В статье агрессия рассматривается как устойчивое личностное образование, при котором подросток находится в частых конфликтах с родителями, одноклассниками, знакомыми, при этом подросток ведет себя крайне дерзко: дерется, ругается, сквернословит, нарушает правила поведения в обществе. Проблема подростковой агрессивности привлекала внимание отечественных и зарубежных исследователей: Г. М. Андреева, В. В. Знакова, Н. Д. Левитова, Т. Г. Румянцева, Г. Парренс, М. Ратнер, Р. Кэмпбэл и др. В работе рассмотрены особенности проявления агрессивного поведения у подростков, факторы, вызывающие подростковую агрессивность и описаны последствия агрессии: как в результате данного неблагоприятного новообразования страдает самооценка подростка, снижается успеваемость в учебной деятельности, мотивация; появляются проблемы в здоровом общении, что может привести к деформации личности. В статье даются рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с агрессивными детьми, предлагаются методы и способы коррекции агрессивности, эффективно влияющие на деструктивное поведение. В работе приводится классификация, предложенная психологами А. Басс и А. Дарки, рассматриваются социализированная и несоциализированная формы агрессии.
Неопределенность - одна из центральных категорий методологического поиска современной социальной психологии. Медицинские работники ежедневно сталкиваются с ситуациями, поведение в которых во многом зависит от уровня тревожности и толерантности к неопределенности, однако выраженность и взаимосвязь этих личностных характеристик среди представителей данной группы практически не изучалась. Учитывая это, было проведено исследование на базе Ростовского областного перинатального центра, выявляющее уровень толерантности к неопределенности и тревожности среди медицинских работников и взаимосвязь этих характеристик. В нем приняли участие 63 медицинских работника в возрасте от 25 до 64 лет. Для определения уровня толерантности к неопределенности, интолерантности к неопределенности и межличностной интолерантности к неопределенности использовался «Новый опросник толерантности к неопределенности» Т. В. Корниловой. Уровень ситуативной и личностной тревожности респондентов измерялся с помощью шкалы Спилбергера - Ханина. По результатам исследования среди медицинских работников наиболее распространен средний уровень толерантности к неопределенности, интолерантности к неопределенности и межличностной интолерантности к неопределенности. Выявлен также средний уровень ситуативной и высокий уровень личностной тревожности. Найдены статистически значимые положительные взаимосвязи между интолерантностью к неопределенности и ситуативной тревожностью, а также межличностной интолерантностью к неопределенности и личностной тревожностью. Между толерантностью к неопределенности и личностной тревожностью найдена статистически значимая обратная взаимосвязь. Полученные данные могут быть в дальнейшем проверены и уточнены на выборке большей мощности. Кроме того, результаты исследования важны для практической работы психологов медицинских организаций.
Целью статьи является изучение воздействия музейной арт-терапии на формирование копинг-стратегий. Музейная арт-терапия - это направление арт-терапии, основанное на целебном воздействии искусства, когда музей становится особой социальной средой, призванной оказывать благотворное воздействие на психику и здоровье человека.
Исследование состоит из комплекса взаимодополняющих методов: теоретических (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы, синтез, сравнение); эмпирических (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, анкетирование, тестирование по психодиагностическим методикам), статистических методов обработки. Нами были использованы следующие методики: метод наблюдения, методика для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хайма, тест Р. Лазаруса «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях».
В результате разработана психолого-педагогическая модель формирования конструктивных копинг-стратегий у студентов педагогического вуза с использованием методов музейной арт-терапии. Авторами представлена методика работы с музейными артефактами с целью расширения поведенческого диапазона копинг-стратегий студентов педвуза.
Использование методов музейной арт-терапии позволило сформировать конструктивные копинг-стратегии у студентов педвуза. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогической модели формирования конструктивных копинг-стратегий средствами музейной арт-терапии будет способствовать формированию стрессоустойчивой личности будущего педагога.
В статье представлены результаты исследования стратегий адаптации личности в кризисных ситуациях, ситуациях неопределенности. На протяжении жизненного пути каждого человека неминуемо возникают кризисные ситуации нормативного и ненормативного характера. Проживая кризисные периоды жизни, личность накапливает определенный опыт реагирования на сложные события. Результативность и закрепленный опыт формирует определенные паттерны поведения личности в кризисе и далее в любой эмоционально напряженной ситуации. В анализ типов стратегий кризисного реагирования вошли характеристики эмоциональной сферы личности. Основными анализируемыми параметрами, вошедшими в профиль кризисного реагирования, стали тревожность личности, фрустрация, проявление агрессивности, направленность локуса контроля.
Целью исследования стал анализ психологических характеристик личности, описывающих типы реагирования на кризисные ситуации. В качестве теоретической основы выступили психологические исследования отечественных и зарубежных психологов. Использовались стандартизированные методики и опросники, позволяющие исследовать содержательные характеристики анализируемых параметров. Впервые получены данные, позволяющие предметно рассуждать о наполнении адаптационных стратегий проявлениями эмоциональной сферы. Результаты исследования позволили определить основные характеристики типов стратегии адаптации личности, имеют практическое значение для специалистов, оказывающих психологическую помощь лицам, находящимся в кризисном периоде.
Исследование психологических особенностей жизнедеятельности личности в кризисы и периоды неопределенности становится важным направлением изучения кризисной психологии. Актуальные события, изменение ценностей делают вопрос понимания проживания личностью сложных периодов в жизни крайне важным. Благополучие современного человека напрямую зависит от его способности адаптироваться к внешним и внутренним изменениям. Исследуемые типы адаптации требуют уточнения и конкретизации по ряду параметров. Сейчас уже становится понятным, что определение психологического содержания моделей адаптации к изменяющимся условиям социальной среды является важным условием для определения вариантов психологической помощи личности, проживающей кризисные периоды своей жизни и их последствия.
Цель статьи - обобщение результатов ранее проведенных исследований на тему личностных коррелятов цифровой зависимости. Основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 694 респондентов в возрасте от 10 до 69 лет. В исследовании использованы опросник APA для оценки зависимости от видеоигр, опросник зависимости от смартфона (автор - В. П. Шейнов), опросник зависимости от социальных сетей (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), короткая версия опросника прокрастинации (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), русскоязычная версия Госпитальной шкалы тревоги и депрессии / Hospital Anxiety and Depression Scale - HADS (адаптация М. А. Морозовой и др.), шкала агрессивности Х. Ю. Айзенка.
Проведенное исследование выявило, что зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр у русскоязычных испытуемых положительно взаимосвязаны между собой, а также с такими проблемными личностными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация и проблемы со сном.
Установлены гендерные различия: мужчины чаще демонстрируют зависимость от видеоигр и более продолжительное ежедневное участие в играх, тогда как у женщин выражены зависимость от социальных сетей и зависимость от смартфона, а также более высокие показатели тревожности и прокрастинации. Уровень депрессии и проблемы со сном одинаково проявляются у представителей обоих полов. С возрастом в целом большинство негативных качеств усиливаются.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в осознании того, что разные виды зависимости (от смартфона, социальных сетей и видеоигр) формируют триединую концепцию, которую можно определить как проблемный комплекс цифровой зависимости. Он включает в себя зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр, которые взаимосвязаны между собой и с такими проблемными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация, проблемы со сном и продолжительность ежедневного участия в видео- играх.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в разработке программ профилактики цифровой зависимости среди учащихся и студентов.
Статья посвящена возможности использования метафорических ассоциативных карт (МАК) для диагностики и профилактики внутриличностных конфликтов у студентов. Данные карты являются арт-терапевтическим инструментом и способствуют более быстрой визуализации образов, что является их основополагающим преимуществом. В статье дается описание этапов в работе с метафорическими ассоциативными картами, приводятся в пример практические упражнения, последовательно описывается эксперимент с методическими рекомендациями. По результатам предварительной диагностической беседы были выявлены 60 студентов с различными внутриличностными конфликтами. Для проведения достоверного психолого-педагогического эксперимента их разделили на две равные группы - контрольную и экспериментальную. Со всеми испытуемыми проводились индивидуальные занятия по одному часу в неделю, всего три встречи. Стандартные методики арт-терапии, песочной терапии, терапевтической беседы применялись в обеих группах. Однако только в экспериментальной добавлялось использование МАК и материалов. Описательная статистика показателей представлена по U -критерию Манна - Уитни, средней арифметической; обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics 27 и Microsoft Excel. Результаты исследования доказывают эффективность применения МАК для гармонизации соотношения между желаниями и потребностями через самоосознание, снижение дезадаптации, оказание помощи в целеполагании и балансировке самооценки у студентов, что снижает уровень внутриличностной конфликтности. Видится крайняя необходимость в продолжении изучения метафорических ассоциативных карт как арт-терапевтического инструмента для нормализации психоэмоционального состояния студентов.
В статье анализируются исследовательские данные по сенсорной регуляции у детей 3–5 лет, выделяются основные затруднения при адаптации к воде у тревожных детей. Представлен научно обоснованный протокол «Тихая вода», учитывающий особенности восприятия и регуляции сенсорных стимулов тревожными детьми в учебном процессе начального плавания. Описаны цели, структура и этапы протокола, особенности сенсорного сопровождения и педагогической поддержки в создании среды минимального стресса. Представлены данные пилотных исследований: показатели тревожности, успехов в освоении базовых навыков плавания и поведенческие маркеры сенсорной регуляции. Показано, что применение протокола «Тихая вода» повышает мотивацию, снижает уровень тревожности и способствует более успешному освоению элементов начального плавания.
В статье на основе анализа данных мониторингового исследования предложен взгляд на социальное настроение как на маркер социально-политических изменений, включающий социально-психологический механизм адаптации к травмирующему периоду неопределенности. На основе данных ИСПИ ФНИСЦ РАН и в сравнении с результатами исследований ведущих аналитических центров страны дана характеристика психологического состояния российского общества, в частности, динамики социального настроения за последние три года сквозь призму эмоционально-рациональных показателей: оценка сложившейся в стране ситуации, динамика социальных ожиданий, направленность социального оптимизма, спектр проблемного поля россиян, оценка восприятия власти, политическая лояльность и политическая отчужденность, политическое участие. Подвижность, изменчивость социального настроения представлена в значениях его интенсивности и вектора изменений. Выявлена взаимообусловленность тональной и предметной социально-политической направленности социального настроения. Сделан вывод о позитивной тональности и сдержанной правоцентристской политической направленности социального настроения российского общества. В то же время аккумуляция в социальной памяти результата рефлексивной ориентации на социальные изменения формирует в массовом сознании потенциальный источник как препятствий, так и возможностей трансформации социальной памяти. Поставлен вопрос о направленности такой трансформации, о возможном взаимовлиянии социального настроения, социально-политических практик, изменений структуры социальной памяти в зависимости от социально-политического контекста и времени.
Данная статья является продолжением серии обзоров по изучению влияния электромагнитных полей радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ) на нервную систему молодых животных in vitro и in vivo1. В первом обзоре рассмотрены изменение потенциала действия, проницаемости гематоэнцефалического барьера, морфологические трансформации клеток и миелиновой оболочки, а также материалы, указывающие на разнообразие подходов к изучению воздействия ЭМП РЧ. Во втором обзоре дан анализ морфогистологических изменений структур центральной нервной системы, в первую очередь гиппокампа, который участвует в формировании эмоций и пространственной памяти, необходимой для навигации, а также в консолидации памяти (переходе кратковременной в долговременную). Поскольку выявленные изменения в гиппокампе могут отразиться на когнитивных процессах и поведении, в настоящей статье изучены экспериментальные данные, полученные с помощью поведенческих тестов, о влиянии ЭМП РЧ, Wi-Fi и 5G на когнитивные процессы и психоэмоциональное состояние молодых животных (крыс и мышей). Проанализированы методы изучения когнитивных процессов и психоэмоционального состояния у грызунов, а также изменения пространственной памяти, уровней тревожно-подобного поведения, страха, стресса и депрессивно-подобного поведения при воздействии ЭМП РЧ различных частотных диапазонов (от 900 МГц до 10 ГГц), Wi-Fi и 5G. Представленные результаты позволяют считать доказанным негативное влияние электромагнитных полей сотовой связи на нервную систему молодых животных и дать опосредованную оценку возможных негативных изменений в организме детей и подростков как самой уязвимой к любым факторам внешней среды части населения. Эти данные следует учитывать при разработке отдельных регламентов использования ЭМП РЧ для молодого населения и/или корректировке существующих стандартов в контексте возрастающего электромагнитного загрязнения.
Исследование влияния становления сенсомоторной сенсорной системы на адаптивные и компенсаторные механизмы головного мозга под воздействием разнообразных факторов среды, преимущественно физических, в настоящее время является актуальной задачей для психо- и нейрофизиологии.
Цель работы - изучение зависимости параметров зрительных вызванных потенциалов (ЗВП) на вспышку от психофизиологических характеристик 18-20-летних здоровых людей.
Материалы и методы. Исследование проведено на базе кафедры нормальной физиологии Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко. В нем приняли участие 19 практически здоровых студентов обоего пола в возрасте 18-20 лет. Все они являлись правшами. У испытуемых измерялись масса тела, рост, определялись острота зрения по таблице Сивцева, зрачковый рефлекс, ситуативная и личностная тревожность по Спилбергеру, уровень счастья по 10-балльной шкале, среднее время за компьютером (телефоном) в сутки, а также самочувствие, активность и настроение (опросник САН). ЗВП регистрировались в стандартных условиях (в состоянии покоя, сидя, с закрытыми глазами) при помощи нейромиоанализатора НМА-4-01 «Нейромиан» (Россия). Проанализированы взаимосвязи психофизиологических параметров с амплитудой и длительностью волн ЗВП. Результаты. Подтверждены данные Р. Н. Зеленцова и Л. В. Поскотиновой (2020) о взаимосвязи параметров ЗВП на вспышку с возрастом и об отсутствии их взаимосвязи с остротой зрения взрослого здорового человека. Показано, что увеличение времени, затраченного на взаимодействие с гаджетами, синхронизирует работу нейронов стволовых структур мозга. Психологическое состояние человека влияет не только на синхронизацию нейронов 17-го поля коры больших полушарий, но и на все уровни генерализации ЗВП и является отражением интенсивности обработки информации. Отмечено, что временные параметры ЗВП фактически демонстрируют условия, в которых работает зрительная система, и указывают на состояние обеспечивающих зрение структур, а амплитудные параметры ЗВП связаны с психофизиологическим состоянием человека.
В статье представлен обзор исследований, посвященных влиянию медиаконтента на адаптационный потенциал личности. Рассматривается связь между уровнем тревожности и нарушениями внимания у человека в условиях цифровой реальности. Воздействие медиаконтента анализируется через такие механизмы, как медиамультизадачность и зависимость от медиаконтента. В ходе анализа литературы выявлены две закономерности. Первая: потребление медиаконтента связано с переживанием тревоги, которая формирует избирательность внимания к стимулам: человек избегает информации, вызывающей тревогу. Из-за избирательности человек чаще обращается к материалу, который является субъективно одобряемым, игнорируя негативные материалы, в том числе новостные повестки, что снижает уровень его осведомленности. Вторая: человек стремится включать одобряемый материал в повседневные дела, например, совмещать рабочие процессы с просмотром видео, что снижает устойчивость внимания из-за постоянного переключения между разными источниками информации. В результате этого человек чаще смещает внимание на негативную информацию, что усиливает его тревогу. Таким образом, бесконтрольное потребление медиаконтента негативно влияет на психическое здоровье человека и в долгосрочной перспективе приводит к появлению симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также развитию тревожных расстройств. Поэтому автор подчеркивает важность развития осознанности и управления медиапотреблением для сохранения психического здоровья и повышения адаптационного потенциала личности.
В настоящее время проблема устойчивости и длительности существования семейного союза приобрела особую остроту, поскольку институт брака подвергается различным угрозам - от социально-экономических до психологических и социокультурных. В силу этого представления студентов о любви имеют важное значение, поскольку непосредственно влияют на благополучие семейной группы, нередко «рождающейся» именно в студенческий период жизни. Результаты описанного в статье эмпирического исследования дополняют имеющиеся в социально-психологической науке знания о том, как студенты понимают феномен любви. Установлено, что по мере падения у них уровня социальной тревожности представления о любви приобретают всё более оптимистичное содержание, в них на первое место выходят взаимный обмен между супругами различными психологическими ресурсами и альтруизм.