности студентов и их конкурентоспособности на рынке труда.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Борзова Татьяна Александровна
Сохранить в закладках
МОДЕЛИ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА СМЫСЛОВОГО ДЕТЕРМИНИЗМА ФЕНОМЕНА НАСТАВНИЧЕСТВА И ЕГО АНАЛОГОВ (2025)

Авторы отмечают, что в условиях имеющегося терминологического многообразия существует серьезная методологическая проблема в интерпретации и дифференцировании содержательных различий феномена наставничества и его аналогов для понимания большинством педагогов-практиков. В результате теоретического осмысления основных отличий в определениях применяемых педагогической общественностью категорий «наставничество», «тьюторство», «кураторство», «коучинг» и «менторинг» авторы приходят к выводу о том, что возможно концептуально детерминировать сущности этих феноменов, разделив их на два принципиально отличающихся друг от друга кластера педагогических технологий. На основе анализа особенностей субъект-субъектного взаимодействия авторами предложен общий критерий оценивания, в качестве которого рассматривается центральный субъект взаимодействия, находящийся в фокусе внимания при практической реализации каждой педагогической технологии. Дифференцирование феноменов по предложенному критерию позволило авторам отнести к одному из кластеров наставничество, кураторство и менторинг, а к другому тьюторство и коучинг Авторы подчеркивают, что, несмотря на наличие специфических особенностей, феномены внутри каждого кластера можно рассматривать как смысловые синонимы. Поставив в соответствие каждому кластеру определенную модель субъект-субъектного взаимодействия, авторы приходят к выводу что, несмотря на терминологическое разнообразие феноменов, существует лишь две модели педагогического взаимодействия: доминации и сопровождения. Авторы акцентируют внимание на том, что выбор модели взаимодействия и педагогической технологии ее практической реализации определяется целеполаганием в реальной жизнедеятельности и остается за субъектами взаимодействия.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Сафонцева Наталья Юрьевна, Кривенко-Бахмутская Ю. Н.
Сохранить в закладках
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (2024)

Введение. В современной образовательной ситуации актуальными становятся поиск и внедрение эффективных практик, которые могут послужить альтернативой традиционным способам трансляции знаний и формирования умений дошкольников. К их числу относится проектирование, мотивирующее познавательную активность детей и повышающее воспитательный потенциал педагогического процесса. В связи с этим обосновывается целесообразность оказания методической помощи воспитателям в преодолении дефицита компетенций в области проектирования образовательных практик.

Теоретический анализ. При обосновании модели методического сопровождения был предпринят анализ теоретических подходов к данной проблеме, который позволил выделить приоритетные формы сотрудничества методиста-наставника с педагогами: наставничество, тьюторство, коучинг. Полученные результаты дают основание сделать вывод о необходимости создания условий для овладения педагогами-практиками проектирования образовательного процесса.

Заключение. Чтобы выстроить эффективную систему поддержки творческих начинаний как отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива, важно учесть их готовность к участию в преобразованиях, овладеть способностью быстро реагировать и перестраивать модели методического сопровождения в зависимости от текущих условий. Рассмотрение обозначенной проблемы позволило доказать актуальность предложенной модели методического сопровождения проектирования образовательных практик в достижении качественных преобразований педагогической деятельности.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 1 (2024)
Автор(ы): КОРЕПАНОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ (2025)

В статье рассмотрена сущность профессиональной переподготовки и необходимость совершенствования системы профессиональной переподготовки в современных экономических условиях. Цель исследования заключается в совершенствовании функционирования системы профессиональной переподготовки кадров для отраслей экономики в условиях их современного развития и требований к персоналу. Методы исследования формируют его методику и включают использование общенаучных и специальных методов исследования. Для проведения исследования применялись методы анализа, синтеза и классификации, системный подход, сравнительный статистический анализ. Приведены методики, которых необходимо придерживаться в процессе построения системы профессиональной переподготовки кадров, а также рассмотрена роль наставничества в процессе обучения. По результатам исследования представлены наиболее эффективные этапы процедуры наставничества при осуществлении профессиональной переподготовки. Актуализирована необходимость внедрения системы профессиональной переподготовки кадров для отраслей экономики.

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
Выпуск: Т. 14 № 1 (2025)
Автор(ы): Резникова Ольга Сергеевна, Ковтонюк Александра Васильевна
Сохранить в закладках
Наставничество в условиях реализации дуального подхода в подготовке кадров (2025)

Введение. Качество обучения в системе среднего профессионального образования зависит, прежде всего, от кадрового обеспечения: профессиональной компетентности педагогов – мастеров производственного обучения учебных заведений и наставников – руководителей производственной практики студентов на предприятии. В связи с этим актуализируется проблема подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и наставников предприятий. Одним из путей решения проблемы, как показывает опыт, является формирование организационно-управленческих умений и основ психолого-педагогических компетенций в условиях проведения практики, когда трудоустраиваются по два студента, один из которых – успешно успевающий студент – становится наставником студента слабоуспевающего. В этом случае студент-наставник выступает потенциальным кадровым резервом для возможной будущей деятельности наставника, мастера производственного обучения, руководителя среднего звена.

Постановка задачи. Описание опыта формирования и развития организационно-управленческих, наставнических умений в процессе наставнической деятельности студентов колледжа в период производственной практики на предприятии.

Методика и методология исследования. В исследовании применялись методы анализа научной литературы, диссертационных исследований, обобщения педагогического, производственного и собственного опыта, педагогического наблюдения, формулирования выводов.

Результаты. Обобщение опыта организации практики, положительные изменения в формировании организационно-управленческих компетенций у практиканта-наставника показывают эффективность разработанной методики и позволяют формировать кадровый резерв будущих мастеров для учебных заведений среднего профессионального образования, наставников практики и потенциальных руководителей среднего звена для предприятий.

Выводы. Уточнены функции мастера производственного обучения и руководителя практики на предприятии; разработана модель формирования наставнических умений студента в период прохождения практики. Представлена организационно-структурная модель организации практики и выявлены условия взаимодействия учебного заведения среднего профессионального образования и предприятия в процессе формирования наставнических умений студентов-наставников.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Автор(ы): Масалимова Альфия Рафисовна, Гайнеев Эдуард Робертович, Шайдуллина Альбина Рафисовна
Сохранить в закладках
АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА (2024)

В статье проведен обзор современных исследований наставничества и сделан вывод о том, что с позиций социологии категория наставничества представляется недостаточно исследованной (в этом ключе ей уделяется значительно меньше внимания в научной литературе). Наставничество, изучаемое специалистами в рамках социологических наук, как правило, рассматривалось с позиции концепций структурного функционализма и социального обмена (А. Гоффман; Дж. Аллан; Э. Гардинер и др.). Для социологических концепций института наставничества базовым фактором является категория социализации. Наставничество, наряду с процессами обучения и воспитания, является составляющим компонентом социализации. Практика введения наставничества позволяет констатировать неясность и расплывчатость представлений наставника о себе и своей роли, равно как и образ наставника для его подопечных, что создает препятствия для прививания стандартов наставничества в части его организации и успешной реализации, как на индивидуальном, так и групповом уровнях. Следует констатировать смещение фокуса наставничества с его представления как проводника власти и держателя определенной структуры на его значение в образовании и развитии корпоративной культуры современной организации. Процессы социализации также связаны с механизмами адаптации и мотивации. Если адаптация рассматривается как часть социализационного процесса, то, что касается мотивации, ее роль в социологическом механизме института наставничества является дискуссионной.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 3 (183) (2024)
Автор(ы): Виноградов Александр Эдмондович
Сохранить в закладках
АКСЕЛЕРАТОР НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПОРТФЕЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ В СООБЩЕСТВЕ УПРАВЛЕНЦЕВ (2025)

В современном мире построение научной карьеры становится все более сложной задачей. Все чаще карьера воспринимается как создание портфолио, которое можно предъявлять работодателю при переходе из одной организации в другую. Развитие специалиста по нескольким ключевым направлениям называется новым термином - «портфельная» карьера. Портфельная карьера, как новая форма профессионального роста и развития, приобретает особую значимость. В этой связи акселераторы научной карьеры представляют собой эффективные инструменты, способствующие успешной реализации потенциала ученых, исследователей и специалистов в их стремлении к развитию. Основной целью акселератора является поддержка лиц, обладающих ключевыми управленческими компетенциями и успешно применяющими их в рамках исполнения своих должностных функций, в интеграции научной деятельности в их карьерные траектории, что способствует развитию их стратегического и аналитического потенциала, а также укреплению научно-технического и инновационного сектора экономики регионов и государства. Цель исследования заключается в формировании практической методики подготовки и реализации акселератора для достижения задач, поставленных перед авторами до момента внедрения рассматриваемого комплекса действий. В результате исследования был проведен анализ эффективности ключевых компонентов программы, таких как наставничество, геймификация и трекинг. Также оценены количественные и качественные показатели успешности программы, такие как количество научных публикаций, заявок на гранты и карьерные достижения участников.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 3 (189) (2025)
Автор(ы): Гейдт Алена Владимировна, Шабаева Алиса Владимировна, Богодяж Артём Евгеньевич
Сохранить в закладках
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ (2024)

В целом сегодня во многих вузах России создана инфраструктура, экосистема, достаточная для того, чтобы от заинтересованного абитуриента получить успешного выпускника. Но одной экосистемы явно не достаточно. Университет выпускает один продукт, а бизнес ожидает другого. Так, недостаточно понимания того, что требуется изменить для получения востребованного выпускника. Цели вуза должны совпадать с ожиданиями работодателя. Вуз хочет от студента выполнения учебного плана и его трудоустройства, а работодатель ожидает высокомотивированного сотрудника, умеющего работать в команде, целеустремленного, готового саморазвиваться, инициативного и многозадачного. Для решения этой проблемы важную роль играют наставники-навигаторы, которые будут выявлять лидеров и формировать студенческий кадровый резерв вуза для развития карьерных сервисов.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Яровова Татьяна Викторовна
Сохранить в закладках
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОСТИ (2024)

Мероприятия и программы, реализующиеся в рамках развития наставнической деятельности в России, позволяют усовершенствовать морально-психологический климат в обществе в отношении представителей педагогических профессий. В текущей ситуации с учетом тенденций развития России наставничество переходит в ранг важнейших ресурсов для повышения уровня гражданственности, трудовой сознательности, желания сотрудников всех профессиональных областей служить укреплению российского государства. На данном этапе институт наставничества в России только начинает возрождаться - он развивается, конечно, с опорой на весь отечественный богатейший прошлый опыт. Невзирая на накопленные механизмы и решения, исследуемому институту необходим новый формат - институт наставничества должен отвечать актуальным вызовам современности. Наставники в системе образования представляют собой опытных педагогов, имеющих личностные качества и профессиональные компетенции высокого уровня, владеющих коммуникативной культурой и методами в области передачи духовно-нравственного и педагогического опыта.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Яровова Татьяна Викторовна, Воробьева Марина Вячеславовна
Сохранить в закладках